Скачать:PDFTXT
Законы Ману

с женщиной, с которой сношения не допускаются, надо снимать такими обетами:

171. имев сношение с единоутробными сестрами, с женой друга и сына, с девушками, с йизкорожденными женщинами, надо исполнить обет, полагающийся за осквернение ложа гуру;

172. имев сношение с дочерью сестры отца, которая ему почти сестра, дочерью сестры матери и родного брата матери, надо совершить лунное покаяние.

173. Благоразумному человеку не следует брать в качестве жены этих трех; они не должны браться в жены вследствие родства, ибо сочетающийся с ними низвергается в ад.

174. Мужчине, имевшему сношение с самкой животного, с женщиной в период менструаций, противоестественным способом, а также в воде, — полагается исполнить самгапану криччхру.

175. Дваждырожденный, имев сношение с мужчиной или с женщиной на повозке, влекомой быками, в воде, а также днем, — пусть совершит омовение в одежде.

176. Брахман, сочетавшись с чандалкой или другой низкорожденной женщиной, вкусив их пищи, приняв дары {от них, становится изгоем (patati), если совершает это неумышленно, но становится равным им, если умышленно.

177. Распутную жену следует мужу держать взаперти в отдельном помещении и заставить ее исполнить то покаяние, которое предписано мужчине при прелюбодеянии.

178. Если увлеченная равным мужчиной она оскверняется опять, для нее предписано как очищение криччхра или лунное покаяние.

179. Что дваждырожденный совершает в продолжение одной ночи из-за общения с щудрянкой, то ему полагается искупать в течение трех лет, постоянно питаясь милостыней и повторяя священные тексты.

180. Таким образом, объявлено искупление четырех злодеяний .

Выслушайте теперь об искуплении для общающихся с изгоями (patita).

181. Общающийся с изгоями сам в течение года становится изгоем не только из-за жертвоприношения, обучения и вступления в брак, но и из-за совместного путешествия, сидения или приема пищи .

182. Тому, кто вступает в общение с кем-либо из изгоев, надо исполнять для искупления общения с ним его покаяние .

183. Сапиндами вместе с саманодаками должно быть произведено для изгоя возлияние воды — в неблагоприятный день, вечером, в присутствии родственников, жреца и Гуру.

184. Пусть рабыня (dasi) ногой опрокинет сосуд, полный воды, как для мертвого; сапинды вместе с саманодаками пусть пребывают нечистыми день и ночь.

185. С этого времени им следует прекратить с ням разговор, совместное сидение, выдачу доли наследства к вообще всякое обычное общение.

186. И если он был старшим, он лишается первородства и имущества, которое должно быть получаемо по старшинству; долю старшего следует получить младшему, отличающемуся добродетелями.

187. Когда покаяние исполнено, пусть они опрокинут новый сосуд, полный воды, выкупавшись вместе с ним в священном (punya) пруду (jala^aya).

188. Он, бросив этот сосуд в воду, войдя в свой дом, пусть исполняет, как прежде, все обязанности, относящиеся к родне.

189. Это правило следует применять к женщинам-изгоям, но им должно давать одежду, пищу и питье, и жить им полагается вблизи дома.

190. Не следует иметь никаких дел (artha) с неочистившимися грешниками (enasvin), а что касается совершивших покаяние, тех можно никогда не избегать.

191. Не следует жить с убийцами детей, неблагодарными, с убивающими ищущих убежища, с убивающими женщин — даже с очистившимися в соответствии с дхармой.

192. Дваждырожденных, для которых он не произносил согласно правилу «Савитри» , он может посвятить после того, как они исполнят согласно правилу три криччхры.

193. Для тех дваждырожденных, которые, занимаясь запрещенными делами

или пренебрегая Бедой, желают исполнить покаяние, указано то же.

194. Если брахманы приобретают какое-либо имущество порицаемым способом, они очищаются отказом от него. тихим произнесением священных текстов и аскетизмом.

195. Повторяя с сосредоточенным вниманием «Савитри» три тысячи раз, живя целый месяц в коровнике и питаясь молоком, он освобождается от греха принятия даров от неблагочестивого человека.

196. Его, истощенного постом, вернувшегося из коровника, поклонившегося, брахманам надо спросить: «Друг! Желаешь ли ты равенства с нами?»

197. Ответив брахманам: «Воистину!» — ему следует разбросать траву для коров; в месте, освященном, коровами, пусть (брахманы совершат прием его в свою среду.

198. Исполнивший жертвоприношение для братьев, похоронный обряд для чужеземцев (рага), колдовской обряд (abhicara) и жертвоприношение ахина очищается тремя криччхрами.

199. Дваждырожденный, отвергнув ищущего убежища и распространяя Веду среди недостойных этого, снимает этот грех, имея в течение года пищей ячмень.

200. Укушенный собакой, шакалом, ослом, домашним плотоядным животным , человеком, лошадью или кабаном очищается удержанием дыхания.

201. Вкушение пищи только в шестой срок в течение месяца, повторение самхиты Вед и ежедневное жертвоприношение щакала — средство очищения недостойных общения (apailkteya).

202. Брахман, добровольно взойдя на повозку, запряженную верблюдом или ослом, выкупавшись обнаженным, очищается удержанием дыхания.

203. При крайней необходимости оправившийся без воды или в воду делается чистым, омывшись в одежде вне селения и дотронувшись до коровы.

204. При пропуске ежедневных обрядов , предписанных Ведой, и нарушении обета снатаки искупление заключается в посте .

205. Сказав брахману: «Хум» , — или более почтенному: «Ты» (tvam), надо, омывшись, не евши остаток дня, умиротворить оскорбленного, поклонившись ему.

206. Ударив брахмана даже травинкой , затянув шею одеждой или победив в споре, надо умиротворить его, поклонившись ему в ноги.

207. Напавший на брахмана с намерением ударить пребывает в аду сто лет, действительно ударив — тысячу.

208. Сколько пылинок захватит кровь дваждырожденного, столько тысяч лет виновнику кровопролития придется жить в аду.

209. Напав — пусть исполняет криччхру, ударив — атикриччхру, вызвав кровь у брахмана — криччхру и атикриччхру.

210. При искуплении грехов, не имеющих предписанного покаяния, надо устанавливать покаяние, рассмотрев качества виновного и свойства греха.

211..Теперь я изложу вам те средства, применявшиеся богами, риши и предками, посредством которых люди искупают грехи.

212. Дваждырожденному, исполняющему обет криччхра, объявленный Праджапати, полагается есть три дня только утром, три дня — вечером, три дня — пищу, данную без просьбы, и три дня не есть ничего.

213. Питание коровьей мочой и коровьим пометом, молоком, простоквашей, коровьим маслом и водой, настоенной на траве куща, и пост в течение суток считается самтапаной криччхрой .

214. Дваждырожденному, исполняющему атикриччхру, полагается есть каждый раз в течение трех периодов по три дня, как сказано прежде , но только пищу в количестве одного наполнения рта, а последние три дня поститься.

215. Брахману, исполняющему таптакриччхру, полагается пить в горячем виде воду, молоко, коровье масло, вдыхать пар — каждое в течение трех дней, — совершая омовение с сосредоточенным вниманием.

216. Двенадцатидневный пост, который установлен для обузданного и внимательного, носит название парана криччхра; он искупает все грехи.

217. Если кто уменьшает прием пищи каждый раз на одно наполнение рта в темную половину месяца и увеличивает в светлую, совершая омовение три раза в день, это считается лунным покаянием.

218. Этому же порядку надо следовать при явамадхьяме, то есть надо исполнять лунное покаяние, обуздывая себя, начиная его в светлую половину месяца .

219. Исполняющий лунное покаяние аскета (yati), обуздывая себя, пусть съедает при наступлении полдня каждый раз в течение месяца восемь пинд жертвенной пищи.

220. Если брахман с сосредоточенным вниманием съедает в продолжение месяца ежедневно пищу, четыре раза наполняя рот утром и четыре раза — после захода солнца, это считается лунным покаянием детей.

221. Так или иначе, съедающий в течение месяца с сосредоточенным вниманием трижды по восемьдесят пинд жертвенной пищи идет в мир луны.

222. Рудры, а также Адитьи, Басу и Маруты вместе с великим риши исполнили этот обет для освобождения от всякого зла.

223. Исполняющим покаяние должно быть лично совершаемо жертвоприношение на огне , сопровождаемое произнесением великих священных слов (vyahrti). Надо действовать,. не нанося вреда живым существам, правдиво, без гнева, честно.

224. Ему надо входить в воду в одежде трижды днем и трижды ночью; никогда не следует говорить с женщинами , щудрами и изгоями.

225. Следует проводить время стоя, сидя, или, будучи не в состоянии делать это, он может лежать на земле; надо оставаться целомудренным, исполняющим обет, почитающим гуру, богов и дваждырожденных .

226. Надо всегда повторять «Савитри» и, как только возможно, очищающие молитвы, будучи ревностным во всех обетах , исполняемых ради искупления.

227. Этими покаяниями должны быть очищаемы обнаруженные грехи дваждырожденных, необнаруженные же грехи надо очищать мантрами и жертвоприношениями на огне.

228. Грешник освобождается от греха признанием, раскаянием, аскетическим подвигом, чтением Веды, а также — в крайнем случае — дарами брахманам.

229. В какой мере человек, совершив адхарму, сам признается, в -такой он от этой адхармы освобождается, как змеяот кожи.

230. В какой мере его рассудок порицает преступное деяние, в такой мере его тело освобождается от этого греха.

231. Поэтому он освобождается от греха, раскаявшись (samtapya) после совершения греха; не надо совершать его опять: человек очищается прекращением совершения греховных действий.

232. Так рассудив в душе о последствии деяний после смерти, надо всегда совершать умом, словом и делом только чистые поступки.

233. Если, неумышленно или умышленно совершив порицаемый поступок, кто-нибудь желает освобождения от греха, то пусть не совершает этого вторично.

234. Если в его душе при совершении какого-либо деяния остается тяжесть, тогда надо исполнять аскетический подвиг до тех пор, пока она не будет удовлетворена.

235. Мудрыми, обнаружившими Веду, было объявлено, что это все благо богов и людей имеет в аскетизме начало, в аскетизме — середину, в аскетизме — конец.

236. Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайщия — хозяйственная деятельность (vartta), аскетизм для щудры — услужение (sevana).

237. Риши, имеющие обузданную душу, питающиеся плодами, кореньями и воздухом, именно благодаря аскетизму созерцают три мира с находящимися в нем движущимися и недвижущимися существами.

238. Лекарства, здоровье, знание и разного рода божественное состояние достигаются именно аскетизмом, ибо для них аскетизмсредство достижения успеха.

239. Что с трудом преодолевается, с трудом получается, с трудом достигается и с трудом исполняется, — все это достижимо посредством аскетизма, ибо сила аскетизма — непреодолима.

240. Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом.

241. Ползающие насекомые, змеи, летающие насекомые, скот, птицы и недвижущиеся живые существа достигают неба силой аскетизма .

242. Какой бы грех ни совершали люди мыслями, словами и делами, люди, богатые аскетическими подвигами, быстро сжигают все именно аскетизмом.

243. Небожители принимают жертвы и исполняют желания только брахмана, очистившегося именно аскетизмом.

244. Владыка Праджапати создал эту щастру именно посредством аскетизма; риши также постигли Веды только посредством аскетизма.

245. Боги, познав святое происхождение всего этого благодаря аскетизму, признают великое значение аскетизма.

246. Ежедневное изучение Веды, исполнение великих жертвоприношений с крайним старанием, терпение — быстро уничтожают грехи, даже причиненные великими проступками.

247. Как огонь сразу зажигает своим пламенем топливо, находящееся в пределах его досягаемости, так огнем знания сведущий в Веде сжигает весь грех.

248. Таким образом, искупление явных грехов согласно правилу изложено; выслушайте теперь искупление тайных.

249. Шестнадцать удержаний дыханий, сопровождаемых произнесением священных слов и слога

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн