Скачать:PDFTXT
Законы Ману

в присутствии брахмана, назначенного царем.

61. Теперь я расскажу про свидетелей, которые должны быть представляемы кредиторами (dhanin) при судебных разбирательствах, а также о том, как ими должна говориться правда.

62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители (mau1а), кшатрии, вайщии и шудры, вызванные истцом (arthin). достойны давать показания, а не. всякий, — кроме крайних обстоятельств.

63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности, но обладающих противоположными качествами надо избегать.

64. Не должны допускаться в свидетели ни заинтересованные в иске, ни родственники, ни соучастник, ни враги, ни ранее изобличенные «», ни пораженные болезнями, ни опороченные .

65. Не может быть допущен в качестве свидетеля ни царь, ни ремесленник

, ни актер (ku^ilava), ни знаток Веды, ни изучающий Веду, ни отрекшийся от мирских уз,

66. Ни раб , ни осуждаемый людьми, ни дасью , ни предающийся недозволенным занятиям, ни старец, ни дитя, ни низкорожденный , ни лишенный какого-либо органа чувств,

67. ни бедствующий, ни пьяный, ни безумный, ни мучимый голодом и жаждой, ни изнуренный усталостью, ни мучимый любовью, ни гневающийся, ни вор (taskara).

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин — женщины, относительно дваждырожденных — такие же дваждырожденные, честные шудры — относительно шудр, относительно низкорожденных — низкорожденные.

69. Но очевидец, кто бы он ни был, может давать свидетельские показания относительно тяжущихся при событии во внутреннем покое, в лесу, а также при опасности для жизни .

70. При отсутствии надлежащих свидетелей, показание должно быть дано ребенком, стариком, учеником или даже родственником, рабом (dasa) или слугой (bhrtaka).

71. Но показание детей, стариков, больных, говорящих при допросе неверно, следует считать ненадежным, так же как людей со смятенным рассудком .

72. Во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом и делом не надо проверять свидетелей слишком тщательно .

73. При разногласиях в показаниях свидетелей царю следует предпочесть мнение большинства, при равенстве — наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными — брахманов.

74. Свидетельское показание, основанное на виденном своими глазами или слышанном, — считается важным; при этом свидетель, говорящий истину, не лишается дхармы и имущества (artha) .

75. Свидетель, в благородном суде (aryasamsad) говорящий другое, чем видел и слышал, после смерти низвергается в преисподнюю и лишается неба.

76. Даже если кто-то, не привлеченный как свидетель, увидит или услышит что-либо, то, будучи спрошен, пусть говорр!т так. как видел, как слышал.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие многие мужчины, не отягощенные пороками, но не женщины, хотя бы и честные, даже если их много, — вследствие непостоянства женского ума.

78. Что свидетели говорят естественно , то должно быть принято к судопроизводству; поэтому то, что они говорят иначе. в соответствии с дхармой непригодно.

79. К свидетелям, собранным в суде, в присутствии истца и ответчика судье надо обратичься со следующим предниса-

80. «Что вы знаете о происшествии между этими двумя в этом деле? Это все скажите по правде, ибо вы — свидетели в этом деле).

81. Свидетель, говорящий правду в показаниях, достигает высших миров, а в этом мире — высшую славу; такая речь уважается Брахмой.

82. Говорящий неправду при свидетельских показаниях крепко связывается путами Варуны , будучи беспомощным в течение ста существований; поэтому при свидетельских показаниях надо говорить правду.

83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма; именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.

84. Душа сама свидетель души, душа также убежище души; не презирайте свою душу — высшего свидетеля у людей.

85. Злодеи думают: «Никто не видит нас», — но их видят боги, а также их совесть (antarapurusa).

86. Небо, земля, воды, душа (hrdaya), луна, солнце, огонь, Яма, ветер, ночь, утренние и вечерние сумерки и дхарма — знают поведение всех одаренных телом существ».

87. Судья, очистившись, пусть в присутствии богов и брахманов утром испросит правильное показание у очистившихся дваждырожденных, обращенных лицом к северу или к востоку.

88. Брахмана следует спрашивать: «Скажи!»; кшатрия — «Скажи правду»; вайщия — объявляя ему, что лжесвидетельство столь же преступно, как кража коров, зерна и золота; щудру — угрожая ему наказанием, как за всякое преступление, лишающее касты.

89. «Те места, которые предписаны после смерти для убийцы брахмана и для убийц женщин и детей, для предателя друга и для неблагодарного, — те будут местопребыванием после смерти для говорящего ложно.

90. Какое бы доброе дело (punya) ни было совершено тобой, добрый человек, заслуга от него вся идет от тебя к собакам, если ты говоришь неверно.

91. Если ты, добродетельный, думаешь: «Я один», то знай, что у тебя в сердце постоянно находится совесть (muni) — наблюдатель за заслугами и дурными делами.

92. Если у тебя нет разлада с тем сыном Вивасвата, божественным Ямой, который обитает в твоем сердце, можешь не ходить ни к Гангу, ни к жителям Куру .

93. Кто дает ложное свидетельское показание, тот, обнаженный, бритый, чашей собирая милостыню, страдая от голода и жажды, идет к дому врага.

94. Вниз головой, в кромешной тьме падает в ад грешник, который говорит ложь в ответ на вопрос, заданный при судебном разбирательстве.

95. Человек, который, придя в суд, говорит неправду по делу, очевидцем которого он не был, подобен слепому, который ест рыбу с костями.

96. Боги не знают в этом мире человека лучше того, знающая душа которого, когда он дает показания, не испытывает беспокойства.

97. Выслушай теперь, друг, скольких родственников, при каком свидетельском показании, убивают говорящие ложь; эти виды лжесвидетельств перечислены в должном порядке.

98. Пятерых он убивает при лжесвидетельстве относительно скота, десятерых убивает при лжесвидетельстве относительно коров, сотню убивает при лжесвидетельстве относительно лошадей, тысячу — при лжесвидетельстве относительно людей .

99. Говорящий неверно в деле, касающемся золота, убивает родившихся и неродившихся, он убивает все при лжесвидетельстве относительно земли (bhumi): не говори лжи относительно земли.

100. Лжесвидетельство относительно воды , наслаждения и сношения с женщинами, относительно драгоценностей, зародившихся в воде , и всех камней считают равным лжесвидетельству относительно земли.

101. Имея в виду все эти злоключения, которые происходят когда говорится неправда, говори точно все как слышал, как видел».

102. К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей. а также к брахманам-ремесленникам (karu), актерам, слугам (presya) и ростовщикам надо относиться, как к щудрам .

103. Человек, из благочестивого побуждения говорящий при разборе дела иначе, чем он знает, не лишается неба и мира; такую речь называют божественной.

104. Если вследствие правдивого показания может быть причинена смерть щудре, вайщию, кшатрию или брахману, должно говорить неправду, ибо такая неправда предпочитается истине.

105. Совершающие полное искупление греха этой лжи пусть принесут жертвы Сарасвати вареным рисом, посвященным богине красноречия.

106. Или же надо принести согласно правилу коровье масло на огне, сопровождая это произнесением магических формул, ведийским стихом, посвященным Варуне, или тройственным гимном, восхваляющим воды .

107. Человек, который, не будучи больным, в течение трех полумесяцев не дает показания относительно долга и тому подобного, пусть ответит за этот долг и уплатит десятую часть всего .

108. Свидетель, давший показание, у которого в течение семи дней случится болезнь, пожар или смерть родственника, должен быть принужден уплатить долг и штраф .

109. При отсутствии свидетелей в тяжбах (artha) между двумя спорящими сторонами судья, не знающий точно истину, может заставить открыть ее даже клятвой.

110. И великими риши и богами для решения дела давались клятвы «‘, даже Васиштха клялся царю, сыну Пиджаваны .

111. Умному человеку не следует давать клятву ложно, ибо дающий ложную клятву погибает после смерти и здесь.

112. Нет преступления, вызывающего потерю касты, при ложной клятве в случаях, касающихся женщин , браков, корма для коров, топлива для жертвоприношения и оказания помощи брахману.

113. Надо заставить клясться брахмана своей правдивостью, кшатрия — колесницами и оружием, вайщия — коровами, зерном и золотом, шудру — всеми тяжкими преступлениями.

114. Или следует заставить обвиняемого взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.

116. Ибо некогда у Ватсы, обвиненного младшим братом , огонь, наблюдатель мира, не сжег ни одного волоса вследствие правдивости.

117. В каком бы споре ни было сделано ложное показание, надо решение отменить, а исполненное считать неисполненным.

118. Показание, данное из жадности, по глупости, из страха, дружбы, любви, гнева, невежества и беспечности, считается неверным.

119. Виды наказания для того, кто дает ложное показание по одной из этих причин, я изложу в должном порядке.

120. Тот, кто лжесвидетельствовал из жадности, должен быть оштрафован тысячью пан, из глупости — низшим штрафом^, из страха-двойным средним штрафом, из дружбы учетверенным низшим,

121. из любви — удесятеренным низшим, из гнева — двойным высшим, из невежества — двумя полными сотнями пан и из беспечности — сотней.

122. Объявили, что эти наказания за лжесвидетельство установлены мудрецами для укрепления дхармы и обуздания адхармы.

123. Виновных в лжесвидетельстве членов трех варн справедливому царю надо, оштрафовав, изгнать, брахмана — только изгнать.

124. Ману, происшедший от Самосущего, назвал десять объектов наказания, но брахман может удалиться невредимым. 125. Эти объекты: орган деторождения, чрево, язык, обе руки и пятое — обе ноги, а также глаз, нос, оба уха, имущество и туловище.

126. Узнав причину, а также место и время по правде, и рассмотрев состояние виновного и суть преступления, надо накладывать наказание на тех, которые должны быть наказаны.

127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, поэтому следует всегда избегать этого.

128. Царь, наказывающий не заслуживающих этого, а заслуживающих этого ненаказывающий, принимает на себя великое бесчестие и идет в ад.

129. Сначала следует сделать замечание, после него-выговор, третьим идет штраф, и только после этого высшее — телесное наказание.

130. Но если он не может удержать их даже телесным наказанием, тогда следует применить к ним все это — четыре вида наказаний вместе.

131. Наименования единиц веса меди, серебра и золота, которые используются на земле при торговых сделках, я изложу полностью.

132. Крошечную пылинку, которая видна в луче солнца, проходящем через оконную решетку-трасарену (trasarenu),- считают первой из этих мер веса.

133. Восемь трасарену должны считаться равными по весу одному яйцу вши, те три — зерну черной горчицы, те три — зерну белой горчицы,

134. шесть зерен белой горчицы-среднему зерну ячменя, три зерна ячменя — кришнале , пять кришнал — маше, те шестнадцать — суварне,

135. четыре суварны-пале, десять пал-дхаране. Серебряная машака должна считаться за две взятые вместе крншналы,

136. те последние шестнадцать-за серебряную дхарану, или пурану; каршапаной же должна

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн