Скачать:PDFTXT
Веды. Путь к совершенству

удовлетворение чувств Кришны. Если человек направляет свои желания на Кришну, он естественным образом становится равнодушным к материальным приобретениям.

шучау деше пратиштхапйа

стхирам асанам атманах

натй-уччхритам нати-ничам

чайладжина-кушоттарам

татраикаграм манах кртва

йата-читтендрийа-крийах

упавишйасане йунджад

йогам атма-вишуддхайе

“Чтобы практиковать йогу, надо уединиться в святом месте. Разложив на земле траву куша, следует накрыть ее шкурой антилопы, а поверх шкуры расстелить кусок мягкой ткани. Сиденье не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким. Йог должен сесть прямо и, заняв устойчивое положение, погрузиться в медитацию, усмиряя ум, очищая сердце и сосредоточив внимание на одной точке». (Б.-г., 6.11 — 12) В этом стихе дается четкое описание как и где должен сидеть тот, кто практикует йогу. В Соединенных Штатах, как и в странах Запада, насчитывается немало так называемых обществ йоги, однако ни одно из них не придерживается предписанных в Ведах правил. Определение “святое место”, упомянутое в данном стихе, относится к месту паломничества. В Индии йоги, трансценденталисты, а также преданные покидают свои дома и отправляются в святые места, такие как Пратьяга, Матхура, Вриндаван, Хришикеша, Хардвар, чтобы, уединившись, практиковать йогу там, где несут свои воды священные реки, такие как Ямуна и Ганга. Но выполнимо ли это условие в наш век? Многие ли готовы отправиться на поиск таких святых мест? Современный человек должен тяжело трудиться, зарабатывая на жизнь, и потому вынужден жить в перенаселенном городе; у него нет возможности уединиться в святом месте. Но уединение в святом месте — первое необходимое условие для практики йоги.

Поэтому в практике бхакти-йоги храм сознания Кришны считается святым местом. Храмместо трансцендентное, ниргуна. Согласно определению Вед, город — это место, где властвует гуна страсти, а лес — место, где царит гуна благости. Храм же не подвластен гунам; он находится на трансцендентном уровне. Если вы житель города, крупного или небольшого, значит вы живете там, где преобладает влияние гуны страсти, и если вы хотите выйти из-под ее влияния, вы можете отправиться в лес, где царит благость. Однако храм Бога не подвержен влиянию гун страсти и благости, поэтому храм Кришны — единственное святое место уединения для людей века Кали. В наш век уединиться в лесу невозможно, а заниматься показной йогой в так называемых обществах йоги — бесполезно.

В “Брхан-нарадия Пуране” сказано, что в век Кали, когда жизнь людей коротка и они не склонны к духовному самоосознанию, ибо пребывают в тревогах и беспокойстве, единственный путь, способный привести их к духовному совершенству — воспевание святых имен Господа.

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

“В этот век ссор и лицемерия единственным средством освобождения является воспевание святых имен Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути”.

Таков путь освобождения, — великий дар Чайтаньи Махапрабху. В век Кали люди не способны практиковать какие бы то ни было другие системы йоги, но практика воспевания святых имен так проста, что доступна даже ребенку.

Глава четвертая

Принцип умеренности в практике йоги

В Шестой главе “Бхагавад-гиты” дается описание философского учения санкхьи, лежащего в основе медитационной йоги, именуемой аштанга-йогой. Гьяна-йога представляет собой путь философских поисков, нацеленных на постижение Брахмана. Чтобы постичь, что есть Брахман, а что есть не-Брахман, гьяни идет путем отрицания. Этот путь постижения истины называют нети нети, (“не то, не это”). Первые же строки “Веданта-сутры” утверждают: джанмадй асйа йатах — Верховный Брахман, Абсолютная Истина, — это Тот, от кого исходит все сущее”. Данное утверждение “Веданта-сутры” задает направление поискам, и в попытках постичь природу Верховного Брахмана мы должны руководствоваться именно этим определением (“Тот, от кого исходит все сущее”). В “Шримад-Бхагаватам” приводится подробное описание природы Абсолютной Истины.

В первом стихе “Шримад-Бхагаватам” говорится:

ом намо бхагавате васудевайа

джанмадй асйа йато ‘нвайад итараташ чартхешв абхиджнах сварат

тене брахма хрда йа ади-кавайе мухйанти йат сурайах

теджо-вари-мрдам йатха винимайо йатра три-сарго ‘мрша

дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи

“О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всеведущая личность Бога, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он на заре творения вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина».

Итак, первые же строки “Шримад-Бхагаватам” говорят о том, что Абсолютная Истина обладает сознанием; Она не есть пустота или нечто безжизненное. Какова же природа сознания Абсолютной Истины, Верховного Брахмана? Анвайад итараташ чартхешу: прямо и косвенно Он сознает все проявления. Каждое живое существо в той или иной степени способно к осознанию, однако живое существо не способно знать все. Так, к примеру, я говорю: “Это моя голова”. Однако, если кто-нибудь спросит, знаю ли я, сколько волос у меня на голове, я не смогу ответить. Разумеется, этот вид знания не относится к трансцендентному, однако в “Шримад-Бхагаватам” сказано, что Верховная Абсолютная Истина сознает, прямо и косвенно, все сущее. К примеру, я знаю, что я ем, но как протекает весь сложный процесс переваривания пищи, как поступают в кровь питательные вещества и как клетки организма усваивают их — я не знаю. Я могу сознавать только то, что мой организм функционирует, но я не знаю как протекают и взаимно координируются все эти процессы. И это потому, что мое знание ограниченно.

Итак, Бог — это Тот, кто знает все. Он знает, что происходит в любом уголке Его творения, и поэтому в первых же строках “Шримад-Бхагаватам” объясняется, что Высшая Истина, от которой исходит все сущее, является всеведущей, верховно сознающей (абхиджнах). Может возникнуть вопрос: “Если Бог, Абсолютная Истина, обладает таким могуществом, мудростью и является всеведущим, Он, должно быть, обрел это знание от подобного Ему существа?” Однако тогда речь шла бы не о Боге. Бог — это Тот, кому не надо получать знание от кого бы то ни было. Сварат. Бог независим, и Он Сам исполнен знания.

“Шримад-Бхагаватам” — это высшее сочетание гьяна- и бхакти-йоги, ибо в нем представлен глубокий и всесторонний анализ природы того самого Верховного Существа, от которого исходит все сущее. Следуя путем гьяна-йоги, человек пытается постичь природу Абсолютной Истины с помощью философских размышлений. Цель бхакти-йоги та же, однако метод постижения несколько отличается. Пока гьяни пытается сосредоточить ум на Верховном Господе, философствуя о Его природе, бхакта просто занимает себя преданным служением Господу, и Верховный Господь открывает ему знание о Себе. Гьяна — это восходящий способ получения знания, а бхакти — нисходящий способ его обретения. К примеру, если сейчас ночь, мы можем достичь солнечного света, поднявшись к солнцу на космическом спутнике, однако нисходящий способ — это просто дождаться восхода солнца, и тогда солнечный свет естественным образом станет доступен нашему зрению.

Пытаться постичь Верховного Господа, следуя восходящим путем познания — значит пытаться постичь Его, полагаясь на собственные усилия, прибегая к методу индукции. Так, если с помощью индуктивного метода мы попытаемся определить, смертен человек или бессмертен, нам придется провести обследование многих тысяч людей, чтобы прийти к заключению, что человек смертен. Безусловно, это займет много времени. Стоит нам, однако, обратиться к высшему авторитету и принять факт, что все люди смертны, как мы тотчас обретаем полное знание. Об этом хорошо сказано в “Шримад-Бхагаватам” (10.14.29.): “О мой Господь, тому, кто удостоился хотя бы капли Твоей милости, знание о Тебе открывается мгновенно. Те же, кто пытается постичь Тебя восходящим способом, могут рассуждать о Тебе на протяжении миллионов лет, но так и не познать Тебя”.

Путь эмпирических умозаключений приводит человека, как правило, к разочарованию, в результате чего он делает вывод: “Бог есть ничто”. Но если Бог — ничто, как же от Него изошло великое множество разнообразных форм? Согласно утверждению Веданты (джанмадй асйа йатах), все исходит от Верховного Господа. Следовательно, Верховный Господь никак не может быть “ничем”. Чтобы познать окружающий нас мир, нам приходится изучать поистине безграничное множество форм живых существ, и все они изошли от Верховной Личности Бога. Это объясняется в “Веданта-сутре”, ведическом писании, представляющем высшее знание. Слово веда значит “знание”, а анта значит “высшее”. Высшее знание — это знание о Верховном Господе.

Итак, как мы можем постичь форму Кришны? Если Бог, как сказано в ведических писаниях, не имеет таких глаз, членов тела и чувств, какими наделены мы, как же мы должны понимать Его трансцендентные чувства и Его трансцендентную форму? Познать Бога, следуя путем эмпирических умозаключений, невозможно. Мы должны просто служить Ему, и тогда Бог Сам откроет нам знание о Себе. В Десятой главе “Бхагавад-гиты” (10.11) Кришна Сам говорит об этом:

тешам эванукампартхам

ахам аджнана-джам тамах

нашайамй атма-бхава-стхо

джнана-дипена бхасвата

“Из сострадания к живым существам Я, пребывающий в сердце каждого живого существа, ярким светом знания рассеиваю тьму невежества в их сердцах”. Кришна пребывает в нашем сердце и, если мы искренне ищем Его, посвящая себя преданному служению, Кришна Сам открывает нам знание о Себе.

Об этом же говорится и в Восемнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (18.55):

бхактйа мам абхиджанати

йаван йаш часми таттватах

тато мам таттвато джнатва

вишате тад-анантарам

Постичь Господа, Верховную Личность Бога, возможно только через преданное служение Ему, ибо только преданное служение наделяет человека высочайшим сознанием Бога и делает его достойным вступить в Его вечную обитель”. Итак, чтобы постичь Бога, мы должны встать на путь бхакти-йоги, который начинается с процесса шраванам киртанам вишнох — со слушания повествований о Господе и воспевания Его славы. Это начало пути бхакти. Если мы будем просто слушать, с искренностью и смирением, понимание придет к нам. Кришна Сам откроет нам знание о Себе. Шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам. Таковы девять различных форм практики бхакти-йоги. Ванданам — это вознесение молитв, и это тоже бхакти. Шраванам — это слушание повествований о Кришне как они изложены в “Бхагавад-гите”, “Шримад-Бхагаватам” и других шастрах. Киртанам — это воспевание славы Господа, повторение Харе Кришна мантры. Все это — начало пути бхакти-йоги. Шраванам киртанам вишнох. Вишну присутствует во всем сущем, и медитация должна быть направлена на Вишну. Невозможно иметь бхакти без

Скачать:PDFTXT

. Путь к совершенству Веды читать, . Путь к совершенству Веды читать бесплатно, . Путь к совершенству Веды читать онлайн