Скачать:PDFTXT
Законы Ману

которые попадают на какой-либо член, не производят нечистоты, ни волосы бороды и усов, попавшие, в рот, ни застрявшее между зубами.

142. Капли воды, падающие на ноги того, кто снабжает водой других, должны считаться равными собравшимся на земле; его не следует считать нечистым из-за них.

143. Имеющий в руках какой-либо предмет, тронутый каким-то образом нечистым человеком или предметом, может очиститься, ополоснув рот, не кладя при этом на землю ту вещь.

144. Омывшись после рвоты и прослабления, пусть вкусит коровьего масла; вкусив пищу, пусть только ополоснет рот; омовение предписано для имевшего сношение с женщиной.

145. Даже уже будучи чистым, пусть ополаскивает рот, поспав, чихнув, поев, плюнув, сказав неправду, попив воды и приступая к чтению Веды.

146. Таким образом, правило личного очищения и очищения вещей полностью изложено вам для всех варн; выслушайте теперь дхарму женщин.

147. Женщиной — в детском возрасте, молодой или даже пожилой — никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в собственном доме.

148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости — мужа, по смерти мужа — под властью сыновей: пусть женщина никогда не пользуется самостоятельностью (svatantrata).

149. Пусть она никогда не желает разлуки с отцом, мужем и сыновьями; оставляя их, женщина делает заслуживающими презрения обе семьи — свою и мужа.

150. Ей надо быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо вычищенную утварь и экономной в расходах.

151. Кому бы ни отдал ее отец или, с разрешения отца, брат, ей следует повиноваться ему при жизни и не пренебрегать им после его смерти «‘.

152. Для обеспечения счастья новобрачных при бракосочетании

производятся чтение благоприятствующих мантр и жертвоприношение Праджапати; передача (pradana) дочери отцом — основание собственности .

153. Муж, совершивший священнодействие, сопровождаемое чтением мантр , всегда — и в надлежащее время, и не вовремя — доставляет счастье жене и в этом мире и в будущем.

154. Муж, даже чуждый добродетели, распутный или лишенный добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог .

155. Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе.

156. Добродетельная жена, желающая достичь после смерти местопребывания мужа, пусть не делает ничего неприятного для получившего ее руку, — как живущего, так и умершего.

157. Пусть она добровольно изнуряет тело, питаясь только чистыми цветами, кореньями и плодами; после смерти мужа ей не следует произносить даже имени другого мужчины .

158. Ей полагается до смерти быть терпеливой, чистой, целомудренной, желающей исполнить ту высочайшую дхарму, которая предписана для жен, имевших только одного мужа.

159. Многие тысячи целомудренных с юности брахманов достигли неба, даже не оставив потомства.

160. Добродетельная жена, пребывающая в целомудрии после смерти мужа, достигает неба, даже не имея сыновей, как те целомудренные .

161. Но жена, которая из желания иметь потомство, нарушает обет верности умершему мужу, встречает презрение в этом мире и лишается местопребывания мужа на небе.

162. Потомство, рожденное от другого, — даже в другом браке, — в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин.

163. Даже та, которая, оставив своего мужа низкого , сожительствует с высоким, достойна осуждения в мире и называется «вновь вышедшей замуж (parapurva)».

164. Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презрение, а после смерти оказывается в чреве шакала и мучается ужасными болезнями.

165. Та, которая, имея обузданные мысли, слова и тело, не изменяет мужу, достигает после смерти местопребывания мужа и называется добродетельными «добродетельной» (sadhvi).

166. Вследствие такого поведения женщина, имеющая обузданные мысли, слова и тело, достигает в этом мире высшей славы, а в будущем — местопребывания мужа.

167. Дваждырождённый, знающий дхарму, жену, ведшую себя таким образом, принадлежащую к той же, что и он, варне. умершую раньше него, пусть сожжет, используя священный огонь и жертвенные принадлежности.

168. Использовав огни при похоронном обряде в честь жены, умершей раньше него, муж может опять совершить брачный обряд и зажечь священные огни.

169. В соответствии с этим правилом пусть никогда не оставляет пять великих жертвоприношений; взяв жену, пусть он живет в своем доме второй период жизни».

Такова и дхармащастре Ману. изложенной Бхригу, пятая глава.

ГЛАВА VI

1. «Дваждырожденный снатака, пробыв таким образом согласно правилам в состоянии домохозяина, пусть, обузданный, живет в лесу, подчинив как следует органы чувств.

2. Когда домохозяин увидит у себя морщины, седину и детей у детей — ему следует отправиться в лес.

3. Покинув деревенскую пищу и всю домашнюю утварь, пусть идет в лес, оставив жену на попечение сыновей, или вместе с ней «-.

4. Взяв с собой священный огонь (agnihotra) и утварь, необходимую для приношения жертв на огне, выйдя из деревни в лес, пусть живет, имея обузданные чувства.

5. Надо в соответствии с предписаниями приносить великие жертвоприношения различными чистыми видами пищи отшельников или зеленью, кореньями и плодами.

6. Полагается носить шкуру или рубище (cira), купаться вечером и утром, всегда иметь косу, бороду, волосы и ногти.

7. Какая бы пища ни была, часть ее надо давать как бали и милостыню, сколько только может: следует почтить пришедших в лесную обитель (a^rama) подаянием в виде воды, кореньев и плодов.

8. Надо постоянно заниматься самостоятельным изучением Веды, быть смиренным, дружелюбным, внимательным, всегда дающим, но не берущим, имеющим сострадание ко всем живым существам.

9. Надо совершать агнихотру, как предписано, на трех священных огнях, не пропуская дня новолуния и должным образом отмечая день полнолуния.

10. И пусть совершает жертвоприношения созвездиям, от первых плодов, в начале каждого периода в четыре месяца, а также по порядку в день зимнего и летнего поворота солнца.

11. Надо приносить жертвы, как предписано, весенними и осенними

чистыми видами пищи отшельников , собранными им самим, а также отдельно жертвенными лепешками (puroda^a) и вареным рисом (earn).

12. Принеся в жертву божествам эту лесную очень чистую жертвенную пищу, он может взять для себя остаток, а также соль, добытую им самим.

13. Он может есть зелень земную и водную, цветы, коренья и плоды, имеющие происхождение от чистых деревьев, и жиры, имеющие происхождение от плодов.

14. Следует избегать меда, разных видов мяса, грибов, растущих на земле, бхустрины, щигруки, а также плодов щлешматаки.

15. В месяц ащваюджа следует оставлять пищу отшельников, ранее

собранную, старые одежды, зелень, коренья и плоды.

16. Не следует есть ни выращенные на пашне, даже брошенной кем-нибудь, ни выросшие в деревне цветы и плоды, — даже страдая от голода.

17. Он может есть пищу, приготовленную на огне или созревшую по времени; зерно может быть истолчено камнем, а также размельчено зубами вместо ступки.

18. Он может или ежедневно мыть сосуды для хранения пищи «», или иметь запас на один месяц, или на шесть месяцев, или на год.

19. Он может есть пищу или ночью, или днем, собрав сколько может, или в четвертое или восьмое время приема пищи ;

20. или он может жить в светлой и темной половине месяца по правилам лунного покаяния ; или же в оба последние дня полумесяца ему следует есть только ячменную похлебку, сваренную на один раз;

21. или он может всегда существовать только цветами, кореньями, плодами, созревшими от времени и опавшими сами по себе, соблюдая учение Вайкханасы^.

22. Он может валяться на земле или стоять целый день на цыпочках, проводить время то в стоянии, то в лежании, купаясь утром, в полдень и вечером.

23, Летом следует подвергаться жару пяти огнен «‘, в дождливое время года проживать под тучами, зимой иметь мокрую одежду, последовательно увеличивая суровость аскетического подвига.

24. Совершая омовение в три времени дня, надо удовлетворять возлиянием воды предков и богов и, исполняя все более суровые аскетические подвиги, иссушать тело.

25. Поместив в себя священные огни согласно правилу , питаясь кореньями и плодами, следует быть отшельником без огня и крова.

26. Не заботясь о предметах удовольствия, оставаясь чистым, имея ложем землю и совсем не заботясь об убежище, имея жилищем корни деревьев,

27. он может собирать милостыню , достаточную для пропитания, среди брахманов-подвижников и других дваждырожденных домохозяев, проживающих в лесу.

28. Или, принеся пищу из деревни , приняв ее покрывалом, рукой или черепком, живущий в лесу может восемь раз наполнить рот.

29. Пусть брахман, живущий в лесу, исполняет эти и другие обеты и различные наставления о достижении слияния с атманом, содержащиеся в Упанишадах,

30. исполненные риши, брахманами, а также домохозяевами для увеличения священного знания, аскетических подвигов и для очищения тела.

31. Или, отправившись на северо-восток^, ему следует идти прямо до падения тела, имея пищу в виде воды и воздуха.

32. Брахман, избавившись от тела одним из тех многих подвигов, практикуемых великими риши , свободный от печали и страха, прославляется в мире Брахмы.

33. Проведя таким образом в лесах третью часть жизни, следует бродить четвертую часть жизни, отбросив мирские связи.

34. Идя от ащрамы к ащраме, совершив жертвоприношения, обуздав органы чувств, истощившись сбором милостыни и приношением бали, бродячий аскет (pravrajan) после смерти блаженствует.

35. Уплатив три долга «‘, надо устремить мысль к достижению конечного освобождения (inoksa); стремящийся же к спасению, не- уплатив ^ти три долга, низвергается в преисподнюю.

36. Только изучив как полагается Веды, произведя согласно дхарме сыновей и принеся с усердие-м жертвы, он может устремить мысль к спасению.

37. Дваждырождепный, ищущий спасения, не изучив Веды. не произведя также потомства и не принеся жертв,-низвергается в преисподнюю.

38. Принеся жертву Праджапачи. за которую отдается жрецам все- имущество, поместив в себя огни »-, брахман может идти из дому странничать.

39. Для того толкователя Веды, кто, дав всем живым существам безопасность »’, идет из дома странничать, бывают наградой лучезарные миры:

40. поскольку от дваждырожденного для живых существ не исходит даже маленькоп опасности, то к для пего. освобожденного от тела, ниоткуда не исходит опасность.

41. Выйдя 113 дома. отшельник, снабженный средствами очищения «, пусть бродит, равнодушный к накопленным предметам желания.

42. Ради достижения успеха следует бродить одному, без спутников: поняв, что успех зависит от одного его, он достигает успеха и нe

покидается им.

43. Ему не следуег иметь огонь и жилище; он может -ходить в деревню за пищей, сохраняя молчание, равнодушный ко всему, твердый в намерениях, сосредоточенный в мыслях.

44. Глиняная чаша, корни дерева, лохмотья, одиночесгво и одинаковое отношение ко всему — таков признак освооожденного.

45. Не следует желать смерти, не следует желать жизни: пусть он ожидает свое время, как слуга (bhrtaka) — жалованье.

46. Следует ставить ногу, очищенную взором , пить воду, очищенную тканью «‘, говорить речь, очищенную истиной, исполнять дело, очищенное мыслью.

47. Следует спокойно переносить брань, никого не презирать и ради этого тела ни с кем не враждовать.

48. На гневающегося пусть не гневается со своей

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн