Скачать:PDFTXT
Законы Ману

полагается возместить ущерб и внести царю штраф, равный ущербу.

289. При повреждении кожи или изделий из кожи, дерева и глины-штраф, пятикратный их стоимости; это также относится к порче цветов, кореньев и плодов.

290. Назвали десять случаев, относящихс,а к повозке, вознице. и собственнику, когда штраф не взимается; в остальном штраф полагается.

291. Когда узда разорвется, когда сломается ярмо, когда повозка опрокинется на сторону или назад, когда ось или колесо сломается,

292. когда оборвутся ремни сбруи, а также подпруга и вожжи, если возница кричал: «Прочь с дороги!» — Ману объявил, что штраф не взимается.

293. Но если повозка опрокинется из-за неумения возницы, то при повреждении хозяин должен быть оштрафован на двести пан.

294. Если возница умелый, но небрежный, должен быть оштрафован возница, если он неумелый, должны быть оштрафованы находящиеся в повозке — каждый на сто пан.

295. Но если он столкнется на дороге со скотом или другой повозкой и причинит смерть живому существу, тогда усталовлен штраф:

296. при убийстве человека его вина немедленно приравнивается к вине вора «-, при убийстве крупных животных — коров, слонов, верблюдов, лошадей и т.д.- половине ее;

297. за нанесение вреда мелким домашним животным — штраф двести пан; за красивых диких животных и птиц в этом случае полагается штраф в пятьдесят;

298. за ослов, коз, овец полагается штраф в пять маш и штраф в одну машу при умерщвлении собаки или свиньи.

299. Жена, сын, раб (dasa), ученик и родной брат, совершивший проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой,

300. но только по задней части, ни в коем случае по благородной «», поэтому бьющий иначе совершает такой же грех, как и вор.

301. Таким образом, полностью изложены решения относительно оскорбления действием; теперь я сообщу правило при определении наказания вора (stena).

302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании (nigraha) воров; от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.

303. Царь, обеспечивающий безопасность, должен быть всегда почитаем, ибо у него всегда возрастает саттра «-, причем жертвенным даром (daksina) является безопасность.

304. Царю, охраняющему должным образом подданных, идет шестая доля дхармы всех их; не охраняющему идет шестая доля адхармы.

305. Из-за охраны должным образом подданных царь получает шестую долю той духовной заслуги, которую каждый из них приобретает, когда он изучает Веду, приносит жертву, дает дары и чтит богов и гуру.

306. Царь, охраняющий согласно дхарме живые существа и казнящий заслуживающих наказания, этим как бы совершает ежедневные жертвоприношения с сотнями тысяч дарений.

307. Царь, который, не охраняя подданных, взимает налоги бали «‘, кара «‘, щулка , пратибхога и штрафы (danda), идет немедленно в ад.

308. Царя, не охраняющего подданных, но получающего долю в виде налога, объявили принимающим на себя всю нечистоту (rnala) народа.

309. Надо знать, что царь, не соблюдающий правил поведения (maryada), неверующий (nastika), жадный, не охраняющий подданных, губящий их, идет в преисподнюю.

310. Царю надо тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами-заточением (nirodhana), заковыванием в цепи (bandha) и различными видами телесных наказаний (vadha).

311. Обузданием злых и охраной добрых царь постоянно очищается, как дваждырожденные жертвоприношениями.

312. Царь, пекущийся о своем благе, должен проявлять снисходительность к людям, ругающимся при разборе их дел, к детям, престарелым и больным.

313. Кто, оскорбляемый удрученными, прощает, тот благодаря этому прославляется на небе, а кто, гордясь своим могуществом, не прощает, тот благодаря этому идет в ад.

314. Вор должен бежать к царю с распущенными волосами и объявить о той краже, говоря: «Это сделал я, накажи меня!»

315. и взяв на плечо палицу или палку из дерева кхадира, копье, заостренное с обоих концов, или железную палку;

316. будет ли вор наказан или прощен, он освобождается от вины воровства, но царь, не наказав его, принимает на себя вину воровства.

317. Вина убийцы брахмана переходит на того, кто ест пищу того убийцы, неверной жены-на мужа, ученика и жертвователя — на гуру, вора — на царя.

318. Люди, совершившие преступления, но наказанные царями, идут на небо, будучи чистыми, как и благочестивые, совершившие добрые дела.

319. Кто унесет веревку или сосуд от колодца, кто испортит помещение, где путник получает воду (prapa), тот пусть подвергнется штрафу в одну машу и вернет унесенное туда же.

320. Для крадущего более десяти кумбха зерна полагается телесное наказание, в остальных случаях должен быть уплачен штраф, одиннадцатикратный стоимости украденного, и возвращено тому собственнику его добро.

321. Для крадущего более ста пал, измеряемого по весузолота, серебра и т.д., и наилучшие одежды также полагается телесное наказание .

322. Для крадущего более пятидесяти пал полагается отсечение рук: в остальных случаях надо накладывать штраф, одиннадцатикратный первоначальной стоимости похищенного.

323. При похищении родовитых людей (kulina) и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней преступник заслуживает смертной казни

324. При похищении крупных животных, оружия и лекарственных трав царю следует накладывать наказание, рассмотрев время и обстоятельства дела.

325. При похищении коров, принадлежащих брахману, при прокалывании ноздрей бесплодной коровы , при похищении мелких животных преступник немедленно должен быть лишен половины ноги.

326. За кражу пряжи (sutra), хлопкового волокна (karpasa), бродильных веществ, навоза, патоки, простокваши, молока сыворотки, воды и травы,

327. утвари, сделанной из бамбука и тростника, различных видов соли, глиняных сосудов, глины и пепла,

328. рыб, птиц, растительного масла, коровьего масла, мяса, меда и прочих продуктов животного происхождения

329. и иных такого же рода, спиртных напитков, вареного риса и всех видов вареной пищи — штраф двойной от стоимости похищенного.

330. За цветы, зеленое зерно, кусты, ползучие растения, деревья, небольшие количества неочищенного зерна полагается штраф в пять кришнал.

331. За очищенное зерно, зелень, коренья и плоды-штраф в сто пан, если нет знакомства между собственником и вором, или пятьдесят пан, при наличии знакомства.

332. Деяние, которое совершено в присутствии собственника и сопровождалось насилием, — грабеж (sahasa), если оно совершено в его отсутствие, — кража (steya), даже если она после совершения и отрицается.

333. На того человека, который украдет эти »- приготовленные для употребления вещи, царю надо наложить первый штраф, равно как и на того, кто украл бы огонь из дома.

334. Пусть царь для предупреждения повторения преступления отнимет у вора именно ту часть тела, которой он действует против людей.

335. Ни отец, ни учитель (асагуа), ни друг, ни мать, ни жена, ни сын, ни пурохита не должны оставаться ненаказанными; для царя ничего не значит имя того, кто не исполняет своей дхармы.

336. Если какой-либо простой (prak.rta) человек должен быть оштрафован на одну каршапану, тогда за то же преступление царь должен быть оштрафован на тысячу: таково установленное правило .

337. Но вина щудры при краже больше в восемь раз, вайция — в шестнадцать, кшатрия — в тридцать два,

338. брахмана — в шестьдесят четыре, или полностью в сто раз, или вдвое более, чем шестьдесят четыре, соответственно пониманию каждым из них сущности добра и зла.

339. Собирание кореньев и плодов от деревьев, дров для огня, травы для корма коров Ману объявил не воровством.

340. Брахман, который старается получить за исполнение жертвоприношения или за обучение имущество из рук человека, присваивающего имущество, не данное ему, таков же, как и вор.

341. Дваждырожденный путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника (iksu) или два съедобных корня, — не должен платить штраф.

342. Привязывающий скотину, принадлежащую другим не находящуюся на привязи, освобождающий привязанную, уводящий раба (dasa), лошадь или повозку становится виновным в воровстве.

343. Царь, который обуздывает воров согласно с этим правилом, достигает в этом мире славы, а после смерти высшего блаженства.

344. Царь, желающий достичь местопребывания Индры и нетленной славы, пусть не упускает даже мгновения для наказания человека, совершившего насилие .

345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

346. Но царь, который прощает совершающего насилие. быстро идет к гибели и подвергается ненависти народа.

347. Ни вследствие дружбы, ни ради большой выгоды пусть царь не отпускает на волю насильников, наводящих ужас на все существа.

348. Дваждырожденные должны браться за оружие, когда встречается препятствие к выполнению ими их дхармы и когда для дваждырожденных варн наступает время бедствия .

349. Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

350. Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, — даже гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Беде.

351. Убийство убийцы-открытое или тайное-«—никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство.

352. Людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет-‘».

353. Ибо прелюбодеяние, возникшее из этого, рождает смешение варн, благодаря которому возникает адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.

354. Если человек, ранее обвиненный в грехах, связанных с супружеской неверностью, тайком беседует с чужой женой, он должен уплатить первый штраф.

355. Но ранее не обвиненного, который беседует по делу, не следует считать виновным, так как преступления с его стороны нет.

356. Кто любезничает с чужой женой в уединенных местах — где берут воду (tirtha), в лесу (агапуа), в роще (vana) или при слиянии рек, — должен считаться виновным в прелюбодеянии.

357. Услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе — все это считается прелюбодеянием.

358. Если кто прикасается к женщине не в надлежащем) месте или разрешает ей прикасаться к себе, — все, совершенное по обоюдному согласию, считается прелюбодеянием.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех) четырех вари всегда должны быть охраняемы.

360. Нищие (bhiksuka), сказители (vandin), люди, исполняющие подготовительные обряды при жертвоприношении, ремесленники (karu) — могут беседовать с женщинами, если им это не запрещено «.

361. Не следует заводить разговор с чужими женами тому, кто не получил разрешения; тот, кто беседует, не получив на это разрешения, достоин штрафа в одну суварну.

362. Это правило не относится к женам бродячих актеров и тем, кто живет за счет своих жен «‘, ведь они заставляют их отдаваться другим: оставаясь сами скрытыми, они побуждают жен иметь грешные связи.

363. Заводящий разговор в уединенном месте с такими женщинами, со служанками, зависящими от одного хозяина , или с отшельницами должен быть принужден уплатить некоторый штраф.

364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию; но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен — ей.

365. Девушку, сошедшуюся с мужчиной, высшим по происхождению, не надо заставлять платить ничего , но имевшую связь с низшим надо заставить жить заточенной в доме .

366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение (^ulka), если отец согласен.

367. Но если какой-нибудь человек нагло обесчестит девушку, два

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн