Скачать:PDFTXT
Законы Ману

камни, простоквашу, зерно, рыбу, молоко, мясо и зелень.

251. Желающий помочь гуру и тем, кого он обязан содержать (bliftya), или желающий почтить богов и гостей может Принимать дары от всякого, но пусть не пользуется сам таким даром.

252. Если его гуру умерли или он живет в доме без них, он может, заботясь о своем существовании, всегда принимать дары от добродетельного человека.

253. Испольщик (ardhika), друг семьи, пастух (gopala), раб (dasa), цирюльник (napita) — они среди щудр те, чью пищу можно есть, — также и тот, кто нанимается «‘.

254. Пусть последний объявляет о себе, что он собой представляет, какого рода работу желает исполнять и где может быть использован.

255. Кто говорит добродетельным людям о себе противное истине, тот в этом мире самый крайний злодей; он — вор, обкрадывающий самого себя.

256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем .

257. Уплатив, как предписано, долг великим риши, предкам и божествам , вручив все сыну, он может жить в доме, оставаясь безучастным ко всему.

258. Пусть он всегда один в уединенном месте размышляет о полезном для души, ибо, размышляя в одиночестве, он достигает высочайшего блаженства.

259. Таков объявленный вечный образ жизни брахмана-домохозяина и перечень правил для снатаки, способствующий увеличению благочестия и достойный хвалы.

260. Брахман, знающий учение Веды, живущий таким образом, всегда свободный от греха, прославляется в мире Брахмы».

Такова в дхармащастре Ману, изложенной Бхригу, четвертая глава.

ГЛАВА V

1. Риши, выслушав изложенные таким образом дхармы снатаки, так сказали великодушному Бхригу, происшедшему от огня :

2. «О владыка! Каким образом смерть приобретает власть над знающими ведийские трактаты (veda^astra), исполняющими так, как указано, дхарму брахманов?».

3. Тот праведный Бхригу, сын Ману, сказал тем великим риши: «Выслушайте, вследствие какой провинности смерть стремится лишить жизни брахманов!

4. Смерть стремится лишить жизни брахманов вследствие пренебрежения изучением Веды, уклонения от правил доброго поведения, лености и нарушения правил приема пищи.

5. Для дваждырожденных непригодны в пищу чеснок, порей, лук, грибы и виды зелени, произрастающие из нечистот.

6. Надо старательно избегать красных древесных соков, а также соков, добываемых посредством подсечки, плода щелу «» и свернувшегося молока коровы.

7. Рис, сваренный с кунжутом, пшеничные и рисовые лепешки на молоке-все это, приготовленное не для жертвоприношения, непригодное для жертвоприношения мясо, предложенная богам пища, приношения на огне,

8. молоко коровы в продолжение десяти дней после отела, верблюжье, а также однокопытных животных, овечье, молоко стельной коровы и молоко коровы, потерявшей теленка,

9. молоко всех диких животных, кроме буйволиного, молоко женщины и все прокисшее — должно быть избегаемо.

10. Из прокисшей пищи пригодна для еды простокваша и все сделанное из нее, а также то, что выжато из чистых цветов, кореньев и плодов.

11. Следует избегать употребления в пищу мяса всех плотоядных птиц, живущих в селениях, недозволенных однокопытных и птиц титтибха,

12. воробья, плавы, лебедя (hansa), чакранги, петуха сарасы, раджджудалы, датьюхи, попугая, сарики,

13. птиц, долбящих клювом, лапчатоногих, кояшти, рвущих своими когтями, ныряющих и питающихся рыбой, мяса со скотобойни и мяса сушеного,

14. мяса цапли, журавля, ворона, трясогузки, животных, питающихся рыбой, домашних кабанов и всякой рыбы.

15. Кто ест мясо какого-либо животного, тот называется только поедателем его мяса, кто ест рыбу — поедателем всех видов мяса, поэтому надо избегать рыб.

16. Рыбу патхину и рохиту можно есть только используемую при жертвоприношении богам и предкам, рыбу радживу, синхатунду и сащалку — всегда.

17. Не следует есть мясо живущих в одиночку и неизвестных животных и птиц, даже дозволенных к употреблению в пищу, а также имеющих пять когтей.

18. Мудрые назвали дозволенными среди имеющих пять когтей дикобраза, ежа, ящерицу, носорога, черепаху, зайца, а также животных, имеющих зубы только в одной челюсти, за исключением верблюдов.

19. Дваждырожденный, съев умышленно гриб, мясо домашнего кабана и петуха, чеснок, лук или порей впадает в грех (patati).

20. Съев эти шесть видов пищи неумышленно, полагается исполнить в качестве искупления самтапану или же лунное покаяние отшельников , в остальных случаях — поститься один день.

21. Пусть брахман исполняет обет криччхра однажды в год для очищения за неумышленную еду запрещенной пищи); за умышленную — особо.

22. Те из животных и птиц, которые предписаны, могут быть убиваемы брахманами для жертвоприношении и в пищу тем, которых они обязаны содержать; так некогда поступал Агастья.

23. Ведь в древности при жертвоприношениях, совершавшихся брахманами и кшатриями, приношения состояли из мяса животных и птиц, дозволенных для употребления в пищу.

24. Всякую помасленную дозволенную съедобную пишу можно есть даже несвежую, а также остаток жертвоприношений.

25. Всякие кушанья из ячменя и пшеницы, а также приготовленные из молока, могут быть употребляемы дваждырожденными даже черствые.

26. Это было изложено полностью предписание о пище, разрешенной или запрещенной для дваждырождеиных; теперь я изложу правило употребления мяса и воздержания от него.

27. Следует есть мясо, окропленное^ по желанию брахманов^, будучи назначенным в соответствии с правилами для исполнения обрядов и при опасности для жизни »-.

28. Праджапати предназначил все это в качестве пищи для жизненного духа; движущееся и недвижущесся — все это). пища для жизненного духа:

29. недвижущиеся — пища движущихся, беззубые — зубастых, безрукие — имеющих руки, боязливые — бесстрашных.

30. Тот, кто поедает дозволенные живые существа даже ежедневно, не совершит греха, так как творец создал и дозволенные для еды живые существа и тех, кто их поедает.

31. Употребление в пищу мяса должно иметь место только при жертвоприношении — это считается божественным установлением; поэтому употребление его в других случаях считается установлением ракшасов».

32. Кто, почтив богов и предков, ест мясо, купив его, добыв самостоятельно или получив от других, — не совершит греха.

33. Дваждырожденному, знающему правила, не следует есть мяса вопреки правилам, за исключением крайних обстоятельств, так как, поев мяса вопреки правилам, он после смерти, беспомощный, пожирается теми, которых он сам ел при жизни.

34. Посмертный грех убивающего животное ради добычи не так велик, как грех вкушающего мясо из прихоти.

35. Но тот человек, который, будучи надлежаще приглашен для участия в обряде, не ест мясо, после смерти является животным в течение двадцати одного существования.

36. Брахману ни в коем случае нельзя есть мясо животных, не освященное мантрами; но, придерживаясь вечного правила, освященное мантрами пусть ест.

37. Желая съесть мяса, он может сделать животное и’з коровьего масла или из муки и есть его; но пусть он никогда не старается убить животное из прихоти.

38. Сколько волос на шкуре убитого животного, столько раз убивающий животных из прихоти принимает насильственную смерть в будущих рождениях.

39. Животные самим Самосущим созданы для жертвоприношения, жертвоприношение — для благополучия вс’его этого мира; поэтому убийство при жертвоприношении — не убийство.

40. Травы, скот, деревья, дикие животные, а также птицы, принявшие смерть ради жертвоприношения, получают опять рождение, но в более

высоком состоянии.

41. Когда гостю предлагают медовое питье при жертвоприношении, при обряде в честь предков и богов,-только в этих случаях животные могут быть убиты, не иначе: так сказал Ману.

42. Дваждырожденный, знающий истинный смысл Веды, убивая животных для этих целей, себя и животных ведет к высшему блаженству.

43. Дваждырожденному с благородной душой, проживающему у себя в доме, у гуру или в лесу, нельзя никогда, даже в крайности, причинять животным вред, не предписанный Ведой.

44. Надо знать, что вред, причиняемый при этом движущемуся и недвижущемуся, это согласно предписанию Веды — не вред, ибо дхарма произошла от Веды .

45. Кто ради своего удовольствия причиняет вред безвредным существам, тот и живой и мертвый никогда не имеет удовольствий.

46. Кто не желает причинять живым существам страдание от уз и смерти, а желает благополучия для всех, тот вкушает бесконечное блаженство.

47. Кто никому не причиняет вреда, без усилий достигает того, о чем думает, что предпринимает и в чем находит удовольствие.

48. Мясо никогда нельзя получить, не причинив вреда живым существам, а убиение живых существ несовместимо с пребыванием на небесах; поэтомунадо избегать мяса.

49. Имея в виду происхождение мяса и необходимость при этом убиения и связывания имеющих тело существ, надо воздерживаться от употребления в пищу всякого мяса.

50. Кто не вкушает мяса подобно пищаче, пренебрегая (вышеуказанным правилом, тот в мире пользуется любовью и не поражается болезнями.

51. Позволяющий (убить животное, рассекающий тушу, убивающий, покупающий и продающий мясо, готовящий из него пищу, подающий его к столу, вкушающий — все они1 убийцы.

52. Нет большего грешника, чем тот, кто, не почтив предков и богов, старается увеличить свое мясо мясом других.

53. Плод благочестия того, кто в продолжение ста лет совершает жертвоприношение ащвамедха, и того. кто не ест мяса, — одинаков.

54. Никто не достигает употреблением чистых кушаний из плодов и кореньев и пищи отшельников плода столь большого, как воздержанием от мяса.

55. «Меня (mam) тот (sa) да пожирает в будущем мире, мясо которого я ем здесь!» — так мудрецы объясняют значение слова мясо (marnsa) .

56. Нет греха в употреблении мяса, спиртных напитков и в плотских удовольствиях — таков образ жизни живых существ; но воздержание от всего этого приносит большую награду.

57. Теперь я расскажу в должном порядке об очищении в связи со смертью, а также об очищении вещей, как оно должно производиться у четырех варн.

58. Когда дитя умирает после появления зубов, раньше их появления и когда над ним было совершенно пострижение , — все его родственники нечисты; то же объявлено и относительно рождения .

59. Нечистота вследствие смерти установлена для сапинд на десять дней, или до собирания костей , или три дня или только один день.

60. Родство сапинд прекращается седьмым человеком, родство саманодак , — когда происхождение и родовое имя более неизвестно.

61. Как эта нечистота вследствие смерти установлена для сапиид, так же пусть будет соблюдаема для добивающихся совершенной чистоты и при рождении.

62. Нечистота по причине смерти — обща всем сапиндам, нечистота же по случаю рождения распространяется только на родителей или только на мать, а отец делается чистым, совершив омовение.

63. Мужчина, извергнув семя, очищается, совершив омовение; после сношения с женщиной он сохраняет нечистоту три дня.

64. Прикоснувшись к трупу, очищаются по истечении дня и ночи, присоединенных к трем трехдневным периодам «-, дающие воду — по истечении трех дней^.

65. Ученик, исполняющий питримедху за умершего гуру, наряду с несшими труп на кладбище очищается при этом по прошествии десяти дней.

66. (Женщина при выкидыше очищается в число дней. равных количеству месяцев ее беременности; женщина, имеющая менструации, очищается омовением при прекращении выделения крови.

67. Для мальчиков, не прошедших обряд пострижения, предписано очищение в течение ночи; для прошедших этот обряд желательно очищение в течение трех дней.

68. Умершего {ребенка, не достигшего двух

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн