Скачать:PDFTXT
Веды. Путь к совершенству

знаниецарь всего знания, тайна тайн. Это знание — самое чистое и, поскольку оно дает непосредственное восприятие собственной сущности через духовное осознание, оно является совершенством религии. Оно вечно и постижение его радостно».

Утолив голод, человек испытывает удовлетворение; аналогичным образом, практикуя сознание Кришны, мы имеем возможность проследить, успешно ли идет наше продвижение в духовном самоосознании.

Глава шестая

Постижение Сверхдуши

прашанта-манасам хй энам

йогинам сукхам уттамам

упаити шанта-раджасам

брахма-бхутам акалмашам

“Йог, чей ум сосредоточен на Мне, поистине обретает ни с чем не сравнимое счастье. Осознав свое единство с Брахманом, он достигает освобождения; его ум умиротворен, страсть обуздана, и он свободен от греха”. (Б.-г., 6.27)

йунджанн эвам-садатманам

йоги вигата-калмашах

сукхена брахма-самспаршам

атйантам сукхам ашнуте

“Устойчиво сосредоточенный на Высшем “Я”, йог, избавившись от всякого материального загрязнения, достигает состояния совершенного счастья в единении с Высшим Сознанием”. (Б.-г., 6.28)

Итак, в данном стихе определено совершенство: “йог, чей ум сосредоточен на Мне”. Поскольку говорит Кришна, слово “на Мне” означает “на Кришне”. Когда я говорю: “Дайте мне стакан воды”, я не подразумеваю, что его следует дать кому-то другому. И потому мы должны уяснить, что, поскольку рассказчиком “Бхагавад-гиты” является Шри Кришна, когда Он говорит “Мне”, следует понимать “Кришне”. К сожалению, многие комментаторы “Бхагавад-гиты” отходят от этого предельно простого и ясного правила. Я не знаю, почему; нет сомнения в том, что ими движут корыстные мотивы.

сарва-бхута-стхам атманам

сарва-бхутани чатмани

икшате йога-йуктатма

сарватра сама-даршанах

Истинный йог видит Меня во всех существах, и все существа видит во Мне.

Поистине, самореализованная личность видит Меня всюду”. (Б.-г., 6.29) Сарва-бхута-стхам атманам: истинный йог видит Меня во всех существах. Как же это возможно? По мнению некоторых людей, все живые существа есть Кришна и потому нет необходимости поклоняться Кришне отдельно. Такие люди, как правило, впоследствии обращаются к благотворительной деятельности, предпочитая ее всякой другой деятельности. Они говорят: “Зачем нам поклоняться Кришне? Кришна говорит, что человек должен видеть Кришну во всех живых существах, так давайте будем поклоняться даридра-нараяне, нищему с улицы”. Такие горе-последователи не постигли сути учения. Чтобы постичь суть Вед, надо изучать ведические писания под руководством истинного духовного учителя.

Как мы уже говорили, преданный Господа является истинным йогом, и возвышенные преданные идут к людям, чтобы проповедовать сознание Кришны. Почему? Потому что они видят Кришну во всех существах. Каким образом? Они видят, что все существа являются частицами Кришны. Они понимают, что, поскольку эти существа забыли Кришну, долг преданного состоит в том, чтобы пробудить в них сознание Кришны. Бывает так, что миссионеры отправляются в дальние путешествия, чтобы дать знание диким, нецивилизованным людям. Они видят в них человеческие существа, которые достойны обрести знание, чтобы постичь цель человеческой жизни. Такое отношение миссионеров продиктовано состраданием. Преданным Господа движут те же мотивы. Он понимает, что каждому человеку необходимо дать знание о том, что он есть неотъемлемая частица Кришны. Преданный Господа понимает, что люди страдают из-за того, что забыли Кришну.

Таким образом, преданный видит Кришну во всем. Он не впадает в иллюзию, полагая, что все стало Кришной. Скорее к каждому живому существу он относится как к сыну Бога. Если я говорю, что этот мальчик — сын М-ра Джонсона, разве я имею в виду, что этот мальчик — сам М-р Джонсон? Я могу видеть в этом мальчике М-ра Джонсона, потому что этот мальчик — его сын, однако между ними существует различие. Если я считаю каждое живое существо сыном Кришны, значит в каждом существе я вижу Кришну. Понять это не трудно. Это не ассоциация и не точка зрения; это факт. Когда преданный видит кошку или собаку, он видит в них Кришну. Он понимает, что, к примеру, кошка — это живое существо, которое из-за своих прошлых поступков получило тело кошки. И это произошло из-за забывчивости этого живого существа. Преданный помогает кошке, давая ей немного прасадам, чтобы когда-нибудь это существо смогло обрести сознание Кришны. Именно так преданный видит Кришну в кошке. Преданный не думает: “О, вот Кришна; давай-ка я обниму эту кошку и буду служить ей как Богу”. Это бессмыслица. Завидев тигра, человек не говорит: “О, это Кришна. Пожалуйста, можешь есть меня”. Преданный не заключает в свои объятия все существа как Кришну, скорее он симпатизирует каждому живому существу, потому что он смотрит на них как на неотъемлемые частицы Кришны. Так “истинный йог видит Меня во всех существах”. Это и есть истинное видение.

Любое действие, совершаемое в сознании Кришны, независимо от того, совершается ли оно осознанно или неосознанно, оказывает свое благотворное действие. Дети, которые склоняются в поклоне, пытаются произносить имена Кришны или хлопать в ладоши во время киртана, — на самом деле накапливают очень много на своем банковском счету сознания Кришны. Огонь обжигает каждого, кто к нему прикоснется, будь то ребенок или взрослый. Если ребенок коснется огня, огонь обожжет его. Огонь не думает: “О, я не буду обжигать его; он еще ребенок, он ничего не понимает”. Нет, огонь всегда будет действовать как огонь. Аналогично этому, Кришна есть высший дух, и если ребенок принимает участие в сознании Кришны, это отразится на его жизни. Кришна действует в любом случае, независимо от того, знает ребенок об этом или не знает. Каждому живому существу должна быть предоставлена возможность принимать участие в деятельности в сознании Кришны, потому что Кришна присутствует в такой деятельности и оказывает Свое воздействие. Поэтому мы каждого приглашаем к нам и угощаем прасадом, и придет такой день, когда действие этого прасада проявится.

Мы должны быть осторожными, чтобы не впасть в ошибку, считая каждого Кришной; нет, скорее в каждом мы должны видеть Кришну. Кришна всепроникающий; почему же мы должны видеть Его только в человеческих существах? Как сказано в “Брахма-самхите”, Он присутствует также и в атоме:

андантара-стха-параману-чайантара-стхам. Слово параману значит “атом”, и мы должны уяснить, что Кришна присутствует в каждом атоме. “Истинный йог видит Меня во всех существах, а также видит каждое существо во Мне”. Каким же образом йог видит каждое существо “во Мне”? Это становится возможным благодаря тому, что истинный йог знает, что все, что нас окружает — суть Кришна. Мы сидим на этом полу или на этом ковре, но на самом деле мы пребываем в Кришне. Мы должны принять это как факт. Каким же образом ковер — это Кришна? Он соткан из энергии Кришны. Верховный Господь обладает разнообразными энергиями, среди которых можно различить три основные — материальную энергию, духовную энергию и пограничную энергию. Парасйа шактир вивидхаива шруйате. Мы, живые существа, относимся к пограничной энергии, материальный мир соткан из материальной энергии, а духовный мир состоит из духовной энергии. Мы относимся к пограничной энергии в том смысле, что мы можем занимать положение либо духовное, либо материальное. Третьей альтернативы нет; либо мы становимся материалистичными, либо духовными.

Пока мы пребываем в материальном мире, мы покоимся на материальной энергии и, следовательно, мы пребываем в Кришне, поскольку энергия Кришны неотделима от Кришны. Огонь содержит в себе две энергии — тепло и свет. Тепло и свет от огня неотделимы, поэтому в некотором смысле тепло есть огонь и свет есть огонь, однако между ними существует различие. Аналогичным образом, материальная энергия также есть Кришна и, хотя мы думаем, что сидим на полу, на самом деле мы пребываем в Кришне. Поэтому сказано: “Человек, который обрел самоосознание, видит Меня всюду”. Видеть Кришну всюду значит видеть каждое живое существо, а также все сущее во взаимосвязи с Кришной. В Седьмой главе “Бхагавад-гиты” (7.8) Господь Кришна объясняет Арджуне, каким образом человек может видеть Его в разнообразных проявлениях.

расо ‘хам апсу каунтейа

прабхасми шаши-сурйайох

пранавах сарва-ведешу

шабдах кхе паурушам нршу

“О сын Кунти [Арджуна], Я — вкус воды, свет солнца и луны, звук ом в ведических мантрах; Я — звук в эфире и талант в человеке”.

Воду пьют все живые существа — птицы, животные, человек. Воду используют не только для питья; она нужна для омовений, а также для того, чтобы взращивать злаки. Солдат знает цену воде; во время сражения воинов мучит жажда, и если нет возможности утолить ее, они погибают. Тому, кто однажды познакомился с философией “Бхагавад-гиты”, о Кришне напоминает даже вкус воды. А разве можем мы не пить воду хотя бы день? Видеть Кришну везде и во всем — это и есть сознание Кришны. “Я — свет солнца и луны”. Днем мы видим солнечный свет, а ночьюлунный. Как же мы можем забыть Кришну? Сознание Кришны — это путь к совершенству, встав на который мы обретаем способность видеть Кришну везде и всегда.

йо мам пашйати сарватра

сарвам ча майи пашйати

тасйахам на пранашйами

са ча ме на пранашйати

“Для того, кто видит Меня во всем, и все — во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня”. (Б.-г., 6.30) Это есть сада тад-бхава-бхавитах: неустанное памятование о Кришне. Если наша жизнь будет построена так, чтобы всегда помнить Кришну, мы никогда не потеряем для себя Кришну и никогда не потеряемся от Него. И в этом гарантия, что в момент смерти мы отправимся к Кришне. Если мы не потеряны от Кришны, куда же еще мы можем отправиться, как не к Кришне? В Девятой главе “Бхагавад-гиты” (Б.-г., 9.31) Кришна говорит Арджуне каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати: “О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой преданный никогда не погибнет”.

Просто не теряйте из виду Кришну. Это и есть совершенство жизни. Можно забыть все остальное, но мы никогда не должны забывать Кришну. Если нам удается помнить Кришну, мы — богатейшие из людей, даже если на чей то взгляд внешне мы выглядим нищими. Несмотря на то, что Рупа Госвами и Санатана Госвами были учеными и состоятельными министрами, они приняли образ жизни странствующих нищих. В своей “Шри Сад-госвами-аштаке” (стих 4), Шриниваса Ачарья так описывает шесть Госвами:

Тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччхават

бхутва дина-ганешакау карунайа каупина-кантхашритау

гопи-бхава-расамртабдхи-лахари-каллола-магнау мухур

ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау

“Я выражаю свое глубокое почтение шести Госвами — Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, — которые без сожаления порвали связи с аристократическим обществом. Чтобы вызволять несчастные, обусловленные души, они облачились в рубища и приняли образ жизни странствующих нищих, но сердца их были постоянно погружены в океан экстаза любви гопи к Кришне, и волны этого океана беспрестанно захлестывали их”.

Слова каупина-кантхашритау указывают на то, что вся одежда Госвами состояла только из набедренной повязки. Иначе говоря, они приняли образ жизни нищих странников. Человек, привыкший жить в

Скачать:PDFTXT

. Путь к совершенству Веды читать, . Путь к совершенству Веды читать бесплатно, . Путь к совершенству Веды читать онлайн