Скачать:TXTPDF
В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

что мой дом превратился в Голоку Вриндавану».

Мы тоже можем превратить свой дом в Вайкунтху. Это не трудно — нужно просто воспользоваться авторитетным методом сознания Кришны. Бхактивинода Тхакур объясняет, как это сделать: кршнера самсара кара чхади аначара. «Оставьте всю греховную деятельность и свяжите свои мирские обязанности с Господом Кришной». Аначара значит «греховная деятельность». Если вы грешите, вы не можете общаться с Богом. В «Бхагавад-гите» Кришна

говорит: йешам те анта-гатам папам… бхаджанте мам дрдха-вратах — «Лишь тот, кто полностью свободен от греха, способен поклоняться Мне с твердой решимостью».

В Движении сознания Кришны мы не рекомендуем оставлять работу, бросать жену и детей и становиться саннъяси, отрекаясь от мира. Нет, наше Движение не призывает к этому. Среди членов Движения есть не только саннъяси, но и брахмачари — ученики, хранящие обет безбрачия, грихастхи — семейные пары, и ванапрастхи, те, кто отошел от дел. Мы приглашаем всех; каждый может поклоняться Кришне. Нигде не говорится, что заниматься этим могут только избранные — брахманы, саннъяси, брахмачари или индусы. Нет. Кришна открыт для всех. Мам хи партха вйапашритйа йе ‘пи сйух папа-йонайаХ. Кришна открыт даже для тех, кто имеет низкое происхождение. Нужно просто применить метод, позволяющий приблизиться к Богу: отказаться от чувственных удовольствий й очистить свою жизнь, практикуя сознание Кришны.

Об этом поется во многих бхаджанах. Нароттама дас Тхакур поет: вишайа чхадийа кабе, шуддха хабе мана, кабе хама хераба, шрй-врндавана — «Когда я перестану услаждать свои чувства и мой ум очистится, я смогу постичь Вриндаван». Вишайа означает «чувственные наслаждения». Чтобы очиститься, нужно отказаться от чувственных наслаждений.

Отказ от услаждения чувств не означает, что мы должны, к примеру, отказаться от пищи. Есть не запрещено, но мы не должны принимать в пищу ничего, что не было предложено Кришне. Жить в сознании Кришны — значит быть Его слугой. Как слуга ест остатки пищи своего хозяина, так и слуги Кришны вкушают остатки пищи Господа. Эта пища называется прасадом, милостью Господа.

Мы должны построить свою жизнь так, чтобы избегать аначары, запрещенных вещей, греховных поступков. Есть четыре основных вида греховных действий: недозволенный секс, убийство животных без необходимости, употребление одурманивающих средств и азартные игры. Мы должны отказаться от этих четырех опор греха. Тогда наша жизнь станет чистой.

Если мы откажемся от этих четырех вещей и будем повторять мантру Харе Кришна, мы очистимся. Вы видите это на примере участников Движения сознания Кришны. Многие из тех, кто всем сердцем принял сознание Кришны, раньше имели пристрастие к совершению всех этих грехов — это было для них обычным делом. Но они отказались от всего этого, и каждый может убедиться, насколько праведной стала их жизнь теперь. Нужно принять принципы очищения, и ваша жизнь станет совершенной.

Люди не знают, в чем состоит совершенство жизни, думают, что совершенство сводится к материальному процветанию, но это не так, ибо, даже если вы преуспел в материальных делах, вы не сможете наслаждаться эти долго. В любой момент вас могут вышвырнуть отсюда В чем же ваше совершенство?

Представьте, что вы живете в прекрасном доме, на вашем банковском счету много денег, у вас хорошая жена и дети. У вас все в порядке. Но где гарантия, что вы будете наслаждаться этим вечно? В любой момент вас мог вышвырнуть отсюда. Так что это не является совершенством. Если бы у вас была уверенность в том, что счастлива жизнь в материальном мире, к которой вы так стремитес будет продолжаться вечно и вас никогда не попросят от сюда, можно было бы говорить о совершенстве. Но у вас не может быть такой уверенности. В материальных условиях совершенная жизнь невозможна. Ваша жизнь стан< совершенной, когда вы будете уверены, что вам не придется больше рождаться, умирать, стареть и болеть. Вот что такое совершенство.

Достичь совершенства можно только при помощи сознания Кришны — никакие материальные средства здесь не помогут. Если мы хотим обрести вечное блаженство и полное знание — сат-чит-ананда-виграху — мы должны принять сознание Кришны. Иного пути нет.

Господь Кришна говорит:

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджй мам намаскуру

мам эваишйаси йуктаивам

атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мною ниц и поклоняйся Мне. Так ты непременно придешь ко Мне». Всего четыре пункта. Разве трудно думать о Кришне, поклоняться Ему, стать Его преданным и склоняться перед Ним? Это совсем нетрудно, и мы ежедневно демонстрируем это в наших храмах по всему миру. Мы думаем о Кришне, повторяя мантру Харе Кришна. Мы склоняемся перед Божеством и пытаемся стать Его преданными — по крайней мере, пытаемся. Мы также поклоняемся Господу, поднося Ему цветы, фрукты, благовония и так далее. В этом нет ничего сложного. Каждый может взять цветок, фрукт или немного воды и предложить Кришне.

Так в чем же проблема? Проблема в нашем упрямстве. Упрямому человеку очень трудно осознать Бога.

Человеческая жизнь предназначена для поклонения Кришне. Нароттама дас Тхакур поет: хари хари випхале джанама гонаину — «Моя жизнь прошла впустую». Почему? Манушйа-джанама паийа радха-кршна на бхаджийа джанийа шунийа виша кхаину: «Родившись в человеческом теле, я не поклонялся Радхе и Кришне и таким образом сознательно пил яд».

Мы пытаемся убедить людей перестать пить яд. Движение сознания Кришны несет благо каждому. Это высшее гуманистическое Движение, призванное даровать всем счастье, бессмертие, умиротворение и мудрость.

Тех же, кто не предается Ему, Кришна называет нарадхамами, низшими из людей.

«Какой же он нарадхама? Ведь он магистр, доктор философии, доктор богословия. Как он может быть нарадхамой?»

Майайапахрта-джнана. Все его знания не имеют никакой ценности, поскольку он ничего не знает о Кришне. Все эти магистры и доктора наук не помогут вам. Кришна говорит: «Тот, кто не поклоняется Мне, не обладает знанием». Почему? Потому что, если человек упорно не хочет предаваться Богу, что толку во всех его знаниях? Он ничего не знает.

Поэтому Кришна говорит: бахунам джанманам ан джнанаван мам прападйате. После многих, многих рож дений, после долгих усилий, направленных на разви знания, тот, кто воистину мудр, предается Кришне: «Мой дорогой Господь Кришна, я так долго не помнил о Тебе и не знал, что моя единственная задачапредаться Тебе. Но сегодня я вручаю себя Тебе. Пожалуйста, защити меня». Вот что такое разум.

Стоит вам вручить себя Кришне, и вы тотчас обретаете Его покровительство. Господь Кришна говорит:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам эхам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма йхучах

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего». Господь также обещает: каунтейа пратиджанйхи на ме бхактах пранашйати — «Мой преданный никогда не погибнет».

Движение сознания Кришны пытается наделить разумом всевозможных глупцов, грешников и негодяев, и нам это удается. Папи тапй йата чхило, хари-наме уддхари тара сакшй джагаи мадхаи. Хотите доказательств? Вспомните Джагая и Мадхая. Чайтанья Махапрабху дарова освобождение двум братьям-грешникам, которых звали Джагай и Мадхай. Теперь понимаете, какой силой наделено Движение сознания Кришны? Оно спасает тысяч Джагаев и Мадхаев!

Движение Чайтаньи Махапрабху даже более могущественно, чем Сам Господь. Чайтанья Махапрабху дал освобождение только Джагаю и Мадхаю, но Его Движение освобождает тысячи Джагаев и Мадхаев. Вот вам наглядное доказательство.

Метод Господа Чайтаньи очень прост, и применять его совсем нетрудно. Им может воспользоваться каждый. Но если мы сознательно пьем яд, кто сможет защитить нас?

Мы обращаемся к каждому из вас с просьбой принять сознание Кришны и повторять мантру Харе Кришна. Даже если вы не сможете сразу отказаться от дурных привычек и греха, все равно повторяйте мантру Харе Кришна. Тогда вскоре вы очиститесь, и ваша жизнь увенчается успехом.

89

Большое спасибо.

Счастье за пределами иллюзорных ограничений

Санкиртана, совместное пение святого имени Бога, возвышает и одухотворяет наше сознание. Исполненное радости состояние, в котором человек осознает Бога, выше любых предрассудков и материальных различий. В этой лекции Шрила Прабхупада объясняет значение Движения санкиртаны для современного мира (ноябрь 1968 года, Лос-Анджелес).

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне [Кришне]» (Б.-г., 18.54).

Сознание Кришны исполнено блаженства, ибо этого уровня человек достигает лишь после того, как полностью освободится от материальных страданий. Такое состоя» ние называется состоянием брахма-бхута. В этом состоянии человек чувствует примерно то же, что заключенный, вышедший на свободу после долгих лет заточения. Какое счастье он испытывает в этот момент! Подобным образом, достижение состояния брахма-бхуты сразу же наполняет человека радостью.

Какова же природа этой радости? На шочати: даже потеряв что-то ценное, человек не скорбит. На канкшати: и он не стремится к обогащению. Кроме того, на этом уровне человек видит духовное равенство всех живых существ. В другом месте «Бхагавад-гиты» говорится: пандитах сама-даршинах — «Мудрый человек видит, что с духовной точки зрения все живые существа равны». Именно с этого уровня по-настоящему начинается сознание Кришны, мад- бхактим лабхате парам. Итак, сознание Кришны — это деятельность живого существа после освобождения.

Все стремятся избавиться от материальных страданий. Последователи философии буддизма пытаются освободиться от них, достигнув нирваны. Нирвана означает «состояние, в котором все прекращается». Буддисты хотят обратить всё в пустоту, свести на нет все материальное разнообразие. В этом суть буддизма. Философия майявады, имперсонализм, — примерно то же самое. Это «второе издание» буддизма. Буддисты хотят свести все к безжизненной пустоте, а философы-жанявйдм говорят: «Да, мы должны свести на нет материальное разнообразие, но сохранить жизнь». Здесь кроется ошибка. Там, где есть жизнь, должно быть и разнообразие; жизнь без разнообразия невозможна. Майявади отрицают разнообразие, и в этом их изъян.

Представьте, что больной, измучившись от страданий, просит врача: «Пожалуйста, прекратите мои страдания! Сбейте меня! Убейте меня!». Иногда страдания так велики, что люди говорят подобные вещи: «Дайте мне яду! Убейте Меня! Я не могу вынести эту боль!». Однако врач отвечает: «Нет нужды убивать вас. Я вылечу вас, и вы будете жить долго и счастливо».

Но больной настаивает: «Нет, я больше не могу терпеть. Пожалуйста, убейте меня!» Буддисты и майявади подобны таким больным. Они думают: «Я хочу умереть; хочу стать пустотой, нулем». Материальные страдания доставляют им столько беспокойств и разочарований, что они хотят перестать существовать.

Сознание Кришны — не такая философия. Сознание Кришны приводит вас к истинной жизни — жизни на уровне освобождения, жизни, наполненной преданным служением.

Однако зачастую людям бывает трудно понять философию сознания Кришны. Почему? Это объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (7.5.30): матир на кршне парата свато ва митхо ‘бхипадйета грха-вратанам. Грха значит «дом»,

Скачать:TXTPDF

В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн