Скачать:TXTPDF
В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

они несовершен¬ны. Измышления, основанные на несовершенных чувст¬вах, также несовершенны. Именно поэтому всевозможные «мыслители» — так называемые ученые и философы — выдвигают всевозможные теории типа «вероятно» и «воз¬можно». Это означает, что их знание несовершенно. Но если вы получаете знание от самого совершенного — от Бога, — оно воистину совершенно.

Таков наш метод. В четвертой главе «Бхагавад-гиты» Кришна говорит, что впервые Он поведал это учение богу Солнца, который передал его своему сыну Ману, а тот пересказал Икшваку. Таким образом, по цепи уче¬нической преемственности, «Бхагавад-гита» пришла на Землю. Если вместо того, чтобы давать словам Криш¬ны свои ненужные толкования, мы примем эту ученичес¬кую преемственность, мы поймем «Бхагавад-гиту». Таков метод.

Наше Движение сознания Кришны представляет Вер¬ховную Личность Бога, Кришну, таким, как Он есть, без всяких интерпретаций. Такова йога сознания Кришны. Успеха в этой йоге, по словам Самого Кришны, можно достичь, поместив Его в центр. Если вы помещаете Криш¬ну в центр и всегда размышляете о Его облике, Криш¬на откроется Вам. В этом заключается йога сознания Кришны.

Большое спасибо.

Путь, ведущий к Кришне

Существует много путей, но не все они ведут к одной цели. Шрила Прабхупада говорит: «Человек должен прий¬ти к сознанию Кришны. Вы можете следовать путем йоги или путем философского познания, вы можете совершать обряды и ритуалы, предаваться аскезе или изучать Веды. Но до тех пор, пока вы не придете к сознанию Кришны, вам не удастся подняться выше определенного уровня» (ноябрь 1966 года, Нью-Йорк).

на садхайати мам його

на санкхйам дхарма уддхава

на свадхйайас тапас тйаго

йатха бхактир маморджита

Верховная Личность Бога, Кришна, сказал: «Мой дорогой Уддхава! Ни практикой аштанга-йоги, мистической йоги, направленной на обуздание чувств, ни аналитическим по¬стижением Абсолютной Истины и погружением в безлич¬ный монизм, ни изучением Вед, ни аскезой, ни обетом отречения от мира человек не сможет доставить Мне тако¬го удовольствия, как беззаветным преданным служением» (Бхаг., 11.14.20).

Господь Чайтанья процитировал этот стих, излагая притчу об астрологе, который открыл бедняку, где за¬рыт клад. Клад символизирует сознание Кришны, любовь к Богу, а стороны света — различные методы постижения Абсолютной Истины.

Астролог сообщил бедняку: «На самом деле ты — сын очень богатого человека. Но ты страдаешь, поскольку не знаешь об этом».

Бедностьпроклятие для обычных людей, живущих материальными представлениями о жизни, но те, кто богат духовно, не имеют ничего общего с нищетой или богат-ством этого мира. Живые существа не созданы для нище¬ты, поскольку они — неотъемлемые частички Верховного Господа, владыки всего сущего. Каждое живое существо имеет право по рождению наслаждаться собственностью Господа, точно так же как сын наследует собственность от¬ца. Таков закон. Но, околдованные иллюзией, мы забыли о своих отношениях с верховным отцом и потому страдаем. Таков диагноз.

Теперь нам нужно найти способ вернуться домой, к Бо¬гу, и это должно стать целью жизни человека. Неважно, почему мы попали в материальный мир. Веды, подобно этому астрологу, велят нам найти способ вернуться к Бо¬гу. Подобно астрологу, намекающему бедняку, где зарыт клад, ведическая литература намекает нам, как обрести несметные богатства, восстановив утраченные отношения с нашим отцом.

Есть разные пути восстановления этих взаимоотно¬шений, но Господь Чайтанья говорит, что единственный действенный способ — бхакти. Веды утверждают то же самое. Господь Чайтанья цитирует здесь стих из «Шримад-Бхагаватам», в котором Господь Кришна дает наставле¬ния своему двоюродному брату Уддхаве, как некогда давал наставления Арджуне в «Бхагавад-гите». Кришна гово¬рит: на садхайати мам йогах — «невозможно прийти ко Мне, встав на путь йоги». И далее: на санкхйам дхарма Уддхава — «В этом не помогут ни философские размыш¬ления, ни следование обычным религиозным заповедям, о Уддхава».

На самом деле йога означает «связь» или «сложение». Например, в математике есть сложение и вычитание. В на¬стоящий момент мы «в минусе»: Бог минус я. У меня нет ни малейшего представления о Боге; поэтому я «в мину¬се». Йога же означает «Бог плюс я». Таков истинный смысл йоги. Я так долго вычитал Бога из своей жизни; теперь же, практикуя йогу, я прибавляю Его к ней.

Но не следует забывать, что в абсолютном, духовном смысле и «Бог плюс я», и «Бог минус я» в любом случае равняется «Богу». Когда я «в минусе», то есть отделен от Бога, это не означает, что Бог утрачивает часть Своего мо¬гущества. Нет, Он полон. Если же я «в плюсе», восстанав¬ливаю связь с Ним, это не значит, что от этого Господь становится полнее в каком-то отношении. Нет.

В «Бхагавад-гите» Кришна приводит хороший пример: апурйаманам ачала-пратиштхам саму драм. Во время сезо¬на дождей реки несут в океан миллионы тонн воды, но он не выходит из берегов. Если даже обычный океан не выхо¬дит из берегов, когда к нему что-то прибавляется, что уж тогда говорить о Боге?

Я говорю «обычный» потому, что во вселенной су¬ществуют миллионы океанов. Поэтому не стоит приходить в изумление, глядя на Атлантический океан, — таких океа¬нов во вселенной миллионы и миллиарды. Они парят в кос¬мосе, подобно тому, как парят в воздухе молекулы воды. Таково могущество Бога.

Для тех, кто слишком поглощен телесной концепцией жизни, система йоги очень полезна, поскольку она учит че¬ловека уводить чувства от деятельности во внешнем ми¬ре. Есть восемь уровней практики йоги. Первые два — яма и нияма. Следуя регулирующим принципам, человек дол¬жен попытаться контролировать чувства во всем, что ка¬сается еды, сна и деятельности. Это называется яма-нияма. Первейшее правило йоги — воздержание от половой жиз¬ни. Такова настоящая йога. Те, кто не отказывает себе в сексе, одурманивающих средствах и прочих глупостях, не имеет никаких шансов на успех в йоге.

Человеку следует удобно сесть в уединенном, освящен¬ном месте, держа шею, голову и спину на одной линии. Затем, наполовину прикрыв глаза, нужно сосредоточить взгляд на кончике носа. Если глаза открыть полностью, вас будет беспокоить материальный мир. А если закрыть их, то вы можете задремать. (Шрила Прабхупада имитирует храп.) Я видел это. Многие, якобы занимаясь йогой, просто спят. (Смех.)

Другой практикой восьмиступенчатой йоги является дхарана, сосредоточение ума. Какова цель сосредоточения ума? Она заключается в том, чтобы обнаружить внутри сначала себя, а затем — Господа. Вот в чем состоит совер¬шенство йоги, а не в том, чтобы заниматься день и ночь вся¬кой ерундой, а между делом зайти в кружок йоги, заплатить пять долларов и думать: «О, я великий йог!» Все это чушь.

Заниматься йогой не так-то просто. Многие так на¬зываемые учителя йоги попросту наживаются на людях. Я открыто заявляю, что они и их ученики — общество обманщиков и обманутых.

Хотя практика йоги одобрена ведической литературой, в наш век заниматься ею очень трудно. Даже пять тысяч лет назад, когда условия гораздо больше благоприятство¬вали этому, а люди были не так развращены и находились на более высоком уровне развития, Арджуна отказался практиковать йогу. Когда Кришна предложил ему заняться этой системой йоги, Арджуна ответил: «Я не способен на это».

Итак, заниматься йогой сейчас невозможно. Это было возможно в Сатья-югу, когда все пребывали в гуне благости и находились на высоком духовном уровне. Йога предназначена для высокоразвитых личностей, а не обычных людей.

Но даже если заниматься ногой правильно и делать все совершенно, это не приведет вас к Верховному Господу. Как раз об этом и говорится в стихе, который мы обсужда¬ем. Что уж говорить о псевдойоге, если, даже безупречно занимаясь настоящей йогой, вы не можете достичь Бога. Здесь сказано: на садхайати мам йогах.

Кроме того, здесь говорится: на санкхйам — «этого также не достичь посредством санкхьи». Санкхья — это постижение природы материи и духа. Философы этой шко¬лы говорят, что материальный мир является сочетанием двадцати четырех составляющих: пяти грубых и трех тон¬ких элементов, пяти познающих органов, пяти органов дей¬ствия, пяти объектов чувств и прадханы, непроявленного состояния гун материальной природы. Пять грубых эле¬ментов — это земля, вода, огонь, воздух и эфир. Затем идут тонкие элементы. Ум тоньше эфира, разум тоньше ума, а тоньше разума ложное эго — ошибочное отождест¬вление себя с материей. Пять познающих органов — гла¬за, нос, уши, язык и кожа. Пять органов действия — голос, ноги, руки, анус и гениталии. А пять объектов чувств — это запах, вкус, форма, прикосновение и звук.

Такое разделение материального мира на двадцать че¬тыре компонента и называется санкхьей. Это исчерпы¬вающий анализ всего, что доступно нашему опыту. Над этими двадцатью четырьмя компонентами находится душа, а выше души — Бог.

Последователи санкхьи не способны обнаружить душу — Они, подобно мирским ученым, просто изучают матери¬альные объекты. Они ничего не знают о том, что выше этого. Сейчас я говорю с вами, но последователи санкхьи не могут объяснить, что именно во мне говорит. Так же и врач, разрезав тело, не в состоянии обнаружить в нем действующее начало, духовную силу. И поскольку матери¬алисты не в силах обнаружить даже частицу Верховного Господа, живое существо, каковы их шансы найти Само¬го Бога? Так что ни йоги, ни последователи санкхьи не способны обнаружить Бога.

Его также нельзя обнаружить, следуя дхарме. Под дхар¬мой здесь подразумевается отправление ритуалов. Инду¬сы ходят в храм, христиане — в церковь, мусульмане — в мечеть, и каждый из них думает: «Бог находится именно здесь». Конечно, это начало духовной жизни. Это прекрас¬но. Такая убежденность необходима. Но, попав в ловушку ритуалов, они не пытаются углублять свои знания. Они не пытаются двигаться дальше. Они думают: «На этом все за¬канчивается». Поэтому такие люди тоже не могут достичь Бога.

Далее, свадхйайа. Свадхйайа означает «изучение», изу¬чение ведической литературы. И тапа. Тапа значит «ас¬кеза». Пост, медитация, уединенная жизнь в лесу — вот лишь некоторые из видов аскезы. И наконец, тьяга, от¬речение от мира. Саннъяса, отречение от мира, является классическим примером такого рода.

Итак, Господь говорит: «Все эти методы: йога, санкхъя, ритуалы, изучение Вед, аскеза и отречение, — вместе взя¬тые или по отдельности, не помогут вам достичь Меня».

Верховный Господь по большому счету признает негод¬ными все эти методы. Признает негодными в том смыс¬ле, что, хотя, обратившись к ним, человек до какой-то степени сможет приблизиться к высшей цели, без предан¬ного служения ему никогда не достичь ее. Преданность обязательно должна присутствовать, поскольку конечная цельКришна, Верховный Господь. Кришна говорит 8 «Бхагавад-гите»: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате — «После многих, многих рождений тот, кто истинно разумен, вручает себя Мне, ибо он понял, что Бог есть все сущее».

Человек должен прийти к сознанию Кришны. Вы мо¬жете следовать путем йоги или путем философского позна¬ния, вы можете совершать обряды и ритуалы, предаваться аскезе или изучать Веды. Но до тех пор, пока вы не при¬дете к сознанию Кришны, вам не удастся

Скачать:TXTPDF

В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн