Скачать:PDFTXT
Законы Ману

лет, пусть родственники, украсив, похоронят в чистую аемлю^ вне селения, без собирания его костей;

69. для него не должен производиться огненный обряд » не должно производиться возлияние воды «», оставив его в лесу, как полено , им надо поститься три дня.

70. Для недостигшего трех лет обряд возлияния воды родственниками не должен исполняться, но для имеющего зубы, или если над ним был произведен обряд наречения именем, родственники могут исполнить.

71. Когда умирает соученик (sabrahmacarin), нечистота установлена на один день; при рождении отдаленного родственника «» желательно очищение в течение трех дней.

72. По смерти женщин, обрученных, но не вышедших замуж, жених и его родственники очищаются по прошествии трех дней; их кровные родственники очищаются в соответствии с ранее указанным правилом .

73. Им следует есть пищу только с натуральной солью, совершать омовения в продолжении трех дней; пусть не вкушают мясной пищи и спят отдельно на земле.

74. Это правило относительно нечисюты вследствие смерти предписано для родственников, живущих вблизи. Вот какому правилу нужно следовать сапиндам и саманодакам , когда умерший жил вдали от них.

75. Кто о смерти родственника, находящегося в отдаленной местности, услышит до истечения десяти суток после его смерти, тот будет нечист столько суток, сколько составляет остаток от десяти суток (ratri).

76. Если эти десять дней прошли, он является нечистым в течение трех суток; если же пройдет год, он очищается одним омовением водой.

77. Услышав о смерти родственника или о смерти сына, человек по истечении десяти дней нечистоты становится чистым, погрузившись в воду в одежде;

78. если в отдаленной местности умирает дитя или отдаленный родственник, он сразу же очищается, погрузившись в воду в одежде:

79. если во время десяти дней нечистоты случится новое рождение или смерть, то брахман остается нечистым до истечения этих первых десяти дней.

80. Объявили, что нечистота после смерти учителя (ясагуа), продолжается три дня. его сына или жены — день и ночь: таково правило.

81. Если в его доме умер знаток Веды (^rotriya), он нечист три ночи, если умер брат матери, ученик, жрец и родственник по матери — одну ночь с предшествующим и последующим днем.

82. Если умирает парь, в стране которого он живет, нечистота продолжается пока есть свет , но по смерти в его доме неизучившего Веду — весь день, так же как гуру, изучившего Веду».

83, Если брахман очищается десятью днями, то кшатрийдвенадцатью, вайщий — четырнадцатью, щудра очищается месяцем.

84. Пусть не увеличивает число дней нечистоты, не прерывает обряды, совершаемые на огне; исполняющий этот обряд не становится нечистым даже из-за кровных родственников.

85. Прикоснувшийся к чандале (divakirti), к женщине. имеющей менструации, к изгою (patita), к роженице, к трупу или к коснувшемуся трупа очищается омовением.

86. Очистившись прихлебыванием воды , пусть при виде нечистоты всегда шепчет старательно мантры, посвященные Солнцу , и с усердием — посвященные Соме .

87. Брахман, прикоснувшись к жирной человеческой кости, очищается омывшись; прикоснувшись к сухой, очищается ополоснув рот, так же как дотронувшись до коровы или посмотрев на солнце.

88. Ученику (adisUn) не следует совершать обряда возлияния мертвым до исполнения обета; сделав возлияние, по окончании его, он очищается тремя ночами.

89. Пусть не совершает обряда возлияния воды ни для родившихся напрасно и от смешанного брака , для пребывающих с бродячими отшельниками , а также для самоубийц;

90. ни для женщин, присоединившихся к еретикам , из похоти живущих со многими мужчинами, вредящих зародышу и ненавидящих мужа, а также для употребляющих спиртные напитки.

91. Исполняющий обет^, вынося умерших — своего учителя (асагуа), преподавателя (upadhyaya), отца, мать, гуру,- не нарушает обета.

92. Выносить умершего щудру полагается через южные городские ворота , тела же дваждырожденных в соответствующем порядке — через западные, северные и восточные .

93. Нечистоты не существует для царей, для исполняющих обет и для занятых в жертвоприношении саттра-«-, ибо первый} восседает на троне Индры, а последние два всегда соединены с брахмой .

94. Для царя , сидящего на величественном троне, очищение установлено немедленное; основание для этого то, что он восседает на престоле для защиты подданных.

95. То же применимо к родственникам убитых во время бунта «- или в сражении, молнией или царем, ради спасения} коровы и брахмана , и к тем, кого царь желает видеть чистыми .

96. Царьвоплощение восьми хранителей мира: Сомы. Агни, Солнца, Анилы , Индры, владык богатств и воды и Ямы.

97. Так как царь поставлен владыками мира, то для него не существует нечистоты; ведь чистота и нечистота, смертных обязаны своим происхождением и устранением владыкам мира .

98. Для кшатрия, убитого в соответствии с дхармой — в битве, поднятым оружием, — тут же совершается жертвоприношение, а также очищение: таково правило.

99. По окончании периода нечистоты брахман, совершивший необходимые обряды, очищается, прикоснувшись к воде, кшатрий — к ездовому животному и оружию, вайщий _ к стрекалу или поводьям, щудра — к посоху.

100. Это вам, о лучшие из дваждырожденных, объявлен порядок очищения (при смерти сапинд; выслушайте теперь порядок очищения при смерти всех несапинд.

101. Брахман, вынеся как родственник умершего дваждырожденного-несапинду или родственников по матери, очищается по прошествии трех ночей.

102. Но если он ест их пищу , то он очищается по прошествии десяти дней; если же не ест пищу и не живет в их доме, — по прошествии одного дня.

103. Добровольно проводив мертвого родственника или неродственника, он очищается, искупавшись в одежде, дотронувшись до огня, вкусив коровьего масла.

104. Не надо допускать, чтобы умершего брахмана при на’ личии людей, равных ему, относил щудра; ибо жертвоприношение на огне , оскверненное прикосновением щудры, препятствует доступу на небо.

105. Знание, аскетические подвиги, огонь, священная пища, земля, обуздание души, вода, мазание коровьим пометом, ветер, священные обряды, солнце и время — очистители одаренных телом.

106. Из всех видов чистоты наивысшей считается чистота при приобретении богатств, ибо чист лишь тот, кто чист при приобретении богатств, а не очистившийся только землей и водой .

107. Ученые очищаются снисходительностью, поступающие беззаконно —

щедростью, имеющие тайный порок — повторением священных текстов, в совершенстве знающие Веду — аскетическими подвигами.

108. Землей и водой очищается то, что должно стать чистым, река очищается течением, имеющая нечистые помыслы женщина — менструациями, брахман — оставлением мира (sannyasa).

109. Водой очищаются только части тела, сердце же очищается истиной, душа — священным учевием (vidya) и аскетическими подвигами, ум очищается познанием.

110. Таким образом, окончательное решение относительно чистоты тела объявлено вам; выслушайте теперь решение относительно чистоты разного рода предметов.

111. Мудрыми объявлено, что очищение предметов^ сделанных из металла, драгоценных камней, всего, сделанного из камней, полагается производить золой, водой и землей.

112, Не имеющий пятен золотой сосуд очищается одной водой, так же как и все, происшедшее из воды , сделанное из камня и серебряное, не покрытое украшениями.

113. Золото и серебро возникли от соединения воды и огня, поэтому более благоприятно очищение, производимое тем, от чего они произошли.

114. Очищение предметов из меди, железа, бронзы, олова и свинца надо производить, смотря по надобности, щелочью, кислотами и водой.

115. Для всех жидкостей ради чистоты предписано очищение , для громоздких предметов — окропление, для деревянных — оскабливание.

116. Для жертвенных сосудов чамаса и граха предписано при жертвоприношении обтирание рукой и очищение ополаскиванием.

117. Очищение котелка, называемого чару, ложек срук и срува предписано производить горячей водой, равно как деревянного меча спхья, сита, тележки, пестика и ступки.

118. Очищением для большого количества зерна и одежд установлено окропление водой, очищением для малого количества — обмывание водой.

119. Очищение для кож и изделий из тростника полагается такое же, как для одежд; очищение для зелени, кореньев и плодов — как для зерна;

120. шелковых и шерстяных тканей-землей солонцов, шерстяных одеял — плодом мыльного дерева, некоторых одежд (am^upatta) — плодом бильва, льняной ткани — желтой горчицей.

121. Очищение изделии из раковин, рога, обыкновенной и слоновой кости, как и изделий из льна, должно производиться сведущим коровьей мочон или водой,

122. Трава, дерево и солома делаются чистыми от окропления водою, дом — от подметания и обмазывания коровьим навозом, глиняный сосуд — повторным обжигом.

123. Глиняный сосуд, оскверненный спиртным напитком. мочой, испражнениями, слюной, гноем и кровью нс очищается даже повторным обжигом.

124. Земля очищается пятью способами: подмелашк-м, обмазыванием коровьим навозом, окроплениом -«, скоблением и пребыванием на ней коров .

125. Поклеванное птицами, обнюханное коропой, оттолкнутое ногой, обчиханное, оскверненное наличием i полос н вшей — очищается посыпанием землей;

126. пока дапах и пятно, возникшие от этого, пс удалены с загрязненного предмета, до тех пор для очищения предметов должны использоваться земля и вода.

127. Боги установили три вещи чисчыми для брахманов — ту, осквернения которой не было видно, обмытую подоН и ту. которая рекомендована словом брахмана, как чистая.

128. Чистой считается вода, текущая по земле, в которой утоляет жажду корова, не смешанная с нечистыми веществами, обладающая надлежащим запахом, цветом и вкусом.

129. Всегда чиста рука ремесленника (karu) «‘ и товар (punya), выставленный на продажу, всегда чиста милостыня, полученная учеником: таково правило.

130. Всегда чисты уста женщины, птица, когда она вызывает падение плода, теленок чист во время сосания, собака чиста, когда хватает дичь.

131. Ману объявил чистым мясо животного, убитого собаками или убитого другими хищниками, а также дасью — чандалами и прочими.

132. Те впадины на теле, которые выше пупа, — вполне чистые, те, которые ниже. — нечистые, как и выделения, выходящие из тела.

133. Мух, каплю воды, тень, корову, лошадь, лучи солнца, пыль, землю, ветер и огонь следует считать чистыми при прикосновении к нечистым предметам.

134. Для очищения органов, через которые выделяются испражнения и моча, должно употребить столько земли и воды, сколько требуется, так же как и для очищения двенадцати нечистот тела.

135. Жировые выделения, мужское семя, кровь, перхоть, моча, испражнения, ушная сера, ногти, мокрота, слезы, гной на глазах и пот составляют двенадцать нечистот у людей.

136. Желающему быть чистым следует приложить землю к детородному члену один раз, к заднему проходу — три, к одной руке — десять, к обоим — семь раз.

137. Такое очищение полагается для домохозяев, для учеников — двойное, для отшельников (vanas-tha) — тройное, для аскетов (yati) — четверное.

138. Помочившись или испражнившись, а также всегда, приступая к чтению Веды и принимая пищу, он, ополоснув рот, пусть окропит впадины тела.

139. Желающему телесной чистоты ‘следует сначала трижды хлебнуть воды, а потом вытереть рот, тогда как женщине и щудре — по одному разу.

140. Щудры, живущие праведно , должны ежемесячно брить головы; порядок их очищения подобен тому, как у вайшиев, пищаостаток пищи дваждырожденных.

141. Ни остаток пищи, ни капли воды, выпавшие изо рта,

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн