Скачать:TXTPDF
В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Своем изначальном теле». Кришна лишь внешне оставил тело, чтобы обмануть глупцов. Глупцы думают, что Кришна такой же, как и мы. Поэтому, чтобы они и дальше пребывали в заблуждении, Кришна оставил иллюзорное тело. Но этот стих открывает нам секрет: махйм джахау сва-танва — «Кришна ушел из этого мира в Своем изначальном теле».

Здесь также сказано: шраванййа-сат-катхах — «беседы о Кришне трансцендентны». Если Его тело, подобно нашему, является материальным, какой смысл тогда слушать о Его деяниях? Нам интересно, о чем говорит Кришна в «Бхагавад-гите», но, если бы Он был таким же, как и мы, с чего бы нам тогда интересоваться Его словами? Слушая рассказы о Кришне или Его слова, вы обретаете освобождение, и потому Кришна никак не может быть обычным человеком, подобным нам. Так думают лишь скудоумные люди — апратибуддха-четасам.

Этот стих из «Бхагаватам» заканчивается словами ка- лир анвавартата: «Кришна ушел, и потому Кали, олицетворение нынешнего века раздоров, получил возможность распространить свое влияние». До некоторой степени это соответствует истине. С другой стороны, если Кришна находится повсюду, как Он мог уйти? Кришна может вечно пребывать рядом с вами, и, если благодаря сознанию Кришны вы обретете способность всегда находиться рядом с Кришной, Кали будет держаться на расстоянии. Поэтому всегда оставайтесь в сознании Кришны, и Кали не сможет коснуться вас.

Харе Кришна. Большое спасибо.

Падение души

В этой лекции Шрила Прабхупада объясняет, что на самом деле наше место — в духовном мире, с Кришной, а то ужасное состояние, в котором мы оказались в материальном мире, мы создали сами, подобно тому, как во сне в уме человека порой могут возникать страшные картины. Отвечая на наше желание, Кришна дал нам возможность забыть о Нем (апрель 1972 года, Токио).

шрй-шука увача

атма-майам рте раджан

парасйанубхаватманах

на гхатетартха-самбандхах

свапна-драштур иванджаса

«Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, если бы не влияние энергии Верховной Личности Бога, зачем было бы душе, обладающей чистым сознанием, связывать себя с материальным телом? Эта связь подобна сну, в котором спящий видит, как действует его тело» (Бхаг., 2.9.1).

Многие люди допытываются: «Как могло живое существо пасть в материальный мир, если оно находилось рядом с Кришной?» Ответ на этот вопрос содержится в данном стихе. Падение живого существа происходит из-за влияния материальной энергии Господа. На самом деле душа не падает. Приводится такой пример: когда мимо луны проплывают облака, кажется, что она движется. На самом же деле она стоит на месте. Так и душа, являясь духовной искрой Верховного Господа, никогда не падает. Однако она думает: «Я упала; я материальна; я — тело».

Душа никак не связана с телом. Мы можем в этом легко убедиться. Тело проходит через ряд изменений, а затем умирает, но я остаюсь тем же самым. Мысль о том, что мы связаны с телом, появляется из-за влияния иллюзорной энергии Кришны. Эта энергия вступает в действие, когда мы забываем о Кришне.

Иными словами, наше ложное отождествление себя с телом — следствие того, что мы забыли о Господе. Мы хотели забыть Кришну, покинуть Его, чтобы наслаждаться материальным миром, и Кришна предоставил нам такую возможность. Например, если вы играете в спектакле и действительно ощущаете себя царем, вы сможете сыграть очень хорошо. Но если вы думаете: «Я — Карандхара», (Имя одного из присутствующих учеников Шрилы Прабхупады.)

вы не сможете убедительно сыграть роль царя. Вы должны ощущать себя царем. Если вы играете роль царя, вы должны верить в то, что вы — царь, иметь силу духа царя. Вы должны забыть о том, что вы — Карандхара. Тогда вы сыграете очень хорошо, и зрители это оценят. Но если вы думаете: «Я, Карандхара, играю роль царя», ваша игра не будет достаточно убедительной.

Итак, поскольку мы хотели играть роль Кришны, верховного наслаждающегося, Кришна дал нам такую возможность: «Хорошо, почувствуйте себя Мной». Это чувство: «Я повелитель, я царь, я Кришна, я Бог» — создано Кришной: «Ладно, если хотите играть роль царя, Я научу вас».

Задача режиссера заключается в том, чтобы вы прочувствовали роль. Однажды в молодости я играл Адвайту Ачарью в пьесе о Господе Чайтанье. Наш постановщик,

Амритлал Бозе, все время твердил мне: «Почувствуй себя Адвайтой Ачарьей». Благодаря его усилиям мне удалось так хорошо сыграть эту роль, что все зрители в зале плакали. Хотя сама пьеса была довольно поверхностной, она произвела сильное впечатление на публику.

Точно так же у нас нет ничего общего с материальным миром, но иллюзорная энергия приучила нас думать: «Я индиец», «Я американец», «Я интеллектуал», «Я простой рабочий», «Я то», «Я это», «Я должен делать то-то», «У меня столько обязанностей». Все это различные виды иллюзии. Мы не имеем ничего общего со всей этой чепухой, но относимся к ней очень серьезно: «Я должен действовать так-то и так-то. Я то, я это».

Здесь объясняется: атма-майам рте раджан парасйа- нубхаватманах. «Если бы не влияние энергии Верховной Личности Бога, зачем было бы душе, обладающей чистым сознанием, связывать себя с материальным телом?» Во сне человек может закричать: «Тигр! Тигр! Спасите!». Если рядом находится кто-то бодрствующий, он удивится: «Какой тигр? Чего ты кричишь?». Однако спящий действительно убежден в том, что на него напал тигр.

В этом стихе приводится пример сна: на гхатетартха- самбандхах свапна-драштур иванджаса. Невозможно объяснить связь души с телом иначе, как уподобить ее сну, в котором человек создает воображаемую ситуацию. Ему снится тигр, и он испытывает страх. На самом деле бояться нечего — никакого тигра нет. Это всего лишь сон.

Точно так же мы создали материальный мир и материальную деятельность. Люди постоянно поглощены суетой: «О, я управляющий; я владелец завода; я то, я это; мы знаем его политику; нам нужно обойти конкурентов». Все это подобно сну — свапна-драштур иванджаса.

Итак, если кто-то спрашивает: «Когда мы соприкоснулись с материальной природой?», ответ состоит в том, что мы с ней не соприкасались. Под влиянием внешней энергии мы лишь думаем, что связаны с ней. В действительности мы не падали. Мы не можем пасть. Мы лишь создали ситуацию, в которой думаем, будто пали. На самом деле эту ситуацию создал Кришна. Мы хотели подражать Ему, и Он дал нам такую возможность: «Хотите подражать Мне? Хотите изображать царя на сцене? Хорошо. Почувствуйте себя царем. Люди будут вам аплодировать: „О, какой хороший царь!»».

Каждый в материальном мире хочет играть какую-то роль. «Я хочу быть премьер-министром». «Я хочу быть крупным магнатом».

«Я хочу быть начальником». «Я хочу быть философом». «Я хочу быть ученым». Люди пытаются играть эти роли, и Кришна предоставляет им такую возможность: «Хорошо, играйте».

Однако все эти роли — бессмыслица. Просто сон. Как только вы просыпаетесь, всё, что было во сне, исчезает. Нет никакого тигра и никаких джунглей. Точно так же, пока существует тело, душа может думать: «Я важный начальник. Я то, я это», но, когда телу приходит конец, все эти представления исчезают.

Шри Кришна говорит: мртйух сарва-хараш чахам — «Я всепоглощающая смерть». Подумайте о своей прошлой жизни, представьте, что вы были царем или кем-то вроде того. На основании «Бхригу-самхиты» было установлено, что в прошлой жизни я был известным врачом с безупречным характером и не совершил ни одного греха. Не знаю, может быть и так, но я об этом ничего не помню. Что же мы знаем? Я мог быть известным врачом с хорошей практикой, но где все это сейчас? Все ушло в небытие.

Наша связь с материей подобна сну. Мы не падали. Поэтому в любой момент мы можем восстановить свое сознание Кришны. Мы обретем освобождение, как только поймем: «Я не имею ничего общего с материей. Я просто вечный слуга Кришны». Порой, когда кошмар становится невыносим, мы просыпаемся. Точно так же мы в любой момент можем разорвать свою связь с материей, стоит лишь пробудить в себе сознание Кришны. «Да, Кришна — мой вечный господин, а я — Его слуга». Вот и всё. Таков путь.

Большое спасибо.

Очистите свою жизнь

В этой речи, приуроченной ко дню явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура, первого проповедника сознания Кришны в современном мире, Шрила Прабхупада говорите «Превратить свой дом в духовный мир, Вайкунтху, совсем не трудно. Вам нужно просто воспользоваться правильным методом. Господь Кришна дал нам все, что нужно для того, чтобы привнести в свою жизнь духовный мир» (сентябрь 1973 года, Бомбей).

Пятьсот лет назад Господь Чайтанья Махапрабху — Сам Господь Кришна, пришедший в образе Своего преданного, — положил начало движению санкиртаны, распространению совместного пения святых имен Бога. В течение последних двух столетий эта миссия развивалась благодаря проповеди Бхактивиноды Тхакура. Бхактивинода Тхакур был семейным человеком и занимал ответственный государственный пост, выполняя обязанности судьи. Вместе с тем он прославился как великий преданный, великий ачарья — выдающийся духовный учитель в цепи ученической преемственности, берущей начало от Чайтаньи Махапрабху.

Бхактивинода Тхакур написал много бхаджанов, песеЯ преданности. В одной из них есть такие слова: йе-дина грхе, бхаджана декхи, грхете голока бхайа — «Однажды, занимаясь преданным служением, я увидел, что мой дом превратился в Голоку Вриндавану, в духовный мир».

Поскольку Кришна нематериален, Его обитель, Голока Вриндавана, тоже нематериальна. И хотя Кришна всегда пребывает в Своей обители, на Голоке Вриндаване, в то же время Он присутствует повсюду. Кришна всемогущ. В «Брахма-самхите» говорится:

эко ‘пй асау рачайитум джагад-анда-котим

йач-чхактир асти джагад-анда-чайа йад-антах

андантара-стха-параману-чайантара-стхам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Кришна, одно из имен которого — Говинда, в виде одной из Своих полных экспансий — Параматмы, или Сверхдуши, присутствует повсюду: во всех вселенных и сердцах всех живых существ. Он присутствует не только в сердце каждого, но и в каждом атоме.

Обитель Кришны, Голока Вриндавана, тоже присутствует повсюду. Каким образом? Благодаря присутствию преданных Господа. В «Падма-пуране» Кришна говорит:

нахам тиштхами ваикунтхе

йогинам хрдайешу ва

йатра гайанти мад-бхактах

татра тиштхами Нарада

«Я живу не в духовном мире — не на Вайкунтхалоке — и не в сердцах йогов. Я там, где Мои преданные прославляют Меня».

Таково могущество Кришны. В своих молитвах мы обращаемся к Богу как к всемогущему, всеведущему и вездесущему. Бог может одновременно присутствовать повсюду.

Между Кришной и местом, где Он пребывает, нет никакой разницы. Поэтому Чайтанья Махапрабху советует: арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама врндаванам. Дхаме Кришны нужно поклоняться так же, как и Самому Кришне. Он вездесущ, и место Его пребывания обладает тем же свойством.

Каким же образом можно любое место превратить в Вайкунтху или Голоку Вриндавану? С помощью пения святого имени Господа. Преданные столь могущественны что, повторяя святое имя Бога, они заставляют всемогущего Верховного Господа сойти на Землю вместе со Своей обителью. Поэтому Бхактивинода Тхакур поет: «Однажды, занимаясь преданным служением, я увидел,

Скачать:TXTPDF

В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн