Скачать:PDFTXT
Законы Ману

Брахма-следует различать brahman (ср. р.) и brahman (муж. р.). Первое-Мировая душа вселенной («Высочайшая душа»- pararnatman), пребывающая в абсолютном покое, вечная и бескачестненная божественная субстанция, из которой все исходит и куда все возвращается; она является не объектом поклонения, но объектом абстрактного мышления; посредством этого мышления верующий стремится слиться с ней. Переходя к состоянию активности, она становится воплощенным созидателем (brahman-он), творящим мир; в этом виде он почитается как бог. Эти два понятия мы различаем написанием: первое-брахма.. второе — Брахма.

I, 10. Нара (nara)-одно из наименований Высочайшей души. Нараяна (пагауапа) — этим именем в вишнуизме называется также и Вишну.

I, 11. Перво причина (karana)-почти все комментаторы считают, что это Высочайшая душа.

Реальное и нереальное (sadasadatmaka) — комментаторы расходятся в толковании: большинство (Медх., Гов., Кул.) считает, что реальное (sad) — это могущее быть познанным через Веду и Веданту, нереальное (asad) — не могущее быть познанным чувствами.

I, 12. Год-Кул. считает, что это «год Брахмы» (см. прим. к 1, 72): Медх. и Гов. — обыкновенный человеческий год.

I, 13. Восемь стран света- четыре главные и четыре промежуточные-северо-запад, юго-запад и пр. Вечное местопребывание вод-океан.

I, 15. Великая душа (mahatatman)-толкования комментатором показывают, что в их время смысл этого термина, как он понимался в период составления «Законов Ману», был уже утрачен. Три качества (trigunani)-имеются в виду «благость» (sattva), «страсть» (rajas) и «темнота» (tamas) (см. XII, 24).

Пять органов чувств (pancendriyani)-органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.

I, 16. …этих шести-о том, что это такое, мнения комментаторов опять-таки расходятся: или это пять великих элементов (mahabhutaniсм. 1, 6) — эфир, воздух, огонь, вода, земляшестой-разум (manas), или пять органов чувств и разум.

I, 18. Великие элементы (см. 1, 6) составляют материальное тело которое со смертью умирает; малые частицы, или элементы, составляют разум, который после смерти остается.

I, 19. Семь могущественных принципов-шесть упоминаемых в 1, 16и седьмой mahat (рассудок). Слово purusa (принцип; букв. «мужчина» или «дух») здесь употреблено в переносном смысле.

I, 20. Этот стих отражает представление, что первый элемент, эфир, обладает только одним качеством — звуком, воздух — звуком и осязаемостью, огонь — звуком, осязаемостью и цветом, вода — звуком, осязаемостью, цветом и вкусом, земля,-кроме четырех упомянутых, еще и лапахом.

I, 22. Садхьи (sadhya)-группа второстепенных божеств; значение их не вполне ясно. Указывается, что их 12 или 17.

I, 23. Изложенное здесь воззрение на происхождение Веды отличается от другого, согласно которому Вела извечна и исходит из уст Брахмы .при каждом новом сотворении мира.

I, 26. Адхарма (adharma) — качество, противоположное дхарме.

I, 28. …возрождаясь опять и опять-т. е. при каждом возрождении души в новом жизненном состоянии. Согласно распространенным в древней Индии воззрениям весь органический мир и божества связаны единым потоком переселений душ. После смерти, которая мыслилась только как отмирание телесной оболочки, душа переходит в иную телесную оболочку: человека, более низкого или более высокого общественного положения, животного насекомого, растения и.чи даже небожители. Переход совершается в зависимости от деяний (karman). Учению о переселении душ и доктрине кармы особо посвящена XII глава.

I, 32. Вирадж (viraj)-первое существо, порожденное Брахмой, олицетворение начального явления в живой природе; возможно, олицетворение мужского начала. С этого стиха опять начинается рассказ о творении, по-видимому, осиопанный на другой традиции.

I, 36. Местопребывания богов (devanikaya)—различные области небесной сферы (мир Брахмы, мир Индры и т. д.).

I, 37. Якши (yaksa) — разряд небожителей, слуг Куверы, бога богатства.

Ракшасы (raksas) — демоны, живущие в лесах, пожирающие людей и вообще приносящие им вред.

Пищачи (pi^aca)-злые духи, еще более вредные, чем ракшасы.

Гандхарва (gandharva)-разряд небожителей, слуг богов; по представлениям индийцев, они готовили для богов сок священного растения сомы, услаждали их слух музыкой и пением и т. д.

Апсары (apsaras) — божественные служанки в мире Индры.

Асуры (asura)-древнейшие божества, братья дэвов (богов), позже ставшие их врагами.

Наги (naga) — мифический народ полузмей-полулюдей; также змеи, особенно кобры.

Супарны (supai-na) — мифические птицы. Сонмы предков — об этом см. III, 194-199.

I, 39. Киннара (kinnara) — мифические существа, имеющие человеческие тела и лошадиные головы.

I, 41. Карма-см. прим. к 1, 28.

I, 42. Здесь (lha) — в данном случае и далее обычно имеется ввиду «в этом мире».

I, 49. Окруженные темнотой, имеющей многие виды, — .относительно видов темноты см. XII, 42-44.

I, 60. Круговорот душ-см. прим. к 1, 28.

I, 51. …п огрузился в самого себя- лишил себя тела, в которое он воплотился по своей собственной воле.

…выжимая время временем-т, е. сменяя период творения периодом разрушения.

I, 55. Он-одни из комментаторов под словом «он» понимают индивидуальную душу. другие же — самого творца. Вообще у комментатором. существуют большие расхождения в толковании стихов 1, 55-56.

I, 58. Щастра (^astra)-сборники предписаний и поучении в различных областях знания. Дхармашастры относятся к smi»ti-священному преданию.

I, 61. Другие шестеро Ману-кроме Ману-Сваямбху (см. 1,63).

I, 64. Нпмеша (nimesa) — миг, время мигания глаза (Кул.). День и ночьособого слова, соответствующего русскому слову»сутки», в санскрите не было; это понятие часто передавалось словами «день и ночь» (ahoratra).

Итак, мухурта равнялась 48 мин., кала — 88 сек., каппха — 2,93 сек., нимеша — 0,10 сек.

I, 66. Имеется в виду лунный месяц: темная половина время убы вания луны, светлая половинавремя прибывания луны.

I, 67. Период движения солнца к северу (udagayana)- от зимнего поворота солнца до летнего, период движения к югу (dak sinayana) — от летнего поворота солнца к зимнему.

I,68. Век (yuga)-Великая юга (mahayuga) охватывала каждый период от возникновения до разрушения мира. Она состояла из четырех юг: Крита (krta), Трета (ti-eta), Двапара (dvapara) и Кали (kali). См. далее, 1. 64-73.

I, 69. Сказали (ahul}) — часто встречающаяся безличная форма, имеются в виду древние мудрецы.

…с только же сотен лет-т. е. каждые сумерки состоят из 400 лет (имеются в виду «годы богов», состоящие каждый из 360 человеческих лет).

I, 72. Критаюга-4000+400+400^4800 лет;

Третаюга-3000+ +300+300=3600;

Двапараюга — 2000+200+200=2400;

Калиюга — 1000+100+100=1200.

Итого 12000 лет.

А так как год богов равен 360 человеческим, то век богов состоит из 4 320 000 человеческих годов. Следо вательно, «сутки Брахмы» считались равными 8640000000 человеческих лет (4320000х1000х2). Чтобы получить «год Брахмы», это число множилось еще. на 360 (3 110400000000 человеческих лет).

I, 78. Так было создано вначале — после всеобщего разрушения (mahapralaya) и перед созданием мирового яйца. Нетрудно заметить, что в стихах

I, 74-78 излагается еще один вариант порядка творения (см. 1, 21-31, а также 1. 32-41).

I, 81. Четвероногая-дхарму представляли в виде быка (см. VIII. !G). Относительно дальнейшего значения мифа, который изображает дхарму четвероногим животным, приводятся следующие мнения: 1) четыре ноги изображают четырех главных жрецов при жертвоприношении, или 2) четыре варны, или 3) четыре главные средства достижения заслуги — яскстический подвиг, .чнанис, жертвоприношения и щедрость (см. 1, 86) и т. д. Все комментаторы согласны с мнением, что истина, хотя и заключается в дхарме, специально упомянута с целью показать ее высокое значение.

I, 83. Чтобы согласонать это указание на человеческий век в веке Крита с разными местами из «Махабхараты» и Пуран, которые приписыиают некоторым героям и мудрецам пе одну тысячу лет, комментаторы объясняют это место так, что четыреста лет составляли естественную продолжительность жизни, которая, однако, могла быть продолжена вследствие исполнения аскетических подвигов

I, 88. CM. X, 75, 76.

I, 89. CM. X, 77, 79.

I, 90. CM. X, 78, 79.

I, 91. CM. VIII, 413, 414. X. W, 122, 123 и др.

I, 92. CM. V, 132.

I, 93.-Вследствие первородства — согласно мифу, брах ман был создан раньше кшатрия и т. д.

…г осподин всего этого творения- имеет право предписывать обязанности всему сотворенному (см. также X, 3).

I, 95. Угощение брахманов считалось непременной частью жертвоприиошений.

I. 100. Медх считает этот стих похвальбой, а не установленным правидом (pra^ansaisa па vidhiratah). Следует помнить, что восхваления и возвеличивания брахманов, содержащиеся в стихах 1, 99-105, написаны самими брахманами. Они мало соответствовали действительному положению брахманов в обществе.

I, 102. …его-т, е. брахмана.

I, 103. Этим стихом кшатриям и вайщиям предоставляется право изучать «Законы Ману», но не обучать им.

I, 108. Священное откровение — см. II, 10. Священное предание-см, там же.

Дважды рожденный (dvija)-члены трех высших варя проходили в детстве обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, почему они и назывались дваждырожденными (см. II, 36; X, 4).

I, 109. Плод Веды (vedaphala)-награда за поведение, предписанное Ведой.

I, 111. Стихи I, III-118 являются чем-то вроде оглавления ко всей щастре. Вообще 1 глава — это введение.

I, 112. Великие жертвоприношения- пять жертвоприношений, совершаемых ежедневно (см. III, 70). Щраддха- поминальная трапеза.

I, 113. Снатака (snataka)- букв., «совершивший омовение», брахман, заиершииший период ученичества и исполнивший в ознаменование угого ритуальное омовение (см. III, 4).

I, 115. Удаление шипов (kantakanam ^odhanam)-pacnpocTpaHfHHoe H

древнеиндийской литературе образное выражение дли определения мероприятий, направленных на борьбу с ворами, заговорщиками, шпионами и т, д.

I, 118. Еретик (pasanda) — согласно Медх. это vikarmastha-поступающий незаконно; под ними понимались также и инаковерующие (Куп.).

Общество (gana)- профессиональные объединения торговцев, кузнецов, актеров и т. д. (Медх.).

II, 2. Желание не похвально — так как ведет не к конечному освобождению, а к новым рождениям.

II, 3. Обеты — имеются в виду действия, подлежащие исполнению в продолжение всей жизни, например обеты снатаки, ученика и т. д.

Дхарма, предписывающая воздержание (yamadharma),-например, предписания о неповреждепии живых существ (Медх.).

II, 5. Правильно — в соответствии с предписаниями Веды и не ожидая награды.

…II о этим предписаниям- видимо, имеются в виду предписания, содержащиеся в этой щастре.

II,6. Вся В еда-согласно Медх. еще в его время некоторые богословы не включали Атхарваведу в Веду.

Поведение добродетельных людей- комментаторы стараются найти различие между у\а («поведение знающих Веду») и асага («поведение добродетельных»), но, по-видимому, это очень близкие понятия.

Самоудовлетворение- уверенность человека в том, что его действия добродетельны (в случаях, когда не имеется авторитетных указаний иди когда представляется возможность выбора).

II, 8. Все это-эту щастру.

…г лазом знания- при помощи грамматики, логики и философской системы миманса (Медх., Кул.).

II, 11. Безбожник (nastika)-согласно Медх. имеются в виду в первую очередь буддисты (bandha) и чарваки (философы-материалисты).

II, 13. Первая половина этого двустишия объясняется так, что побуждение изучать дхарму применяется только к тем, кто не преследует мирских целей, так как те, которые изучают дхарму только ради достижения мирских выгод-богатства, славы и прочего-не извлекают из этого духовной пользы.

II, 15. Агнихотра (agnihotra) состоит из ежедневных жертвоприношений на огне, совершаемых утром и вечером.

II, 16. Здесь имеются в виду мужчины трех высших варн. Для жен.щин и щудр обряды могут совершаться, но без произнесения мантр (см. II, 66; X, 127).

II, 17. Сарасвати (sarasvati) — в древности это была большая река, но впоследствии она высохла. Сухое русло ее сохранилось. Считают, что р. Сарсути

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн