Скачать:PDFTXT
Законы Ману

брахманов, даровать льготы ^ и объявить об отсутствии опасности.

202. Удостоверившись вполне в желаниях всех побежденных, надо посадить {на престол родственника {побежденного государя и заключить соглашение.

203. Пусть царь-победитель примет меры для восстановления их дхарм, существовавших ранее, и почтит нового государя вместе с придворными дарениями ценностей.

204. Присвоение, причиняющее неудовольствие, и дарение, причиняющее

удовольствие, примененные вовремя по отношению к жаждущим богатств, одобряются.

205. Всякое это дело в исполнении зависит от судьбы и человека; но из них судьба непостижима: совершение зависит от человека .

206. Или, считая друга, золото и землю (bhumi) тройным результатом политики, приобретя, что удалось, можно отступить с этим, предусмотрительно заключив мир.

207. Внимательно наблюдая за врагом в тылу, а также за соседом врага в круге , следует обеспечивать результат похода от посягательств друга и недруга.

208. Приобретя золото и землю, царь не так процветает, как приобретя верного союзника (mitra),-хотя и слабого, но могущего пригодиться в будущем.

209. Рекомендуется союзник даже слабый, нс знающий дхагрму, благородный, имеющий довольных подданных, твердый в предприятиях.

210. Мудрые объявили худшим врагом умного, родовитого (kulina), храброго, способного, щедрого, благородного и твердого.

211. Достойное ария поведение (aryata), знание людей, храбрость, сострадание и постоянная щедрость-качества нейтрального государя.

212. Ради спасения себя, царю следует без колебания покинуть страну (bhumi), даже процветающую, плодоносную и благоприятную для скотоводства.

213. На случай несчастья надо хранить богатство, посредством богатства — хранить жену; себя надо хранить, жертвуя даже женами, даже богатствами.

214. Мудрый царь, увидя все беды, случившиеся одновременно, пусть энергично применяет все четыре средства защиты — совместно или раздельно.

215. Исполнителя , исполняемое и все средства полностью, — эту тройку применив, надо приложить старание для достижения успеха.

216. Таким образом, царь, все это обсудив с советниками, потрудившись, затем омывшись, может в полдень направляться во внутренние покои откушать.

217. Там пусть вкушает пищу, хорошо проверенную преданными, знающими время приема пищи честными слугами, очищенную мантрами, обезвреживающими яды.

218. Пусть очищает все свои вещи снадобьями, уничтожающими яды, и всегда держит при себе из осторожности драгоценные камни, уничтожающие яды.

219. Пусть касаются его опахалом, водой и благовониями женщины испытанные, имеющие очищенные одежды и уборы, внимательные.

220. Подобным образом следует проявлять бдительность относительно перевозочных средств, ложа, сиденья, приема пищи, купания, принадлежностей туалета и всех украшений.

221. Поев, пусть развлекается с женами во внутренних покоях; развлекшись, пусть опять думает о делах.

222. Должным образом одетый, пусть снова проверяет воинов, все перевозочные средства, оружие и убранство (abharana).

223. Совершив вечерние обряды, вооруженный, пусть во внутреннем покое выслушивает донесения о деятельности тайных осведомителей (rahasyakhyayin) и шпионов (pranidhi).

224. Удалившись опять в другой внутренний покой и отпустив народ, он может идти, окруженный женщинами, во внутренние покои, чтобы снова поесть.

225. Там опять съев что-нибудь, насладившись различной музыкой, следует лечь спать и проснуться освеженным.

226. Пусть исполняет этот распорядок, если здоров, но (если болен, то нужно поручить все эти дела слугам:».

Такова в дхармащастре Ману, изложенной Бхригу, седьмая глава.

ГЛАВА VIII

1. «Царь, желая рассмотреть судебные дела (vyavahara), пусть является подготовленным (vinita) в суд (sabha) вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя , подняв правую руку , в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон,

3. относящиеся к восемнадцати отделам, — по отдельности, ежедневно, посредством умозаключений, основанных на обычаях страны и указаниях щастр.

4. Из них первое — неуплата долга, затем заклад, продажа чужого, соучастие в торговом или другом объединении неотдача данного,

5. неуплата жалованья, нарушение соглашения отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом,

6. дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние,

7. дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад — эти восемнадцать поводов (pada) судебного разбирательства в этом мире.

8. Основываясь на вечной дхарме, надо решать дела людей спорящих главным образом по этим восемнадцати поводам (sthana) .

9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора.

10. Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями (sabhya). пусть разбирает дела того царя, сидя или стоя.

11. То место, где сидят три брахмана, знающие Веду, и назначенный царем ученый брахман, называют «судом Брахмы».

12. Но где дхарма, пораженная адхармой, проникает в суд и судьи преступление не пресекают, там судьи (sabhasad) поражаются той же адхармой.

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно;

человек не говорящий или лгущий является грешником (kilbisin).

14. Где на глазах у судей дхарма губится адхармой, а правда — ложью, там гибнут сами судьи.

15. Дхарма нарушенная — губит, дхарма сохраненная — охраняет, поэтому дхарма не должна быть нарушаема, чтобы нарушенная дхарма не покарала нас,

16. Священная дхарма — бык (vj-sa); кто препятствует ему, того боги назвали презренным (vrsala) ; поэтому дхарму нарушать нельзя.

17. Единственный друг, который сопровождает даже после смерти, — дхарма, ибо все другое идет к равной гибели, вместе с телом .

18. Четверть вины от совершения адхармы идет виновнику, четверть — лживому свидетелю, четверть — всем судьям, четверть — царю.

19. Но царь и судьи невинны и освобождаются от греха), а вина падает на совершившего преступление, когда осуждается достойный осуждения.

20. По желанию царя толкователем дхармы может быть брахман, живущий своим происхождением, но неученый или только называющий себя брахманом, хотя его происхождение неизвестно, но щудра — никогда .

21. Страна того царя, для которого щудра с. его ведома выносит определение дхармы, гибнет, как корова в трясине.

22. Та страна, которая населена главным образом щудрами, полная неверующими (nastika), лишенная дваждырожденных, — быстро гибнет, измученная голодом и болезнями.

23. Заняв место в суде, надлежаще одетый, сосредоточенный, почтив хранителей мира , царь может приступить к рассмотрению дел.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать все дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.

25. Внутреннее настроение людей надо узнавать по внеш ним признакам: по звукам голоса, цвету лица, движениям, глазам и жестам.

26. По выражению лица, по движениям, походке, жестам, речи, по изменению выражения глаз и лица улавливается сокровенная мысль.

27. Царю полагается охранять имущество (riktha) ребенка — наследство и прочее, — пока он не вернется из дома гуру или не выйдет из малолетства .

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.

29. Добродетельному царю надо наказывать как воров тех родственников, которые захватывают их имущество при их жизни.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся; до истечения трех лет — может получить хозяин, после — может забрать царь.

31. Тот, кто скажет: «Это мое», — должен быть проверен согласно правилу; только сообщив внешний вид, число и т. д., хозяин (svarnin) получает право (arhati) на это имущество.

32. Не знающий правильно место, время, цвет, форму и размер утерянного заслуживает штрафа, равного по стоимости тому утерянному.

33. Затем царь, помня дхарму благочестивых, может взять шестую часть найденного утерянного, десятую или даже две’ надцатую .

34. Утерянное, а затем найденное имущество (следует оставить на попечение особых слуг; кого он при этом обличит как воров, тех надо приказать лишить жизни посредством слона .

35. Если какой-нибудь человек правильно скажет о найденном кладе: «Это мое», — царь может взять у него шестую или двенадцатую часть .

36. Но говорящий неправду заслуживает штрафа в размере восьмой части его имущества, или — с учетом того найденного клада — на меньшую часть .

37. Ученый же брахман, найдя скрытое ранее сокровище , может взять его даже полностью, так как он властитель всего. sarvasyadhipati.

38. Но если царь найдет какое-либо старинное сокровище, скрытое в земле, то он, отдав половину дваждырожденным , может половину поместить в сокровищницу.

39. Царь получает половину старинных кладов и руд, найденных в земле, вследствие охраны страны и так как он властитель (adhipaU) земли.

40. Имущество, похищенное ворами, должно быть возвращаемо царем всем варнам; царь, присваивающий его, принимает на себя вину вора.

41. Знающий дхарму, рассмотрев дхармы каст (jati) областей (janapada), дхармы щрени и семейств (kula), пусть устанавливает дхарму, свойственную им (svadharma).

42. Люди, даже находящиеся вдали, исполняющие присущие им дела, придерживающиеся присущего им дела, угодны для народа.

43. Пусть ни сам царь, ни его слуга не побуждают других начинать тяжбу и не прекращает ни в коем случае иска (artha), предъявленного другим.

44. Как охотник ищет след животного по каплям крови, так царю надо обнаруживать след дхармы посредством расследования.

45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет иска (artha), себя самого, свидетеля (saksin), место, время и обстоятельства (rupa).

46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее обычаям страны, семей и каст (jati), надо устанавливать в качестве закона. 47. По ходатайству кредитора (uttamarna) о возвращении ценности, данной должнику (adhamaj-na). надо доказанную ценность заставить передать от должника кредитору (dhanika).

48. Какими средствами кредитор может получить свое имущество, теми средствами, принуждая, пусть царь заставляет должника уплатить.

49. Дхармой, судебным преследованием, хитростью, принуждением и пятым — силой можно добиваться получения данного взаймы имущества.

50. Тот кредитор, который сам возвращает от должника (свое имущество, не должен быть подвергнут преследованию царем после того, как возвратит свое добро.

51. Отрицающего, что он брал в долг имущество, но уличенного надо заставить отдать имущество кредитора и небольшую часть в виде штрафа в соответствии с возможностями должника .

52. При запирательстве должника, которому в суде сказано: «Отдай», — истцу (abhiyoktar) полагается указать место или привести иное доказательство.

53. Истец, который указывает неправильное место, а указав, отпирается, кто не замечает противоречивого значения более ранних и более поздних своих показаний.

54. кто. объявив доказательство, увиливает, кто, спрошенный о деле, ранее должным образом изложенном, не придерживается твердо прежних показаний,

55. кто разговаривает со свидетелями в мгсте, где нельзя разговаривать, кто не желает отвечать на поставленный вопрос и удаляется.

56. кто, спрошенный: «Говори», — не говорит, ранее сказанное не подтверждает и не знает предшествующее и последующее, тот лишается имущества, на которое претендует.

57. Если сказав: «У меня имеются свидетели», — и спрошенный: «Укажи», — не указывает, судья по этим причинам объявляет его лишенным права на иск.

58. Если истец не говорит , он должен быть подвергнут телесному наказанию и оштрафован согласно закону; если ответчик в течение полутора месяцев не оправдается, он проигрывает дело .

59. Тот, кто лживо отвергает какой-либо иск или какой-нибудь лживо подтверждает, o6a они, поступающие вопреки дхарме, должны быть царем принуждены уплатить двойной по сравнению с суммой иска штраф.

60. Ответчик, приведенный истцом (dhanaisin), будучи спрошен, и отрицающий справедливость иска, должен быть изобличен по крайней мере тремя свидетелями

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн