Скачать:PDFTXT
Законы Ману

безбожник^ и хулитель Веды.

12. Веду, священное предание, поведение добродетельных и самоудовлетворение — это объявили четырьмя очевидными источниками дхармы.

13. Знание дхармы предписывается для непривязанных к выгоде и желаниям; для желающих знать дхарму священное откровениевысший авторитет.

14. Когда имеется противоречие в двух отрывках из священного откровения, они оба считаются дхармой, потому что они оба объявлены правильной дхармой.

15. Так, например, агнихотру каждый может совершать всегда — после восхода солнца, до восхода, а также когда ни солнца, ни звезд не видно: так это говорит ведийское священное откровение.

16. Да будет известно, что для кого предписаны обряды, сопровождаемые чтением священных текстов (mantra), начиная с обряда при зачатии и кончая обрядом на похоронах,- для того существует право на эту щастру, ни для кого другого .

17. Страну, созданную богами, которая лежит между божественными реками Сарасвати и Дришадвати , называют Брахмавартой.

18. Какое поведение традиционно в этой стране, такое объявлено добродетельным поведением для чистых варн и имеющих смешанное происхождение.

19. Равнина Куру^, территория матсьев, панчалов и щурасенаков — это страна Брахмариши^, следующая непосредственно за Брахмавартой по своей святости.

20. У брахмана , рожденного в этой стране, пусть все люди на земле изучают свой образ жизни.

21. Та страна, которая лежит между горами Хим^ват и Виндхья, к востоку от Винащаны и к западу от Праяги , называется Мадхьядеще^.

22. Пространство же от Восточного океана и до Западного океана между теми горами мудрые назвали Арьявартой.

23. Страна, в которой в природном состоянии (svabhavatah) водится черная антилопа, должна быть признана годной для жертвоприношений, но далее этого — страна млеччхов .

24. Дваждырожденному следует стремиться в эта страны; щудра же, понуждаемый необходимостью изыскания средств к жизни, может жить в любой.

25. Таким образом, происхождение дхармы вкратце объявлено так же, как и происхождение всего этого мира; узнайте теперь дхармы варн.

26. При святых ведийских обрядах — обряде при зачатии и других — для дваждырожденных должна быть исполнена церемония очищения тела, очищающая и после смерти и здесь.

27. Жертвами на огне, относящимися к зародышу (garbha), обрядом при рождении (jatakarman), пострижением (cauda), возложением священного шнура из травы мунджа (maufijinibandhana) у дваждырожденных очищаются отцовский и материнский грех (enas).

28. Благодаря изучению Веды, обетам , жертвам на огне , тройственному священному знанию , жертвам (ijya) , сыновьям, великим жертвоприношениям (mahayajna), ведийским жертвоприношениям (yajna) это тело делается достойным соединения с брахмой.

29. Раньше отрезания пуповины мальчик допускается к обряду при рождении и к вкушению им золота , меда и масла, сопровождаемому произнесением мантр.

30. На десятый или двенадцатый день пусть отец позаботится о совершении обряда наречения именем (namadheya) в счастливый лунный день или минуту, или при благоприягном созвездии.

31. Именем брахмана пусть будет слово благоприятствующее, кшатрия — исполненное силы, вайщия — соединенное с богатством, но у щудры — презрительное;

32. именем брахмана пусть будет слово), выражающее счастье, кшатрия — исполненное защиты, вайщия — связанное с процветанием, щудры — связанное с услужением .

33. У женщин желательно имя легко произносимое, не страшное, имеющее

ясный смысл, приятное, благоприятствующее, оканчивающееся долгим гласным, содержащее благословение.

34. По истечении четвертого месяца должен быть исполнен обряд первого выноса младенца из дома (niskramana), по истечении шести месяцев — обряд первого кормления рисом (аппарга^апа) или какой-нибудь другой жертвенный обряд, благоприятный для семьи.

35. Согласно предписанию священного откровения обряд пострижения (cudakarrnan) должен быть совершен ради дхармы для всех дваждырождснных по прошествии первого или третьего года.

36. На восьмом году от зачатия надо произвести посвящение (upanayana) для брахмана, на одиннадцатом от зачатия — для кшатрия, на двенадцатом от зачатия — для вайщия.

37. Посвящение брахмана, желающего приобрести священное знание, может быть .произведено на пятом году, кшатрия, желающего могущества, — на шестом, вайщия, желающего богатств, — на восьмом .

38. Время чтения «Савитри» для брахмана не истекает до шестнадцати лет, для кшатрия — до двадцати двух, вайщия — до двадцати четырех.

39. После этого эти трое, не получившие своевременно посвящения, лишаются посвящения, становятся Братьями презираемыми ариями.

40. С ними, не очищенными должным образом, никогда, даже в бедственных обстоятельствах, брахману не следует вступать в сношения — ни посредством Веды , ни посредством брака.

41. Ученикам (brahmacarin) полагается носить должным образом шкуры черных антилоп, оленей, козлов, а также {одежды, сделанные из пеньки, льна и овечьей шерсти.

42. Тройной пояс (mekhala) брахмана, гладкий и мягкий, должен быть сделан из травы мунджа, пояс кшатрия, как тетива лука, должен быть сделан из травы мурвы, вайщияиз пеньковых нитей.

43. При недостатке травы мунджа они должны делаться из травы куща, ащмантака, бальбаджа с одним тройным узлом или с тремя, или с пятью.

44. Священный шнур (upavita) для брахмана полагается из хлопковых нитей, перевитый втрое, кшатрия — сделанный из пеньковых нитей, вайщия — из шерстяных нитей.

45. Согласно дхарме достойны посохов: брахман — сделанного из бильвы или палащи, кшатрий — из дерева вата или кхадира и вайщий — из пилу или удумбары.

46. Посох брахмана должен быть сделан размером до верха волос, кшатрия — достигающим лба, вайщия — до носа.

47. Всем этим посохам полагается быть прямыми, без повреждений, приятными и нестрашными на вид, сохраняющими кору, непопорченными огнем.

48. Получив желанный посох, почтив солнце, обойдя огонь, имея его с правой стороны, ученик пусть собирает милостыню согласно правилам .

49. Посвященный брахман пусть просит милостыню, начиная свою просьбу с почтительного слова «господин» (bhavant), кшатрий — помещая слово «господин» в середине, а вайщий — помещая слово «господин» в конце фразы.

50. Сначала следует просить милостыню у матери или сестры или у родной сестры матери и всякой другой женщины.. которая не унизит его отказом.

51. Собрав милостыни сколько нужно, показав без обмана гуру , он может есть, обратившись лицом к востоку, очистившись прихлебыванием воды.

52. При вкушении с лицом, обращенным к востоку, достигается долголетие, с лицом, обращенным к югу, — слава, с лином, обращенным к западу, — благополучие, с лицом, обращенным к северу, — праведность.

53. Совершив омовение, дваждырожденный пусть всегда ест пищу внимательно, а поев, совершит должным образом омовение и при этом омоет впадины на голове .

54. Надо всегда чтить пищу и есть ее без пренебреженья, увидев ее — радоваться, чувствовать себя удовлетворенным и всегда принимать с благодарностью.

55. Ведь всегда почитаемая пища дает силу и энергию; но не почитаемая,и она, даже съеденная, губит и то и другое.

56. Пусть он никому не дает остаток и не ест в промежутке «»‘, пусть не ест слишком много и не отправляется куда-либо, не очистившись после еды.

57. Чрезмерная еда вредна для здоровья, препятствует долголетию и достижению неба; она мешает приобретению духовной заслуги и противна людям; поэтому следует избегать ее.

58. Брахману полагается касаться губ при питье воды частью руки, посвященной Брахме, или посвященной Праджапати и богам, — никогда посвященной предкам.

59. В поверхности ладони, у основания большого пальца, видят место, посвященное Брахме, у основания мизинца — посвященное Праджапати, у концов пальцев — посвященное богам, а ниже тех двух, большого и указательного пальцев,- предкам.

60. Сперва пусть он трижды хлебнет воды, потом дважды омоет рот, а также омоет впадины на голове, местопребывание души «» и голову.

61. Знающий дхарму, желающий очищения, пусть всегда прихлебывает воду негорячую, непенистую предписанною частью руки в уединенном месте, обратившись лицом к востоку или северу.

62. Брахман очищается водой, достигающей сердца, кшатрий — достигающей горла, вайщий — водой, взятой в рот, щудра — тронутой кончиками губ.

63. Дваждырожденный, когда у него поднята правая рука, а священный шнур, проходя под ней, лежит на левом плече), называется упавитином (upavitin), когда поднята^ левая, — прачинамавитином (pracinama^itin), когда висит вокруг шеи, — нивитином (nivitin).

64. Бросив в воду пришедшие в негодность пояс, шкуру, посох, священный шнур, сосуд, пусть он возьмет другие, произнося мантры .

65. Обряд стрижки волос (ke^anta) полагается для брахмана на шестнадцатом году, для кшатрия — на двадцать втором, для вайщия — двумя годами позже этого.

66. Все это должно быть таким же образом исполняемо для очищения тела женщины в должное время, в должном порядке, но без чтения мантр.

67. Брачный обряд считается для женщин равным ведийскому ритуалу, служение мужу — жизни у гуру, домашнее хозяйство — поддержанию священного огня.

68. Это изложено правило посвящения дваждырожденных, указывающее

второе рождение , освящающее; узнайте теперь об исполнении обязанностей.

69. Исполнив обряд посвящения, гуру пусть сначала преподает ученику правила очищения, доброго поведения, хранения священного огня и богослужения в сумерки, утренние и вечерние.

70. Желающий изучать Веду должен приступить к занятиям согласно щастрам, очистившись прихлебыванием воды, с лицом, обращенным к северу, сделав брахманджали , имея чистую одежду , обуздав чувства.

71. Перед началом чтения Веды и по окончании всегда. должны быть обнимаемы ноги гуру; читать следует сложив руки: это и называется брахманджали.

72. Обнимание ног гуру должно быть произведено скрещенными руками — левой должна быть тронута левая нога,- правой же — правая.

73. Приготовившемуся читать пусть гуру, всегда бодрый) говорит: «Ну, читай!»; когда учитель скажет: «Да будет остановка!» ‘- надо остановиться.

74. Все.гяа — в начале и в конце чтения В.еды — надо произносить слог «0м» (pranava); если слог «0м» не предшествует чтению, урок исчезает из памяти, если не сопровождает, — пропадает.

75. Сев на пучки травы куща, обращенные на восток, очищенный павитрами, очистившись тремя удержаниями дыхания, он становится достойным произнести слог «0м».

76. Праджапати извлек из трех Вед звуки ,,а», «у» и «м» и (слова) бхух, бхувах и свах.

77. Из тех трех Вед — по одной стопе из каждой — Праджапати Всевышний (paramesthin) извлек гимн (гс), посвященный Савитару.

78. Брахман, изучивший Веду, произносящий утром и вечером этот слог «0м» (aksara) и этот гимн «Савитри», предваряемый произнесением священных слов (vyahi-U), достигает заслуги, приобретаемой чтением Вед.

79. Дваждырожденный, повторяя эту триаду тысячу раз {ежедневно вне селения, через месяц освобождается даже от великого греха, как змея от кожи.

80. Пренебрегающий произнесением этого стиха и своевременным исполнением присущих ему обрядов брахман, кшатрий и вайщий подвергаются порицанию у добродетельных людей.

81. Да будет известно, что три негибнущие великие священные слова (mahavyahi-ti), предваряемые слогом «0м», а также трехстопный (tripada) «Савитри» — уста Веды.

82. Кто ежедневно неустанно повторяет его («Савитри») три года, тот соединяется с высшей брахмой , став подобным ветру, превратившись в эфир.

83. Односложное слово «0м» — высшая брахма, удержания дыхания — высший аскетический обет; но нет ничего выше «Савитри»; правдивость превосходит молчание.

84. Все ведийские обряды, приношения на огне и другие жертвоприношения — исчезают, но да будет известно, что слог «0м» — негибнущий, он — Брахма и Праджапати.

85. Жертвоприношение, состоящее из шепотом произносимых

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн