Скачать:PDFTXT
Веды. Путь к совершенству

на неискушенную публику, далеки от истинного совершенства йоги; истинное совершенство йоги состоит в том, чтобы обрести свободу от необходимости воплощаться в материальном теле.

В практике йоги следует соблюдать принцип умеренности. Поэтому йогу не рекомендуется есть слишком много или, наоборот, слишком мало, спать слишком много или слишком мало, а также физически переутомляться или, наоборот, пребывать в безделии. Соблюдение принципа умеренности дает возможность использовать материальное тело в преданном служении наиболее рационально. Другими словами, мы должны стремиться извлечь “максимум выгоды из невыгодной сделки”. Наше пребывание в материальном теле можно назвать невыгодной сделкой в том смысле, что материальное тело является для нас источником страданий. Духовная душа не принадлежит этому миру страданий; ее естественным состоянием является жизнь духовная. Страдания возникают вследствие осквернения духовной души материей, поэтому можно сказать, что материальное существование — это своего рода болезненное состояние живого существа. Но что служит причиной такого болезненного состояния? Ответ прост: материальное тело. На самом деле духовной душе не место в материальном теле; материальное телосимптом болезненного состояния живого существа. Поэтому не следует отождествлять себя со своим материальным телом, ибо оно есть не что иное, как просто внешнее одеяние. В этом мире мы все одеты по-разному; кто-то одет в красную одежду, кто-то в коричневую или в черную, белую, желтую и т.д. и, исходя из этого, мы называем себя индейцем, американцем, индусом, мусульманином, христианином и т.д. Однако все эти обозначения не имеют к нам, духовным душам, никакого отношения, ибо просто описывают те или иные особенности нашего болезненного состояния. Назначение практики йоги состоит в том, чтобы излечить нас от этой болезни, восстановив наши взаимоотношения с Верховным Господом.

Наше предназначениебыть в единении с Верховным Господом. Рука не может существовать отдельно от тела; вне связи с телом она бесполезна, ибо ее назначение состоит в том, чтобы действовать, подчиняясь указаниям тела. Аналогично этому, мы, неотъемлемые частицы Господа, должны находиться в единении с Ним. В нашем нынешнем, обусловленном состоянии мы оторваны от Господа. Конечно, мы не оторваны от Бога в буквальном смысле этого слова; наша связь с Верховной Личностью Бога существует вечно. Бог обеспечивает нас всем необходимым для жизни, поддерживая наше существование. Поскольку ничего не может существовать самостоятельно, без Кришны, мы, конечно же, не оторваны от Него. Точнее сказать, мы забыли о своей вечной связи с Кришной, и эта забывчивость привела нас в тюрьму материального существования. Тот, кто пожелал стать преступником, не лишается заботы со стороны правительства, но на основании закона его изолируют от остальных граждан. Наша оторванность от Бога — результат бессмысленной деятельности, в которой мы погрязли в погоне за чувственными удовольствиями, забыв о том, что наш долг — занимать свои чувства деятельностью в сознании Кришны.

Позабыв о том, что он — вечный слуга Господа, человек начинает искать объект служения в материальном мире, пытаясь стать слугой общества, страны, мужа, жены, собаки и так далее. Это называется забвением. Что заставляет живое существо забыть о своих отношениях с Богом? Ложные представления, основанные на отождествлении себя со своим материальным телом. Если наше тело появилось на свет в Америке, мы считаем себя американцами. Такие представления навязывают человеку с детства. Если я считаю себя американцем, американское правительство вправе дать мне в руки оружие и приказать: “Сражайся и отдай свою жизнь во имя интересов своей страны”. Таковы телесные представления о жизни. Разумный человек должен понять, что своими страданиями он обязан материальному телу и, уяснив это, должен научиться действовать так, чтобы не продлевать срок своего заключения в материальном мире, воплощаясь, рождение за рождением, в материальном теле. Согласно “Падма Пуране” существует 8 400 000 форм жизни, градация которых определяется степенью материального осквернения сознания. Таким образом, в каком бы теле живое существо не воплотилось, — в теле американца, индуса, собаки или свиньи, — разница между этими формами жизни заключается только в степени материального осквернения сознания. И потому путь йоги начинается с понимания: “Я не есть это тело”.

Первое, чему учит “Бхагавад-гита” — мы должны избавиться от скверны телесных представлений о жизни. Во Второй главе, в ответ на слова Арджуны: “Я не буду сражаться”, Господь говорит ему: “Рассуждая как мудрый, ты вместе с тем скорбишь о том, о чем скорбеть не стоит. Человек, наделенный мудростью, не станет скорбеть ни о живом, ни о мертвом”. (Б.-г., 2.11) Иначе говоря, принимая свое решение, Арджуна руководствовался телесными представлениями о жизни; он не хотел сражаться с родственниками, и по этой причине отказывался принимать участие в сражении. Все аргументы, которые Арджуна привел в оправдание своего нежелания сражаться, не выходили за рамки телесной концепции, и потому, когда Арджуна принял Шри Кришну своим духовным учителем, Господь тотчас строго отчитал его. По сути дела, Господь Шри Кришна сказал Арджуне следующее: “Ты рассуждаешь как умный, но на самом деле несешь вздор, ибо твои рассуждения основаны на телесных представлениях о жизни”. Это сказано не только Арджуне. В современном мире люди присваивают себе титул выдающихся деятелей просвещения, науки, философии, политики, и т.д., но их мировоззрение не выходит за узкие рамки телесных представлений.

Ястреб-стервятник поднимается высоко в небо и парит там на высоте в семь или восемь миль. Его полет смотрится очень красиво. Он также обладает удивительно острым зрением, позволяющим ему с большой высоты заметить добычу. Каков же объект приложения всех этих удивительных качеств? Всего лишь труп, разлагающееся мертвое тело. Назначение удивительных способностей стервятника заключается в том, чтобы просто отыскать кусок гниющей плоти и поглотить его. Вот и все. Аналогичным образом, человек может получить высокое образование, но каков объект приложения его высокой образованности? Чувственные удовольствия, то есть наслаждение материального тела. Человек поднимается на космическом корабле высоко в космическое пространство, но с какой целью? Цель все та же — удовлетворение чувств. Всего лишь. Итак, высокие полеты и высокое образование не способны поднять человека выше платформы животного образа жизни.

Итак, прежде всего следует уяснить, что болезненное состояние материального бытия, в котором мы ныне пребываем, — это следствие того, что мы воплощены в материальном теле. Также следует уяснить, что материальное тело недолговечно. Мы отождествляем себя со своим телом и с тем, что так или иначе относится к нему — с семьей, нацией, страной, — но как долго всему этому суждено продлиться? Наши отношения со всем этим недолговечны. Все эти понятия относятся к категории асат; они временны, преходящи. Асанн апи клешада аса дехах: “тело причиняет беспокойства, и по природе своей тленно”.

Люди нередко обращаются к нам с просьбой разрешить их проблемы. “Свамиджи, — говорят они, — у меня столько проблем”. Когда же мы предлагаем им средство излечения от проблем, они отказываются применять его. Это означает, что люди хотят лечиться по собственным рецептам. Но если вы хотите заниматься самолечением, зачем тогда обращаетесь к врачу? Человеку хочется, чтобы назначенное лекарство было непременно сладким.

Разъясняя, что материальное телопризнак нездорового, оскверненного состояния живого существа, мы вовсе не призываем относиться к своему телу с пренебрежением. К примеру, чтобы использовать в преданном служении автомобиль, мы должны заботиться о том, чтобы он всегда находился в исправном состоянии, ибо это позволит нам пользоваться им без каких бы то ни было серьезных проблем. Однако мы не должны привязываться к нему; сдувание пылинок с капота не имеет никакого отношения к заботе об исправности двигателя. Аналогичным образом, материальное тело — это своего рода инструмент; чтобы использовать свое тело в преданном служении, мы должны поддерживать его в здоровом, рабочем состоянии, не привязываясь к нему. Это называют юкта-вайрагьей. Мы не должны пренебрегать своим телом. Чтобы поддерживать тело и ум в здоровом состоянии, необходимо регулярно совершать омовения, соблюдать режим питания, режим сна и т.д. Новомодные призывы отречься от тела, погрузившись в состояние наркотического делирия, не имеют ничего общего с истинной практикой йоги. Кришна дал нам прекрасную пищу — фрукты, зерно, овощи, молоко; мы можем готовить из них множество самых разнообразных изысканных блюд и предлагать их Господу. Мы вкушаем кришна-прасад и так удовлетворяем чувство вкуса. Однако не следует увлекаться даже кришна-прасадом, дюжинами поглощая самосы, сладкие шарики и расагуллы. Во всем должна быть умеренность. Следует есть и спать ровно столько, сколько необходимо, чтобы поддерживать тело в здоровом состоянии, и не более того.

йуктахара-вихарасйа

йукта-чештасйа кармасу

йукта-свапнавабодхасйа

його бхавати духкха-ха

“Тот кто соблюдает умеренность в еде, сне, труде и отдыхе, может, практикуя йогу, стать менее подверженным воздействию материальных невзгод». (Б.-г., 6.17)

Еду и сон следует свести к минимуму, однако не следует делать это рывком, в ущерб здоровью. Чтобы избавиться от привычки к перееданию, следует соблюдать дни поста в соответствии с предписаниями Вед. Мы можем сократить время сна и количество принимаемой пищи, но мы должны поддерживать свое здоровье на должном уровне, чтобы заниматься духовной практикой. Не следует искусственно ограничивать себя в еде и сне; по мере духовного продвижения потребности тела естественным образом сводятся к минимуму, и это не доставляет человеку никаких беспокойств. В этом отношении замечательным примером для нас может служить Рагхунатха даса Госвами. Несмотря на то, что Рагхунатха даса Госвами был сыном очень состоятельного человека, он ушел из дома, чтобы присоединиться к Господу Чайтанье Махапрабху. Рагхунатха даса был единственным сыном в семье, и отец очень любил его. Узнав, что сын отправился в Джаганнатха Пури чтобы присоединиться к окружению Господа Чайтаньи, отец отправил ему в помощь четырех слуг, снабдив их крупной суммой денег. Сначала Рагхунатха принял деньги. “Раз уж мой отец прислал мне их, — подумал Рагхунатха, — я приму их, чтобы устраивать пиры для всех санньяси”. Однако прошло некоторое время, и пиры больше не устраивались. “Я уже не получаю приглашений от Рагхунатхи. Что произошло?” — спросил Господь Чайтанья Махапрабху у Своего секретаря Сварупы Дамодара. “Рагхунатха перестал принимать деньги своего отца”. “О, это хорошо”, — сказал Чайтанья Махапрабху. “Рагхунатха сказал себе:

‘Отрекшись от всего, я все же продолжаю наслаждаться, пользуясь деньгами своего отца. Это лицемерие.’ Поэтому он велел своим слугам возвратиться домой и отказался принимать деньги”. “На что же он живет?” — спросил Чайтанья Махапрабху. “Он стоит на ступеньках храма Господа Джаганнатхи. Когда жрецы храма идут со службы домой, они, проходя мимо него, дают ему немного прасада. Это все, чем он довольствуется”. “Что ж, это хорошо”, — одобрительно произнес Чайтанья Махапрабху. Регулярно посещая храм Джаганнатхи, Господь Чайтанья Махапрабху видел Рагхунатху стоящим на ступеньках храма. Однако прошло несколько

Скачать:PDFTXT

. Путь к совершенству Веды читать, . Путь к совершенству Веды читать бесплатно, . Путь к совершенству Веды читать онлайн