Скачать:PDFTXT
Законы Ману

он рожден.

171. Кого, покинутого родителями или одним из них. кто-нибудь принимает как сына, тот называется «покинутым’ (apaviddha).

172. Сына, которого девушка тайно рождает в доме своего отца, следует считать ..сыном незамужней девушки» (kaniпа); такое потомство девушки принадлежит ее будущему мужу.

173. Если беременная выходит замуж, то — известна ли ее беременность, или неизвестна — зародыш принадлежит мужу и называется «принесенный невестой» (sahodha).

174. Если кто-нибудь, желая иметь потомство, покупает в присутствии родителей равного или даже не равного себе, то такой сын — «купленный» (kritaka).

175. Если женщина, оставленная мужем, или вдова по собственному желанию опять вступает в брак и рождает сына, он называется «сыном вторично вышедшей замуж» (paunarbhava).

176. Если она еще девственница или возвратилась к мужу, после того как его покинула, она достойна совершения брачного обряда со вторым или соответственно первым, оставленным. мужем.

177. Кто, лишенный родителей или будучи беспричинно покинут ими, отдает себя кому-либо, тот считается «отдавшим сам себя» (svayamdatta).

178. Сын, которого брахман из страсти порождает от щудрянки, хотя он и живой (parayan), на деле как бы труп (^ava) , поэтому он считается «паращава» (para^ava) .

179. Если у щудры есть сын от рабыни (dasi) или рабыни раба (dasadasi), он, признанный отцом, может получить часть наследства: такова установленная дхарма.

180. Этих одиннадцать — рожденного женой и прочих, как они перечислены, — мудрые объявили заменителями сына ввиду необходимости предотвратить прекращение исполнения поминальных обрядов.

181. Эти сыновья, которые упомянуты наряду с родным сыном, родившиеся от чужого семени, принадлежат тому, от семени которого они произошли, не другому .

182. Если между братьями, происшедшими от одного отца1, один имеет сына, Ману объявил их всех благодаря этому сыну имеющими сыновей.

183. Если из всех жен одного мужа одна имеет сына, Ману объявил их всех благодаря этому сыну имеющими сыновей.

184. При отсутствии каждого лучшего сына достоин наследства более низкий, но если имеются многие равные, — все они участвуют в дележе наследства.

185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца; собственность (riktha) бездетного сына получает отец, а также братья.

186. Для трех предков должно совершаться возлияние воды, трем изготовляется пинда; четвертый еще может быть совершающим поминальные приношения, пятый не подходит и для этого.

187. Имущество принадлежит тому, кто ближе всего к (умершему сапинде, затем другой дальний родственник (saku1уз), затем учитель (асагуа) пли даже ученик.

188. При отсутствии же всех только что упомянутых наследников имуществом пользуются брахманы, знающие тройную Веду, чистые, смиренные: тогда дхарма не нарушается .

189. Имущество умершего брахмана никогда не должно забираться царем: таково правило; но имущество людей друтих варн при отсутствии всех наследников царь может забирать.

190. Если вдова человека, умершего бездетным, произведет сына от мужчины того же рода (sagotra), тогда ей следует передать ему всю собственность умершего.

191. Но если два сына, рожденные от двух разных мужей одной женщиной, спорят об имуществе матери, тогда каждый из двух получает принадлежащее его отцу, не другой .

192. Но по смерти матери все единоутробные братья пусть разделят поровну все имущество матери; единоутробные сестры .также участницы дележа.

193. Если у тех сестер есть дочери , то и им из любви должно быть дано что-либо из имущества их бабки по матери.

194. Считается шесть видов собственности женщины (stridhana): данная при брачном огне, данная при свадебном шествии, данная в знак любви, полученная от брата матери и отца.

195. То имущество, которое дано после брака родственниками и которое дано из любви мужем, пусть принадлежит потомству, даже если бы та жена умерла при жизни мужа.

196. Считается, что имущество женщины, вышедшей замуж по обрядам брахма, дайва, арша, гандхарва или праджапатья, принадлежит только мужу, если она умирает без потомства.

197. Но какое бы имущество ни было дано ей при бракосочетании по обряду асура и по другим, достойным порицания обрядам, оно считается принадлежащим ее матери и отцу, если она умрет бездетной.

198. Всякое имущество (vitta), данное когда-либо отцом жене. может забрать дочь жены-брахманки, или пусть оно принадлежит ее потомству .

199. Женщинам нельзя откладывать про запас что-либо из семейного имущества, общего для многих, или даже из своего имущества без согласия мужа.

200. Украшения, которые могли быть носимы женщинами при жизни своих мужей, наследникам делить нельзя; делящие-впадают в грех (patati).

201. Не имеют права на долю кастраты и изгои, слепые и глухие от рождения, безумные, слабоумные, немые и различные калеки.

202. Пусть мудрый дает по справедливости всем пищу и одежду, сколько только может, в достатке, ибо недающий становится изгоем.

203. Если кастрат и прочие так или иначе пожелают жениться, потомство их, если они приобретут продолжателей рода , имеет право на наследство (dayarnarhati).

204. Какое бы имущество старший ни приобрел по смерти отца, часть такового принадлежит младшим, если они достигли надлежащего успеха в учении.

205. Но если кто-нибудь из них, не имея познании , приобретает имущество своим трудом, раздел в этом случае должен быть равным, поскольку это не наследство ; таково установленное правило.

206. Но собственность, приобретенная знанием , пусть принадлежит тому, кому она была дана, а также подаренная по дружбе, в браке и во время подношения гостю медового питья.

207. Если один из братьев, могущий содержать себя своим трудом, не желает своей доли имущества, он должен быть выделен, получив что-либо из своей доли на содержание.

208. Что приобретено трудом одного из братьев без ущерба для отцовского имущества, то, приобретенное его старанием, он может, если не желает, не отдавать.

209. Но если отец получает обратно утраченное наследственное имущество, он может, если не желает, не делить его с сыновьями как добытое им самим.

210. Если братья, однажды разделившиеся и живущие снова вместе, устраивают повторный раздел, в этом случае раздел пусть будет равным; в этом случае старшинство не признается.

211. Если старший или младший брат лишается доли или один из них умирает, его доля не пропадает (для его наследников.

212. Его единоутробные братья, собравшись вместе, могут разделить ее, а также братья, которые жили с ним вместе, а также единоутробные сестры.

213. Старший брат, который по жадности обманывает младших, пусть будет не старшим, лишенным доли, и должен быть наказан царями.

214. Все братья, занимающиеся безнравственными делами, недостойны доли имущества, и старшему нельзя делать что-либо лично принадлежащим, не дав доли младшим.

215. Если неразделенные братья трудятся совместно, отцу ни в коем случае не следует давать особую сыновнюю долю кому-либо из них.

216. Но сын, рожденный после раздела, может один получить имущество отца; если некоторые из братьев вновь соединятся с отцом, ему следует поделиться с ними.

217. Матери полагается получать наследство бездетного сына; в случае смерти матери пусть имущество получарт мать отца .

218. И если после раздела всяких долгов и имуществапроизведенного согласно правилу, окажется еще что-либо, это следует делить поровну.

219. Одежду, повозку, украшения, приготовленную пищу. воду , женщин , имущество, предназначенное для благочестивых целей (yogaksema), и пастбище (pracara) рассматривают как неподлежащие разделу.

220. Это вам изложены по порядку правила о разделе я правило действий относительно сыновей, рожденных от жены и т. д. Узнайте теперь дхарму об игре.

221. Игру и битье об заклад царю надо устранять из страны; оба эти порока — причины разрушения царства для государей.

222. Игра и битье об заклад — это открытая кража; царю яадо всегда заботиться об искоренении их обоих.

223. Что совершается при посредничестве неодушевленных, то у людей называется игрой ; что совершается при посредстве одушевленных, то признается битьем об заклад .

224. Царю надо применять телесные наказания к тем, кто участвует в игре или в битье об заклад или устраивает то или другое, а также щудр, носящих отличительные знаки дваждырожденных .

225. Игроков, бродячих актеров, жестоких людей, а также принадлежащих к еретическим сектам , преданных пороку, шинкарей (^aundika) следует немедленно изгонять из города.

226. Они — скрытые воры, — проживая в стране царя, мешают (badhante) его добродетельным подданным своими недостойными деяниями.

227. Эта игра явилась в древней кальпе великой причиной вражды , поэтому благоразумному не следует предаваться игре даже ради развлечения.

228. Если человек предается этому {пороку — тайно или открыто, — на него может быть наложен такой вид наказания какой желает царь.

229. Кшатрий, вайщий и щудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой ; брахману полагается отдавать {долг постепенно.

230. Женщин, детей, безумных, старых, бедных (daridra), беспомощных (anatha) и больных царь может приказывать наказать розгой, расщепленными стеблями бамбука, веревкой и прочими предметами подобного рода.

231. Тех служащих (niyukta), назначенных для разбора дел, которые, будучи распаляемы жаром богатства, вредят делам просителей, царю надо лишать собственности.

232. Составляющих ложные приказы (^asana), подкупающих его советников, убивающих женщин, детей и стариков, а также служащих его врагам царю следует казнить.

233. В том случае, когда какое-либо (дело окончено или решено, и если царь считает, что оно выполнено в соответствии с дхармой, не следует его перерешать.

234. Если советник или судья какое-нибудь дело решил иначе, его надо решить самому царю, а того следует оштрафовать. тысячью пан.

235. Убийца брахмана (brahmahan), пьяница (surapa), вор(taskara), осквернитель ложа гуру (gurutalpaga) — они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех (mahapatakin).

236. Для этих четырех, не совершивших искупление, надоопределить законное наказание — телесное и денежное.

237. На осквернителя ложа гуру должно быть наложено клеймо, изображающее женский орган, на пьяницу — зна^ продавца спиртного , на вора — знак собачьей ноги, на убийцу брахмана — знак трупа без головы.

238. Они, — с которыми никто не должен есть, приносить жертвы, читать священные тексты, вступать в брак, — пусть бродят по земле, презренные, лишенные всякой дхармы.

239. Так, заклейменные должны быть покинуты родственниками по отцу и матери и лишены сострадания и привета: таково предписание Ману.

240. Но {людям первых варн, исполнившим покаяние как предписано, пусть царь не ставит клеймо на лбу, но они должны быть принуждены уплатить царю высший штраф.

241. При преступлениях подобного рода на брахмана должно быть наложено среднее наказание или он должен быть изгнан из страны, но с деньгами и пожитками.

242. Прочие, совершающие эти преступления ненамеренно, заслуживают лишения всей собственности, но совершающие намеренно — и изгнания.

243. Добродетельному царю не следует присваивать имущество виновных в великом грехе; присваивающий его из жадности пяз-нается тем же грехом.

244. Бросив этот штраф в воду, надо предоставить его Варуне или передать брахману, наделенному ученостью и добродетелями.

245. Варуна — властелин наказания, так как он держи, i скипетр даже над царями; брахман, изучивший всю Веду,- властелин всего мира.

246. Где царь избегает присвоения имущества преступников, там со временем рождаются люди, живущие долго,

247. и зерна земледельцев

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн