Скачать:TXTPDF
В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

ачинтйа-гуна-сварупам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, чей образ всегда доступен взору преданных, глаза которых умащены бальзамом любви к Нему. Такие преданные созерцают Господа, пребывающего у них в сердце, в Его вечном образе Шьямасундары».

Таким образом, человек, достигший святости, всегда видит Кришну. Слово шйамасундара в этом стихе означает «темный, но при этом невероятно прекрасный». Будучи Верховной Личностью Бога, Кришна, несомненно, очень красив. Слово ачинтйа означает, что Он обладает непостижимыми и безграничными качествами. Хотя Он пребывает повсюду, как Говинда Он всегда танцует во Вриндаване с гопи. Там Он играет с друзьями, а иногда, ведя себя как непослушный мальчишка, дразнит Свою мать. Эти игры Верховной Личности описаны в «Шримад-Бхагаватам».

Ученик. Насколько мы знаем, самого Сократа никто не учил философии. Сам он называл себя самоучкой. Как вы считаете, можно ли быть самоучкой и познать себя при помощи медитации и самонаблюдения?

Шрила Прабхупада. Да. Обычно все мыслят на основе телесной концепции. Если я возьмусь изучать разные части своего тела и начну серьезно размышлять над тем, кто я, это постепенно приведет меня к познанию души. Если я спрошу себя: «Эта рука — я?», ответ будет: «Нет, я не рука. Правильнее будет сказать, что эта рука принадлежит мне». Таким образом, я могу исследовать каждую часть своего тела и прийти к выводу, что все части принадлежат мне, но сам я отличаюсь от них. С помощью подобного самоанализа любой разумный человек может понять, что он не тело. Таков первый урок «Бхагавад-гиты» (2.13):

дехино ‘смин йатха дехе

каумарам йауванам джара

татха дехантара-праптир

дхйрас татра на мухйати

«Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает».

Когда-то у меня было тело ребенка, но теперь его не существует. Тем не менее, я знаю, что когда-то оно у меня было, и на основании этого я могу заключить, что я представляю собой нечто отличное от тела. Я могу снять квартиру, но я не отождествляю себя с ней. Тело может быть моим, но я не являюсь телом. С помощью такого самонаблюдения человек может сам научиться видеть разницу между телом и душой.

Что же касается вопроса о том, можно ли быть самоучкой в полном смысле слова, то, согласно «Бхагавад-гите» и ведическим представлениям, нынешняя жизньпродолжение прошлой. Поскольку мы постоянно накапливаем опыт, было бы неправильно говорить, что Сократ был самоучкой. Скорее, в предыдущих жизнях он взращивал в себе знание, и оно следовало за ним из жизни в жизнь. Это факт. Иначе почему один человек разумен, а другой — невежествен? Потому что эта жизньпродолжение прошлой.

Ученик. Сократ считал, что при помощи интеллектуального усилия — медитации — человек может обрести знание и мудрость, что тождественно обладанию всеми добродетелями. Такой человек всегда поступает правильно и потому счастлив. Поэтому тот, кто достиг просветления, погружен в себя, мудр, добродетелен. Такой человек счастлив, ибо всегда поступает правильно.

Шрила Прабхупада. Да, это подтверждается в «Бхагавад-гите» (18.54): брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати — осознав себя, такой человек сразу же преисполняется радости и счастья, прасаннатма. Это происходит потому, что он пришел к верному пониманию. Человек может долгое время придерживаться ошибочных представлений, но, придя наконец к верному заключению, он исполняется счастья. Он думает: «До чего же я был глуп, так долго идя не тем путем». Таким образом, тот, кто осознал себя, обретает счастье.

Счастье означает, что человеку не нужно больше думать о том, как чего-то достичь. Например, Махараджа Дхрува сказал Господу: свамин кртартхо ‘сми варам на йаче — «Я увидел Тебя, мой Господь, и не хочу никаких материальных благословений». Махараджа Прахлада также говорил: «Мой Господь, я не хочу материальных благ. Я видел, как мой отецвеликий материалист, которого боялись даже полубоги, — был убит Тобой в одно мгновение. Поэтому я не забочусь об этих вещах».

Истинное знание означает, что человек больше не имеет никаких желаний. Карми, те, кто трудится ради плодов, философы и йоги — все чего-то страстно желают. Карми хотят материальных богатств, красивых женщин и высокого положения. Человек либо стремится к тому, чего у него нет, либо оплакивает то, что потерял. Гъяни тоже полны желаний: они надеются слиться с Богом и раствориться в Его бытии. А йоги хотят обрести магические силы, чтобы сбивать с толку других людей, заставляя их считать себя Богом. В Индии некоторые йоги убеждают людей, что способны создавать золото и летать по небу, а глупые люди верят им. Даже если йог умеет летать, разве это достижение? В небе парит множество птиц — в чем же разница между ними и йогом? Разумный человек это прекрасно понимает. Если кто-то говорит, что может ходить по воде, посмотреть на него сбегутся тысячи глупцов. Бывает, что люди даже готовы заплатить десять рупий, чтобы посмотреть на человека, который лает по-собачьи. Им не приходит в голову, что кругом полно собак, которые лают не хуже. В любом случае, люди всегда чего-то желают или скорбят, но преданный полностью удовлетворен, служа Господу. Он ничего не жаждет и ни о чем не скорбит.

Ученик. Мог ли Сократ посредством гъяны, философских поисков, постичь Брахман?

Шрила Прабхупада. Да.

Ученик. А мог ли он осознать Бхагавана, Кришну? Я думаю, Кришну можно осознать только через бхакти, преданность.

Шрила Прабхупада. Да. Не будучи чистым бхактой, преданным, никто не способен войти в обитель Кришны. Господь провозглашает это в «Бхагавад-гите» (18.55). Бхак- тйа мам абхиджанати: «Постичь Меня таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения». Кришна никогда не говорил, что Его можно понять при помощи гьяны, кармы или йоги. Личная обитель Кришны предназначена для бхакт, а гъяни, йоги и карми не могут попасть туда.

Ученик. Что вы имеете в виду, когда говорите, что сознание Кришны — высшая цель жизни? Означает ли это, что нужно всегда сознавать Кришну?

Шрила Прабхупада. Да. Мы всегда должны думать о Кришне. Нам следует действовать таким образом, чтобы все время думать о Кришне. Например, мы обсуждаем философию Сократа, чтобы укрепить наше сознание Кришны. Таким образом, высшая цель — это Кришна; В противном случае критика или одобрение чьей-либо философии нас не интересует. Мы нейтральны.

Ученик. То есть правильно использовать разум — значит всегда действовать ради развития нашего сознания Кришны?

Шрила Прабхупада. Вот именно. Без сознания Кришны мы будем оставаться на уровне ума, а находиться на уровне ума — значит постоянно колебаться. Это неустойчивое состояние. Основное занятие ума — принимать и отвергать, но, утвердившись в сознании Кришны, мы больше не подвержены подобным колебаниям ума.

Ученик. И тогда наше поведение само собой станет правильным?

Шрила Прабхупада. Да. Как только ум начинает блуждать, мы должны тотчас вернуть его обратно и сосредоточить на Кришне. Во время повторения святого имени наш ум иногда может забрести очень далеко, но, как только мы это замечаем, нужно немедленно привести его обратно и заставить слушать «Харе Кришна». Это называется йога- абхьясой, практикой йоги. Не следует позволять уму блуждать. Мы должны просто повторять и слушать мантру Харе Кришна. Это лучшая система йоги.

Ученик. Сократ мог бы избежать смертного приговора, отказавшись от своих взглядов. Но он не стал делать этого и умер за свои убеждения.

Шрила Прабхупада. Замечательно, что он не отступился от своих взглядов даже ценой жизни. Однако печально, что жить ему пришлось в обществе, в котором человеку не позволялось мыслить независимо. В этом смысле Сократ был великой душой, поскольку, даже живя в таком неразвитом обществе, он все равно остался выдающимся философом.

Ориген: основоположник христианского мистицизма

Ориген из Александрии (ок. 185-ок. 254), считается одним из отцов Церкви и принадлежит к числу наиболее плодовитых христианских авторов. Ориген стоял у истоков мистического направления в христианстве и проповедовал учение о переселении души, которое позднее было отвергнуто церковью.

Ученик. Оригена обычно считают основоположником официальной философии христианства, поскольку он был первым, кто попытался обосновать христианство не только с позиции веры, но и с позиции философии. Он считал, что высшая духовная реальность состоит из беспредельной, верховной личности, Бога, и индивидуальных живых существ. Высшую реальность можно определить как взаимоотношения живых существ друг с другом, а также с Самим Богом, безграничной личностью. Здесь Ориген расходится с греками, которые, по сути, были имперсоналистами.

Шрила Прабхупада. Это практически полностью совпадает с ведическими представлениями. Индивидуальные души, именуемые живыми существами, вечны, и каждая из них имеет близкие взаимоотношения с Верховной Личностью Бога. В материальной, обусловленной жизни душа забывает об этих взаимоотношениях. Занимаясь преданны служением, она обретает освобождение, и в это время ее отношения с Верховной Личностью Бога восстанавливаются.

Ученик. Оригену приписывают учение о Троице, в которой верховным является Бог-Отец. Бог-Сын, именуемый Логосом, подчинен Отцу, и он творит материальный мир. Таким образом, Бог-Отец не является непосредственным творцом; мир создает Бог-Сын, который подобен Господу Брахме. Третья ипостась Троицы — Святой Дух. Согласно Оригену, три эти ипостаси божественны и вечно единосущны. Они всегда существовали одновременно как Триединый Бог.

Шрила Прабхупада. Согласно Ведам, Кришна — изначальная Личность Бога. Он подтверждает это в «Бхагавад-гите»: ахам сарвасйа прабхавах — «Я источник всех духовных и материальных миров» (Б.-г., 10.8). И не имеет значения, как вы называете эту первопричину — Отцом или Святым Духом. Первопричина — Верховная Личность Бога. Согласно ведической концепции, существует два вида экспансий Бога: Его личные экспансии, называемые вишну-таттвой, и частичные, джива-таттва. Есть много разновидностей личных экспансий: пуруша-аватары, манвантара-аватары и так далее. Для сотворения материального мира Господь проявляет Себя в образах Брахмы, Вишну и Махешвары-Шивы. Вишну — Его личная экспансия, а Брахма — джива-таттва. Между вишну- и джива- таттвой есть своего рода промежуточная экспансия, называемая Шивой, или Махешварой. Из предоставленных ему материальных элементов Брахма творит каждую вселенную. Вишну поддерживает мироздание, а Господь Шива уничтожает его. Такова природа внешней энергии: она создается, поддерживается и разрушается. Более подробные сведения об этом приводятся в «Чайтанья-чаритамрите».

Дживы, живые существа, считаются детьми Бога, и они бывают как обусловленными, так и освобожденными. Освобожденные души имеют возможность лично общаться с Верховной Личностью Бога, тогда как обусловленные забыли о Нем. Они находятся в материальном мире, где вынуждены страдать, воплощаясь в различных телах. Однако, практикуя сознание Кришны под руководством истинного гуру и шастр, священных писаний, они могут духовно развиваться.

Ученик. Ориген считал, что индивидуальная душа достигает совершенства благодаря совместному действию божественной милости и свободной воли самого человека. Совершенство в его понимании — достижение взаимоотношений

Скачать:TXTPDF

В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн