Скачать:TXTPDF
В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

части. Душа никогда не создается и никогда не умирает. Это подтверждается в самом начале «Бхагавад-гиты»:

на джайате мрийате ва кадачин

найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато ‘йам пурано

на ханйате ханйамане шарйре

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело» (Б.-г., 2.20). Может создаться впечатление, что душа появляется на свет и умирает, но так кажется лишь потому, что она получила материальное тело. Когда душа обретает освобождение, ей больше не нужно воплощаться в материальных телах. Она может вернуться домой, к Богу, в свое изначальное духовное тело.

Душа никогда не возникала, она существовала всегда, так же как и Бог. Если мы скажем, что душа была сотворена, то может возникнуть вопрос: «А не был ли сотворен и Бог, Высшая ДушаКонечно, нет; Бог вечен, и Его неотъемлемые частицы тоже вечны. Разница лишь в том, что Бог никогда не получает материального тела, тогда как душа, являясь лишь крохотной Его частицей, иногда может не устоять перед влиянием материальной энергии.

Ученик. Душа вечно существует вместе с Богом в духовном теле?

Шрила Прабхупада. Да.

Ученик. То есть душа обладает телом, которое нетленно. Это тело отличается от ее материального тела?

Шрила Прабхупада. Материальное тело — это имитация. Оно ложно. Поскольку форму имеет духовное тело, покрывающее его материальное тело также приобретает форму. Как я уже объяснял, ткань изначально бесформенна, но портной может скроить из нее платье по фигуре. В действительности материальная форма иллюзорна. Элементы, составляющие ее, изначально бесформенны. Они на какое-то время принимают форму, а когда тело становится старым и бесполезным, возвращаются в свое изначальное состояние. В «Бхагавад-гите» (18.61) тело сравнивается с машиной. Душа имеет свою собственную форму, но ей дают машину, тело, на которой она странствует по всей вселенной, пытаясь наслаждаться.

Ученик. Аквинский считал, что секс предназначен исключительно для зачатия детей, а родители ответственны за то, чтобы дать своим детям духовное образование.

Шрила Прабхупада. Веды предписывают то же самое. Вы не должны заводить детей, если не можете освободить их из цикла рождения и смерти.

гурур на са сйат сва-джано на са сйат

пита на са сйадж джананй на са сйат

даивам на тат сйан на патиш ча са сйан

на мочайед йах самупета-мртйум

«Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные» (Бхаг., 5.5.18).

Ученик. Фома Аквинский утверждал, что секс по причинам иным, нежели воспроизводство, «противоречит цели природы, которая состоит в сохранении человеческого рода». А если принять во внимание нынешнее перенаселение земли — этот аргумент по-прежнему остается в силе?

Шрила Прабхупада. Сохранение рода здесь ни при чем. Недозволенный секс греховен потому, что предназначен для удовлетворения чувств, а не для зачатия детей. Удовлетворение чувств в любой форме греховно.

Ученик. Что касается государства, Аквинский, как и Платон, верил в просвещенную монархию, но считал, что в некоторых случаях человек может не подчиняться мирским законам, если они мешают благополучию человека и служат инструментом насилия.

Шрила Прабхупада. Да, но прежде всего мы должны понять, в чем состоит наше благополучие. К сожалению, с развитием материалистического образования мы все больше утрачиваем понимание цели жизни. Цель жизни открыто провозглашается в «Веданта-сутре»: атхато брахма-джиджнаса. Жизнь предназначена для постижения Абсолютной Истины. На этом принципе основана вся ведическая цивилизация. Но нынешняя цивилизация отклонилась от этого принципа и нацелена на достижение вещей, которые не смогут избавить ее от бед рождения, старости, болезней и смерти. Так называемый научно- технический прогресс не решил истинных проблем жизни. Будучи вечными по природе, сейчас мы вынуждены рождаться и умирать. В Кали-югу, наш век раздоров, люди невосприимчивы к науке самоосознания; они живут так, как им заблагорассудится, они неудачливы и беспокойны.

Ученик. Аквинский заключает, что, если Божьи и человеческие законы противоречат друг другу, нам следует повиноваться законам Бога.

Шрила Прабхупада. Да. Мы можем также повиноваться человеку, который повинуется законам Бога. Бессмысленно подчиняться тому, кто несовершенен. Так слепые идут за другим слепцом. Если лидер не следует наставлениям верховного повелителя, он, несомненно, слеп и не может вести за собой других. Зачем нам рисковать своей жизнью, следуя за слепцами, которые считают себя мудрыми, но на самом деле ничего не знают? Вместо этого нам нужно принять решение учиться у Верховной Личности, Кришны, который знает все в совершенстве.

Кришна знает прошлое, настоящее и будущее, и Ему известно, что для нас лучше.

Ученик. По Аквинскому, вся земная власть существует лишь с позволения Бога. Поскольку церковь — это посольство Бога на Земле, ей следует контролировать и светскую власть. Он считал, что мирские правители должны подчиняться церкви, а церковь должна иметь право отлучить монарха и сместить его с престола.

Шрила Прабхупада. Мирскую деятельность следует организовать так, чтобы Бог стал конечной целью познания. Хотя церковь, или брахманы, могут непосредственно не заниматься управлением, власти должны действовать под их надзором и согласно их наставлениям. Такова ведическая система. Администраторы, кшатрии, получали наставления от брахманов, которые доносили до них духовное послание. В «Бхагавад-гите» (4.1) упоминается, что миллионы лет назад Кришна давал наставления по йоге «Бхагавад-гиты» богу Солнца. Бог Солнца — прародитель кшатриев. Если царь следует наставлениям Вед или других писаний, передаваемым через брахманов или через истинную церковь, он становится не только царем, но и святым, раджарши. Кшатрии должны следовать повелениям брахманов, а вайшьи — повелениям кшатриев. Шудры же должны следовать наставлениям трех высших варн.

Ученик. Что касается красоты Бога, Аквинский пишет: «Бог прекрасен Сам в Себе, а не относительно каких- то ограниченных представлений… Очевидно, что красота всех вещей берет начало в красоте божественной… Бог желает насколько возможно умножить ее, в частности, порождая Свои подобия. Воистину, цель всего сотворенного — в какой-то мере отобразить красоту божественную».

Шрила Прабхупада. Да, Бог — это вместилище всего знания, всего богатства, всей красоты, силы, славы и отрешенности. Бог — вместилище всего, и потому все прекрасное, что мы видим, есть всего лишь отблеск Его красоты.

йад йад вибхутимат саттвам

шрймад урджитам эва ва

тат тад эвавагаччха твам

мама теджо-‘мша-самбхавам

«Пойми же, что все чудесное, прекрасное и величественное в этом мире — лишь искра Моего великолепия» (Б.-г» 10.41).

Ученик. Что касается взаимоотношений между теологией и философией, Аквинский пишет: «Как священная доктрина опирается на свет веры, так и философия опирается на естественный свет разума… И если какое-то из утверждений философов противоречит вере, это уже не философия, а, скорее, злоупотребление философией, проистекающее из ошибки в рассуждениях»

Шрила Прабхупада. Да, это верно. В силу материальной обусловленности люди несовершенны. Философия, созданная несовершенными людьми, не способна помочь обществу. Совершенная философия исходит от того, кто связан с Верховной Личностью Бога, и такая философия благотворна. Взгляды же спекулятивных философов есть плод их воображения.

Ученик. Аквинский пришел к выводу об абсолютной необходимости божественного откровения, поскольку с помощью философского метода истину способны постичь лишь немногие. На пути знания человек может совершить множество ошибок, а также это потребует очень много времени.

Шрила Прабхупада. Да, это так. Мы должны непосредственно соприкоснуться с Верховной Личностью, Кришной, который обладает совершенным знанием. Нам нужно понять Его наставления и постараться следовать им.

Ученик. Аквинский считал, что автором священных писаний может быть только Сам Бог, который умеет не только «устанавливать порядок слов в соответствии с их значением — что может сделать и человек, — но и устанавливать порядок вещей». Кроме того, смысл писаний не ограничивается одним значением.

Шрила Прабхупада. Смысл у писаний один, но интерпретации могут различаться. В Библии говорится, что вселенная была создана Богом, и это неоспоримый факт. Кто-то может утверждать, что вселенная была создана из какого-то сгустка или строить другие предположения, однако писания нельзя толковать подобным образом. Мы представляем «Бхагавад-гиту» такой, как она есть, безо всяких интерпретаций и личных мотивов. Мы не можем изменять слова Бога. К сожалению, многочисленные комментаторы писаний своими толкованиями лишили человечество сознания Бога.

Ученик. В этом Аквинский как будто расходится с официальной доктриной католической церкви, которая признает лишь толкование Папы. Аквинский считает, что писания могут содержать множество смыслов, которые раскрываются согласно степени нашего понимания.

Шрила Прабхупада. Смысл один, но, если человек не постиг истину, он будет давать различные толкования. И в Библии, и в «Бхагавад-гите» сказано, что Бог создал вселенную. В «Гите» (10.8) мы находим утверждение Господа Кришны: ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате — «Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня». Если все на самом деле порождено энергией Бога, почему мы должны принимать другое значение или толкование? Какой тут может быть второй смысл?

Ученик. Ну, к примеру, в Библии говорится, что, сотворив мир, вечером Бог решил прогуляться по раю. Аквинский считал, что здесь заложен внутренний, метафорический смысл.

Шрила Прабхупада. Если Бог может творить, Он может также ходить, говорить, прикасаться и видеть. Если Бог — личность, для чего искать другой смысл? В чем он может заключаться?

Ученик. В имперсоналистских домыслах.

Шрила Прабхупада. Если Бог — творец всего, Он должен быть личностью. Хотя кажется, что вещи порождены вторичными причинами, на самом деле все сотворено Верховным Творцом.

Ученик. Создается впечатление, что Аквинский поощряет личные интерпретации. Он пишет: «Множественность значений, подходящих к пониманию разных людей, принадлежит к числу достоинств священного писания. Ибо каждый человек изумится тому, что в словах писания содержится та же истина, которую прежде он постиг своим разумом».

Шрила Прабхупада. Нет. Если ум человека совершенен, он может объяснить смысл писаний, но мы убеждены, что совершенный человек не станет изменять слова Бога. А если человек несовершенен, какова ценность в его изменениях?

Ученик. Аквинский не говорит об изменениях.

Шрила Прабхупада. Толкование означает изменение. Имеет ли право несовершенный человек изменять слова Бога? Если слова писаний можно менять, значит, они несовершенны. Тогда возникают сомнения: действительно ли произнесены они Богом или же обычной, несовершенной личностью?

Ученик. Многие протестантские течения возникли как результат подобного толкования. Достаточно неожиданно, что такая точка зрения встречается у Аквинского.

Шрила Прабхупада. Как только вы начинаете давать свои толкования или что-то менять в писании, оно теряет свою авторитетность. Потом придет кто-то еще и даст еще одно толкование. А за ним придут другие, и в итоге изначальный смысл писания будет утрачен.

Ученик. Аквинский полагал, что в этой жизни невозможно увидеть Бога. Он пишет: «Бога в Его сущности не может увидеть тот, кто является всего лишь человеком; это доступно лишь тем, кто вышел за пределы мира смертных. .. Божественную сущность невозможно постичь через природу материальных вещей».

Шрила Прабхупада. Что он

Скачать:TXTPDF

В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, В поисках просветления. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн