Скачать:PDFTXT
Законы Ману

Главные жрецы среди всех, имеющие право на половину, получают половину, следующие четыре — половину этого, имеющие право на третью частьтреть, имеющие право на четвертую часть- четверть .

211. В соответствие с этим правилом должно производиться распределение доли в этом мире людьми, исполняющими свои работы совместно.

212. Если кем-нибудь деньги, были даны для исполнения дхармы

кому-нибудь, просившему их, а потом они исполь-‘ зованы не по назначению, дарение не считается таковым .

213. Но если получатель вследствие гордости или жадно сти отказывается возвратить их, он должен быть принужден Царем уплатить суварну как искупление за это воровство.

214. Таким образом, о невозвращении данного изложено полностью согласно дхарме; теперь я расскажу о неуплате жалованья (vetana).

215. Наемный работник (bhrta), который, не будучи больным, из наглости не исполняет установленную работу, должен быть оштрафован на восемь кришнал, и его жалованье не должно быть уплачено ему.

216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет работу, как ранее было условлено, он может получить жалованье даже по прошествии очень долгого времени.

217. Больной он или здоровый, по если условленную рабо.ту он не сделал, жалованье ему не должно выдаваться, даже за работу только немного незаконченную.

218. Таким образом, дхарма относительно неуплаты жалованья за невыполненную работу изложена полностью; теперь я изложу дхарму относительно нарушителей договора (samaya).

219. Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение (samvid) с общиной (saiigha), с деревней или округом, нарушает его из жадности, царю следует изгнать из страны.

220. Схватив нарушителя соглашения, надо заставить его уплатить шесть нишка, четыре суварны и серебряную щатаману .

221. Справедливому царю следует применять это вышеупомянутое правило о наказаниях к нарушающим соглашение с деревнями и родовыми общинами (grarnajatisamuhesu).

222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или продав чтолибо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вешь в продолжение десяти дней.

223. Но по прошествии десяти дней он не может ни отдать, ни потребовать вернуть; получающий и отдающий должны быть оштрафованы царем на шестьсот пан.

224. Кто выдает девушку, имеющую недостатки (dosavati). не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан.

225. Но тот человек, который по злобе скажет про девушку: «Она не девушка»,-и не докажет ее вины, подлежит штрафу в сто пан.

226. Брачные мантры установлены только для девушек, но нигде среди людей для недевушек, так как они лишены законных обрядов.

227. Брачные мантры — определяющее свидетельство замужества, но действенность их признается только,» после седьмого шага.

228. Если у кого-либо в этом мире остается сожаление по поводу какой-либо совершенной сделки, царю следует удерживать его на законном пути согласно вышеизложенному правилу.

229. Теперь я изложу, как должно, в соответствии с дхармой правила решения спора между хозяевами (svamin) и пастухами при пренебрежительном отношении к скоту.

230. Днем ответственность за сохранность скота лежит на пастухе, ночью — на хозяине, если скот находится в его доме; если иначе , — ответственность полностью лежит на пастухе.

231. Пастух, получающий вознаграждение (bhrta) в виде молока, может с разрешения хозяина доить одну лучшую корову из десяти для своего прокормления (bhrtya); таково пусть будет жалованье (bhrti) пастуха при отсутствии другого вознаграждения.

232. Животное вследствие отсутствия заботы со стороны пастуха, утерянное, пораженное червями, загрызенное собаками, умершее в яме при падении, полагается возмещать именно пастухам.

233. Пастух не обязан возмещать уведенное ворами, если он поднимал тревогу и если он объявит своему хозяину время и место.

234. Если животные пали, ему полагается представить хозяину уши, шкуры, хвосты, мочевые пузыри, сухожилия, желчь и показать его отличительные знаки (anka).

235. Если козы и овцы окружены волками, но пастух не идет к ним на помощь, и волк, напав, умертвит какую-нибудь, вина за это ложится на пастуха.

236. Но если кого-нибудь из этих овец и коз, пасущихся стадом в лесу , волк, неожиданно бросившись, умертвит, то в этом случае пастух не виноват.

237. Со всех сторон деревни надо иметь пространство общей земли (parihara) в сто дханус, или в три броска палки, у города — втрое больше.

238. Если скотина потравит здесь неогороженный хлеб, царь в этом случае пусть не наказывает пастухов.

239. Владельцу поля надо устроить здесь изгородь, чере» которую не мог бы смотреть верблюд, и заделать всякое отверстие, через которое собака или свинья могли бы просунуть голову.

240. Если скот, сопровождаемый пастухом, причиняет вред на огороженном поле, расположенном около дороги или же вблизи селения, пастух должен быть оштрафован; скот, не сопровождаемый пастухом, пусть отгоняет владелец участка.

241. При потраве на других полях за каждую голову скота должно заплатить штраф в одну пану с четвертью; стоимость испорченного урожая должна быть возмещена владельцу поля (ksetraka) во всех случаях: таково установленное правило.

242. Ману объявил, что не должно платить штраф за убыток, причиненный коровой в течение десяти дней после отела, быками и скотом, посвященным богам , будет ли он сопровождаем пастухом или нет.

243. При ущербе урожаю вследствие небрежности владельца поля полагается штраф десятикратный доле царя «» и половина штрафа-при небрежности работников (bhrtya), если владелец поля не был осведомлен об этом.

244. Пусть справедливый царь придерживается этого пра^ вила при нарушении чужих прав хозяевами, скотом и пасту^ хами.

245. Если возник спор двух деревень о границе (sima), определять границу следует в месяце джьяйштха , когда пограничные знаки отчетливо видны.

246. Полагается помещать по границам деревья — ньягродха, ащваттха, кинщука, щалмали , сала, пальмы и деревья, дающие млечный сок,

247. кустарники, различные породы бам-бука, щами, лианы холмики земли, тростники, кусты кубджака; при таких мерах граница не уничтожается.

248, Пруды (tadaga), колодцы (udapana), водоемы (vapi), каналы (prasravana) должны быть устроены на общих границах, равно как и храмы.

249. Видя в мире постоянную вражду людей из-за незнания границ, надо заставить сделать и другие тайные пограничные знаки,

250. употребив для этого камни, кости, коровью шерсть, солому, пепел, черепки, коровий помет, кирпичи, уголья, гравий, песок

251. и другие вещества подобного рода, которые земля не поглощает долгое время; пусть заставит незаметно поместить их в местах соединения границ.

252. Руководствуясь этими знаками, давностью пользования (purvabhukti) и — всегда — течением воды, царю следует определять границу при споре двух сторон.

253. Если даже при наличии знаков возникает сомнение, решение спора относительно границы надо возложить на свидетелей (saksin).

254. Свидетели в споре о границе должны быть допрошены о пограничных знаках в присутствии большого числа поселян и обеих спорящих сторон .

255. Как они, спрошенные, единогласно решат о границе. именно так надо закрепить (nibadhlyat) границу и записать) их всех поименно .

256. Они, положив земли на голову, в венках и в красных одеждах, поклявшись своими добрыми делами, пусть определяют границу в соответствии с истиной.

257. Определяя надлежащим образом, они очищаются как свидетельствующие истину, но, определяя неверно, они должны быть подвергнуты штрафу в двести пан.

258. При отсутствии свидетелей четверо, проживающие в соседних деревнях, благочестивые, пусть вынесут решение о границе в присутствии

царя.

259. При отсутствии соседей — коренных жителей — как свидетелей о границе следует использовать даже следующих людей, живущих в лесу:

260. охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, копающих корни, ловцов змей, собирателей колосьев и других, живущих в лесу.

261. Царю надлежит заставить установить границы между двумя деревнями правильно, именно так, как они, будучи спрошены, покажут знаки их относительно положения границ.

262. При решении относительно межевых знаков (setu) для границ полей, колодцев, прудов, сада и дома должно быть узнано мнение соседей (samanta) .

263. Если соседи говорят ложно, когда люди спорят из-за межевого знака, каждый из них должен быть подвергнут царем среднему наказанию (sahasa).

264. Присваивающий посредством запугивания дом, пруд, сад или поле должен быть оштрафован пятьюстами пан; если он присвоил по неведению, — штраф двести пан.

265. Если граница неопределима, пусть царь, знающий дхарму, для их блага сам назначит землю: таково правило.

266. Таким образом, дхарма относительно определения границ объявлена полностью; теперь я объявлю решение дел об оскорблении словом.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню пан; вайщий

— в две с половиной сотни пан, но щудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован

«пятьюдесятью панами, вайщия — двадцатью пятью, щудры — штрафом в двенадцать пан.

269. При проступке дваждырожденных по отношению к членам той же варны-двенадцать пан; при произнесении речей, которые не должны быть произнесены «-, штраф становится двойным.

270. Рожденный один раз , поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он — самого низкого происхождения.

271. В рот оскорбительно отзывающегося об их имени и происхождении

(jati) должен быть воткнут железный раскаленный стержень длиной в двенадцать пальцев.

272. В уста и уши надменно поучающего брахманов их дхарме пусть царь прикажет влить кипящее масло .

273. Говорящий из дерзости ложно об учености, стране «‘, происхождении (jati) и очистительных обрядах для тела должен быть принужден уплатить штраф в двести пан .

274. Называющий другого кривым, хромым и иным подобным словом, даже если это соответствует действительности, должен быть принужден уплатить штраф по меньшей, мере в каршапану.

275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу должен быть оштрафован на сотню пан.

276. За взаимную брань между брахманом и кшатрием штраф должен быть наложен проницательным царем на брахмана низший, на кшатрия — средний .

277. Применение наказания к вайщиям и шудрам соответственно такое же, но без отрезания языка : таково решение.

278. Таким образом, правила относительно наказания за оскорбление словом сообщены в точности; теперь я изложу решение относительно оскорбления действием.

279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, _ именно он — у него должен быть отрезан, таково предписание Ману.

280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги.

281. Низший, пытающийся занять место рядом с высшим, должен быть изгнан с клеймом на бедре; зад его надо заставить отрезать (avakartayet).

282. У плюнувшего по наглости на высших надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочой — детородный член, \- испортившего воздух — задний проход,

283. у хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки.

284. Оцарапавший кожу и вызвавший появление крови должен быть оштрафован на сотню пан, повредивший мясо (marnsa) — на шесть нишка, сломавший кость должен быть изгнан.

285. Какова польза всяких деревьев, такой должен налагаться при их повреждении штраф: таково установленное правило.

286. Когда нанесен удар с целью причинения повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствую щий размеру повреждения.

287. При повреждении какого-либо .члена с поранением и кровотечением нанесший повреждение должен быть прннуж ден уплатить издержки за лечение или весь штраф царю .

288. Кто портит имущество кого-либо намерение или даже’ ненамеренно, — тому

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн