Скачать:PDFTXT
Законы Ману

считаться медная пана, равная по весу карте.

137. Должно знать, что десять дхаран равны серебряной щатамане, четыре суварны считаются равными по весу нишке.

138. Двести пятьдесят пан считаются первым штрафом, пятьсот должно считать средним, тысяча — высшим.

139. Если в суде признано, что долг следует вернуть, должник обязан уплатить в виде штрафа пять со ста; если он отрицает и его обличат, — вдвое: таково предписание Ману.

140. Ростовщик (vardhusika) может получать процент (vrddhi) , увеличивающий богатство, установленный Васиштхой — брать восьмидесятую часть со ста в месяц .

141. Или, помня дхарму добродетельных людей, может брать два со ста в месяц , ибо берущий два со ста не делается грешником ради выгоды.

142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн .

143. Но если залог (adhi) приносит прибыль, не полагается получать процента за ссуду; отдача и продажа такого залога не может иметь место, даже при хранении в течение длительного времени.

144. Залог нельзя использовать против воли (balad) должника; использующий его так — теряет процент или обязан удовлетворить должника уплатой стоимости (mulya); иначе он будет считаться похитителем залога.

145. Ни залог, ни вклад (upanidhi) не теряются с течением времени; они оба подлежат возвращению, хотя бы долго оставались у принявшего на хранение.

146. Предметы, используемые с согласия должника- корова, верблюд, верховая лошадь и животное, приученное к работе, — никогда не пропадают для него.

147. Если собственник (dhanin) поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другими в течение десяти лет, он не имеет права получить это обратно.

148. Если собственность того, кто не слабоумен и совершеннолетен, использовалась с его ведома , она согласно обычаю (vyavahara) потеряна для него; пользователь имеет право (arhati) на это имущество.

149. Залог, граница земли (sirna), имущество детей, вклад, открытый (niksepa) или запечатанный (upanidhi) , женщины , собственность (sva) царя и имущество знатока Веды не потеряны вследствие пользования другими.

150. Кто, неразумный, использует залог без разрешения хозяина, тот как вознаграждение за его использование должен уступить половинный процент.

151. Процент по денежной ссуде (kusidavrddhi), и долг, внесенные вместе, не могут превышать удвоенной суммы долга «‘: для зерна, плодов, шерсти и вьючных животных — не могут превышать упятеренной.

152. Добавочный процент к установленному обычаем (anusara), противоречащий закону, не действителен; это объявили ростовщичеством; заимодавец имеет право на пять со ста .

153. Не полагается брать процент ни более года, ни неодобренного (adrsta), ни сложного процента (cakravrddhi), ни периодического процента -«», ни установленного , ни телесного .

154. Кто, не будучи в состоянии уплатить долг в условленный срок, желает опять заключить сделку (kriya), тот, уплатив долговой процент, может возобновить договор (karana).

155. Если должник возобновляет договор, не уплатив деньги (hiranya), он должен дать^ столько, сколько составляет возросший процент.

156. Согласившийся на вознаграждение за перевозку при точно установленном месте и сроке доставки и нарушивший условия относительно места и срока не получает вознаграждения.

157. Какую цену установят знающие морские путешествия и понимающие толк в месте, сроке и товаре, та в этом случае и считается законной при оплате.

158. Человеку, который поручился здесь за явку в суд коголибо и не обеспечил его явки, полагается возместить долг из своего добра.

159. Долг отца из-за поручительства, из-за легкомысленного дарения , из-за проигрыша, из-за пьянства, остаток штрафа или пошлины (^ulka) сын платить не обязан.

160. Это только что упомянутое правило применяется к поручительству при явке в суд; если гарантировавший уплату умер, надо заставить уплатить даже наследников.

161. На каком основании кредитор (datar) может потом требовать после смерти поручителя у наследника долг поручившегося, — но без условия уплаты долга, — дела которого хорошо известны?

162. Если поручитель получал деньги с того, за кого он поручился, достаточные для уплаты, то пусть уплатит наследник поручителя, получивший их: таково правило.

163. Договор (vyavahara), заключенный пьяным, безумным, страдающим от болезни и т. д., рабом (adhyadhina), ребенком, старым, а также неуполномоченным, — недействителен.

164. Соглашение (bhasa), даже будучи подкрепленным письменными документами, дачей залога и т. д., не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие его — все, где виден обман, надо отменить.

166. Если должник (grahitar) умер, а расход произведен для его семьи, долг должен быть уплачен родственниками (bandhu), даже разделившимися, из принадлежащей им собственности (sva).

167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему в доме, — живущему в своей стране или вне ее, — не полагается отказываться от него.

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению — все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

169. Трое страдают ради других-свидетель, поручитель, судья; но обогащаются четверо — жрец, ростовщик (adhya), торговец (vanij), царь.

170. Царю, даже обедневшему, не следует брать то, что не полагается брать, и даже процветающему не следует отказываться от того, что полагается брать, даже от самой малой вещи.

171. Взимание того, что не полагается брать, и отказ от того, что полагается брать, расцениваются как слабость царя. и он погибает и после смерти и в этом мире.

172. От взимания полагающегося ему, от предотвращения) смешения вари, от охраны слабых возникает могущество царя, и он процветает и после смерти и в этом мире.

173. Поэтому государю (svamin), подобному Яме, отбросив симпатии и антипатии, надо поступать, как Яма, подавляя гнев, обуздывая свои чувства.

174. Того злонамеренного царя. который по глупости решает судебные дела не по дхарме, враги быстро подчиняют.

175. К тому же, который, обуздывая любовь и ненависть, решает дела по дхарме, подданные стремятся, как реки к океану

176. Тот, кто жалуется царю на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу «», должен быть принужден царем уплатить четвертую часть долга в качестве штрафа и сумму долга тому кредитору).

177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное долгу даже работой, если он} равного или низшего происхождения (jati), но если более высокого, он может отдавать постепенно.

178. Согласно этому правилу царю надо справедливо решать дела людей, спорящих между собой, доказанные свидетелями и прочими данными .

179. Разумному следует вручать вклад человеку родовитому (kulaja), хорошего поведения, знающему дхарму, правдивому, имеющему много родственников (rnahapaksa), богатому (dhanin), почтенному (агуа).

180. В каком виде человек вручает какую-либо вещь в руки другого, в том же виде она должна быть получена обратно собственником; как вручено, так должно быть и возвращено. 181. Кто не возвращает вкладчику вклад по его просьбе. должен быть допрошен судьей в отсутствие вкладчика.

182. При отсутствии свидетелей надо проверить ответчика при посредстве шпионов (pranidhi) соответствующего возраста и наружности, действительно поместив у него золото под тем или иным предлогом.

183. Если он возвращает обратно вклад в том виде в ка ком был вручен, тогда не подтверждается ничто из того в чем он обвинялся врагами.

184. Но если он не возвращает им то золото, как полагается, тогда он должен бьпь силой принужден возвратить оба вклада^: таково правило дхармы.

185. Открытый или запечатанный вклад не должен быть возвращаем близкому родственнику «- вкладчика при жизни последнего, ибо, если этот получатель вклада умрет, не возвратив его собственнику, оба вклада пропадают, но если не умрет — не пропадают.

186. Кто сам возвращает вклад родственнику умершего {вкладчика, тот не должен преследоваться по суду ни царем, ни родственниками вкладчика.

187. В сомнительных случаях надо стараться получить этот предмет без хитрости, дружественно или, справившись относительно поведения принесшего вклад, следует уладить дело соглашением.

188. Это правило касается урегулирования всех дел с от крытыми вкладами; при запечатанном вкладе принявшего вклад не следует подвергать порицанию, если он ничего не взял из него.

189. Если вклад украден ворами, унесен водой или сожжен огнем, принявший вклад может ничего не возвращать, если он из вклада ничего не взял.

190. Присваивающего вклад и требующего его, но на са мом деле не внесшего, надо проверять всеми способами, а. также ведийскими клятвами.

191. Тот, кто не возвращает вклад, и тот, кто требует его, не вручив, — оба они должны быть наказаны, как воры, и принуждены заплатить штраф, равный стоимости предмета, удержанного или потребованного.

192. Царю полагается заставить уплатить штраф, равный вкладу, как присваивающего открытый вклад, так, равным образом, и присваивающего запечатанный вклад.

193. Тот, кто обманом присваивает имущество другого, должен быть публично наказан разными видами телесного наказания вместе с соучастниками.

194, Каким вклад был дан кем-либо в присутствии свидетелей , таким он и должен оказаться при возвращении; лгущий подлежит штрафу.

195. Если что-либо дано наедине или получено наедине, наедине же должно быть возвращено: как вручено, так должно быть и возвращено .

196. Царю следует принимать решение относительно имущества, заложенного или данного в пользование, милостиво, не причиняя ущерба принявшему заклад.

197. Кто продает собственность другого, не будучи собственником (asvamin) и без согласия собственника, того вора, даже мнящего себя нс вором, не следует допускать к даче свидетельских показаний.

198. Если OHJ-родственник, то он должен быть оштрафован на шестьсот пан; если не родственник и не может представить оправданий, то он навлекает на себя вину воровства.

199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.

200. Где пользование (sambhoga) очевидно, но не видно права на владение (agama), там право на владение должно быть доказательством собственности — не пользование: таково правило .

201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону (nyayatas) покупкой.

202. Если подлинный продавец не может быть представлен, покупатель, будучи оправдан публичной продажей, отпускается царем без наказания, а прежний собственник, лишившийся вещи, получает ее.

203. Нс должно продавать товара, смешанного с другим, ни плохого качества, ни недостаточного по весу, ни не имеющегося в наличии, ни скрытого .

204. Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену («ylilka): так сказал Ману.

205. Кто выдает девушку замуж, предварительно объявив lee недостатки, будет ли она безумной, прокаженной или потерявшей девственность, тот не подлежит наказанию.

206. Если один из жрецов, избранных для жертвоприношения, оставляет свое служение по болезни и т. д., ему должна. быть дана другими доля вознаграждения, соответствующая сделанной им работе.

207. Оставляющий свое служение, когда жертвенные дары (уже розданы, пусть получаст всю долю, а заканчивает служение, выставив заместителя.

208. Но если особое вознаграждение (daksina) установлено за разные части обряда, следует ли именно тому, кто исполняет каждую часть, получать их или полагается пользоваться всем?

209. Адхварью пусть получает колесницу, брахмадхана » — лошадь хотар — также лошадь, удгатар — повозку, используемую для покупки сомы.

210.

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн