Скачать:PDFTXT
Веды. Путь к совершенству

дней, и Господь уже не видел там Рагхунатхи. “Я больше не вижу, чтобы Рагхунатха стоял на ступеньках храма”, — сказал Господь Своему секретарю. “Он отказался от этого, — объяснил Сварупа Дамодара. Он подумал: ‘Я стою здесь как проститутка, ожидая, что кто-нибудь придет и даст мне пищу. Нет, это мне совсем не нравится”. “Что ж, хорошо, — сказал Чайтанья Махапрабху. Но чем же он питается?” “Днем он подбирает немного риса из кухонных отбросов, и это все, что он ест”. Чтобы выразить Рагхунатхе Свое одобрение и вдохновить его, Чайтанья Махапрабху однажды Сам пришел к нему. “Рагхунатха, — сказал Господь, — Я слышал, что ты питаешься очень вкусной пищей; почему же ты не приглашаешь Меня?” Рагхунатха ничего не ответил, но Господь быстро обнаружил то место, где Рагхунатха держал рис и, взяв немного риса, тут же принялся есть. “Дорогой Господь, — взмолился Рагхунатха, — прошу Тебя, не ешь это. Такая пища не годится для Тебя”. “Разве? Почему ты говоришь, что эта пища не годится для Меня; это же прасад Господа Джаганнатхи!” Господь Чайтанья Махапрабху явил эту трансцендентную игру для того, чтобы Рагхунатха не думал:

“Я ем этот жалкий рис из кухонных отбросов”. Вдохновленный одобрением Господа, Рагхунатха даса Госвами еще больше сократил количество принимаемой в день пищи, пока наконец весь его рацион не свелся к одному шарику масла, который он ел через день. И ежедневно он многие сотни раз предлагал свои поклоны Господу и без устали повторял Его святые имена. Санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-кртау.

Описанный случай представляет собой выдающийся пример того, как можно свести к минимуму потребности тела, однако этому не следует подражать; обыкновенный человек не способен имитировать высокий духовный уровень сознания Рагхунатхи даса Госвами, который был одним из шести Госвами Вриндавана, доверенным спутником Самого Господа Чайтаньи Махапрабху. Каждый из шести Госвами явил нам уникальный пример того, как человек может прогрессировать в сознании Кришны. Однако мы не должны подражать им; наш долгследовать, в меру своих способностей, по стопам этих возвышенных личностей. Пытаясь незамедлительно стать такими, как Рагхунатха даса Госвами, просто подражая ему, мы непременно падем и наше духовное продвижение будет приостановлено. Поэтому в “Бхагавад-гите” (6.16), Господь говорит, что человек никогда не сможет стать йогом, если он ест слишком много или слишком мало.

Тот же принцип умеренности приложим и ко сну. Если для отдыха и полного восстановления работоспособности тела требуется шесть часов сна, зачем же спать десять? Все потребности тела сводятся к четырем основным — еде, сну, совокуплению и самозащите. Корень всех проблем современной цивилизации кроется в том, что она ставит своей целью искусственное завышение естественных потребности тела. Однако человек должен стремиться свести их к минимуму. Мы должны есть ровно столько, сколько необходимо, спать столько, сколько необходимо, и тогда наше здоровье будет всегда в прекрасном состоянии. Нет никакой необходимости в искусственном подражании.

Какого же результата достигает тот, кто умерен в своих привычках?

йада винийатам читтам

атманй эваватиштхате

ниспрхах сарва-камебхйо

йукта итй учйате тада

“Когда йог, благодаря практике йоги, подчиняет своей воле деятельность ума и, избавившись от всяких материальных желаний, пребывает в Трансцендентном, он считается достигшим совершенства йоги.” (Б.-г., 6.18)

Достичь совершенства йоги — значит обрести способность удерживать ум в состоянии устойчивой сосредоточенности. В материальном смысле это практически невозможно. Прочитав какой-нибудь светский роман, вы не захотите перечитывать его заново. Однако “Бхагавад-гиту” можно перечитывать четыре раза в день, ничуть не утомляясь. Если вы будете повторять какое-нибудь мирское имя или напевать какую-нибудь мирскую песенку, через полчаса вам это наскучит, но Харе Кришна можно повторять круглые сутки и не испытывать усталости. Следовательно, только трансцендентная звуковая вибрация может удерживать ум в состоянии равновесия. Тот, чей ум устойчиво сосредоточен, считается достигшим совершенства йоги.

Пример такого высочайшего совершенства йоги явил нам царь Амбариша, который все свои чувства занял служением Господу. Это описано в “Шримад-Бхагаватам” (9.4.18-20):

са ваи манах кршна-падаравиндайор

вачамси ваикунтха-гунануварнане

карау харер мандира-марджанадишу

шрутим чакарачйута-сат-катходайе

мукунда-лингалайа-даршане дршау

тад-бхртйа-гатра-спарше ‘нга-сангамам

гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе

шримат-туласйа расанам тад-арпите

падау харех кшетра-паданусарпане

широ хршикеша-падабхивандане

камам ча дасйе на ту кама-камйайа

йатхоттамашлока-джанашрайа ратих

“Прежде всего царь Амбариша сосредоточил свой ум на лотосных стопах Господа Кришны; затем он последовательно отдал свою речь описанию трансцендентных качеств Господа, свои руки — мытью храма Господа, свои уши — слушанию повествований о деяниях Господа, свои глаза — созерцанию трансцендентных форм Господа, свое тело — соприкосновению с телами преданных Господа, свое обоняние — вдыханию аромата цветов лотоса, предложенных Господу, свой язык — вкусу листьев туласи, предложенных на алтарь в храме Господа, свою голову — поклонению Господу, а свои желания — исполнению миссии Господа. Все эти трансцендентные действия составляют высшее достояние чистого преданного Господа”.

Так, освободившись от материальных желаний, человек достигает совершенства йоги. Когда все помыслы человека сосредоточены на Кришне, материальные желания бессильны завладеть его сердцем. И они естественным образом исчезают. Нам незачем прибегать к искусственным методам; сознание Кришны — самый совершенный метод духовной практики. Будучи трансцендентным, этот возвышенный путь йоги является вечным, исполненным блаженства и знания, и потому на нем нет потерь и поражений.

Глава пятая

Решимость и устойчивость в практике йоге

йатха дипо нивата-стхо

ненгате сопама смрта

йогино йата-читтасйа

йунджато йогам атманах

“Как пламя светильника в безветренном месте становится ровным и спокойным, так и трансценденталист, обуздав ум, обретает устойчивую сосредоточенность в медитации на трансцендентную Душу”. (Б.-г., 6.19)

Когда ум поглощен деятельностью в сознании Кришны, он обретает устойчивость и спокойствие, подобно тому, как ровным и спокойным становится пламя свечи, внесенной в комнату, где нет сквозняка. Поэтому здесь сказано, что медитация того, кто действительно развил в себе сознание Кришны и пребывает на трансцендентном уровне, становится столь же устойчивой, как пламя светильника или свечи в безветренном месте. Это и есть совершенство йоги.

Состояние устойчивой сосредоточенности в медитации на трансцендентную Душу, то есть на Верховного Господа, описывается Шри Кришной в следующих стихах “Бхагавад-гиты” (6.20 — 23):

йатропарамате читтам

нируддхам йога-севайа

йатра чаиватманатманам

пашйанн атмани тушйати

сукхам атйантикам йат тад

буддхи-грахйам атиндрийам

ветти йатра на чаивайам

стхиташ чалати таттватах

йам лабдхва чапарам лабхам

манйате надхикам татах

йасмин стхито на духкхена

гурунапи вичалйате

там видйад духкха-самйога-

вийогам йога-самджнитам

“Стадию совершенства называют трансом, или самадхи. Стадии самадхи йог достигает тогда, когда его ум, благодаря практике йоги, перестает привлекаться материальной деятельностью. Это состояние наделяет человека способностью созерцать Душу чистым умом и дарует радость общения с Ней. Так йог погружается в океан трансцендентного блаженства и пребывает в нем, наслаждаясь посредством своих трансцендентных чувств. Когда состояние блаженства становится устойчивым, исключается всякая возможность отклониться от истины, ибо йог, познав истину, утрачивает всякий интерес к чему бы то ни было другому. В этом трансцендентном состоянии безграничного блаженства йог становится недосягаемым для материальных невзгод, и даже величайшие бедствия бессильны привести его ум в смятение. Так он достигает истинной свободы, ибо становится неподверженным воздействию страданий, проистекающих от соприкосновения с материальным”.

Достичь самадхи вовсе не значит стать ничем или раствориться в пустоте.

Такое просто невозможно. Клешо ‘дхикатарас тешам авйактасакта-четасам. Некоторые йоги заявляют, что человек должен прекратить всякую деятельность и так стать бездеятельным. Но разве такое возможно? Живое существо по своей природе — активный, деятельный дух. Стать “бездеятельным” — значит избавиться от материальных побуждений к действию и утвердиться в сознании Кришны. Того, кто развил в себе сознание Кришны, не беспокоят материальные желания. По мере того, как человек утрачивает интерес к материальной деятельности, его деятельность в сознании Кришны становится все более активной. Активно действуя в сознании Кришны, человек естественным образом становится бездеятельным в материальном смысле.

В этой связи я часто привожу пример с беспокойным ребенком. Ребенка невозможно заставить бездействовать. Чтобы ребенок не шалил, нужно дать ему игрушку или заинтересовать картинками. Если таким образом занять ребенка, он не будет шалить, то есть станет бездеятельным в отношении к бессмысленным шалостям. Однако если вы хотите, чтобы он стал бездеятельным в подлинном смысле этого слова, вы должны дать ему какое-нибудь занятие в сознании Кришны. Развивая свое сознание Кришны, человек естественным образом прекращает заниматься бессмысленной деятельностью. Чтобы начать преданное служение в сознании Кришны, человек прежде всего должен осознать: “Я принадлежу Кришне. Я не есть этот кусок материи. Я не принадлежу этой нации или этой стране. Я не принадлежу ни тому, ни этому мошеннику. Я просто принадлежу Кришне”. Это и есть бездействие, полное знание, осознание себя неотъемлемой частицей Кришны. В Пятнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (15.7) Господь Шри Кришна говорит:

мамаивамшо джива-локе — живые существа, пребывающие в этом обусловленном бытие, есть Мои вечные неотъемлемые частицы. Осознав это, человек тотчас прекращает всякую материальную деятельность, и именно так следует понимать словобездействие”. Достигнув этого состояния, человек обретает способность чистым умом созерцать Душу, пребывая в блаженстве и испытывая наслаждение от общения с Ней. Ум человека очищается, когда он осознает: “Я принадлежу Кришне”. В нашем нынешнем состоянии ум осквернен ложными представлениями, ибо мы считаем, что принадлежим тому или этому. Когда же к нам приходит осознание того, что мы принадлежим Кришне, наш ум становится чистым.

Наслаждаться общением с Душой значит наслаждаться с Кришной. Кришна есть Сверхдуша, “Сверх-Я”, мы же — индивидуальные души, индивидуальные “я”. “Сверх-Я” и индивидуальное “я” наслаждаются вместе. Наслаждаться в одиночестве невозможно; наслаждение подразумевает наличие двоих. Разве возможно испытывать наслаждение, пребывая в одиночестве? В одиночестве не может быть наслаждения. Наслаждение подразумевает двоих — Кришну, кто есть Сверхдуша, и индивидуальную душу.

Тот, кто убежден: “Я есть неотъемлемая частица Кришны”, сохраняет спокойствие ума даже в самой критической ситуации, ибо знает, что Кришна защитит его. Это и есть вручение себя воле Кришны. Чтобы достичь этого состояния, человек должен, опираясь на разум, искренне стараться развить свою веру в Кришну. Баласйа неха шаранам питрау нрсимха (Б.-г., 7.9.19). Если Кришна не возьмет нас под Свою защиту, ничто на свете нас не спасет. Если Кришна отвернется от нас, мы не сможем защитить себя, к какому бы средству защиты не прибегали. Так, к примеру, больного могут лечить опытные врачи, но это не служит гарантией того, что пациент выживет; если Кришна пожелает, пациент умрет, и никакие новейшие средства лечения и лучшие специалисты мира ему не помогут. С другой стороны, если Кришна защищает нас, мы можем выжить даже без лечения. Человек, безраздельно вручивший себя воле Кришны, обретает счастье, ибо знает, что, в какой бы ситуации он не оказался, Кришна всегда придет ему на помощь. Такого преданного можно сравнить с ребенком, который чувствует себя в безопасности, зная, что его родители рядом. Как говорит в своей “Стотра-ратне” (43) Ямуначарья, кадахам аикантика-нитйа-кинкарах прахаршайишйами санатха-дживитам: “О Господь, когда же я смогу наконец полностью предаться Тебе и, став Твоим вечным

Скачать:PDFTXT

. Путь к совершенству Веды читать, . Путь к совершенству Веды читать бесплатно, . Путь к совершенству Веды читать онлайн