Скачать:PDFTXT
Законы Ману

оставляющей бедного ради богатого.

VI, 3. Деревенская пища (gramyarn aharam) — пища, добываемая обработкой земли.

…в месте с ней-в этом случае требуется согласие жены. VI, 11. Весенние и осенние чистые виды пищи отшельников — в данном случае имеется в виду дикий рис весеннего и осеннего сбора.

VI, 15. Ащваюджа — месяц ащвин (сентябрь-октябрь), См. прим. к III, 217.

VI, 18. Т. е. он может собирать столько, сколько достаточно на один день.

VI, 19. Индийцы обычно принимали пищу два раза в деньутром и вечером. В этом стихе речь идет о разных видах поста; или он может есть один раз в сутки, или один раз в двое суток, или один раз в четверо суток.

VI, 20. Лунное покаяние (candrayanal — iipii исполнении его прием пищи изменяется каждый день, уменьшаясь или увеличиваясь на одно наполнение рта, в зависимости от того, уменьшается или увеличивается месяц (см. XI, 219).

VI, 21. Учение В а й к х а н а с ы — все комментаторы, кроме Нар., считают, что имеется в виду сутра, содержащая правила для отшельников; автором ее называется Вайкханаса.

VI, 23. Летом следует подвергаться жару пяти огней — расположившись между четырьмя огнями и имея пятый, солнце, сверху.

VI, 25. Поместив в себя священные огни согласно правилу — глотая пепел и тому подобное по правилу, излагаемому в одной из сутр (Медх., Гов., Кул.).

VI. 27. … может собирать милостыню — в стихе VI. И предписывается ничего не брать у других.

VI, 28. … принеся пищу из деревни — в стихе VI, 3 предписывается отказаться от деревенской пищи.

VI, 31. … на северо — восток (aparajitarn… di^am) — так толкуют все комментаторы (букв. «в непобедимую страну»).

VI, 32. …избавившись от тела одним из тех многих подвигов, практикуемых великими риши,-утопившись в реке, бросившись с горы, путем сожжения или истощив себя голодом (Медх.).

VI, 35. Уплатив три долга — по отношению к риши, предкам и богам.

VI, 38. Поместив в себя огни — проглотив пепел от жертвенных огней.

VI, 39. …дав всем живым существам безопасностьт. е. дав обет не убивать живые существа.

VI, 41. Средство очищения (pavitra) — посох, сосуд для воды, трава куща и т. д., а также очистительные тексты.

VI, 46. …ногу, очищенную взором, — т. е. следует следить за тем, чтобы не раздавить ногой какое-либо живое существо (см. VI, 68).

…воду, очищенную тканью, — т. е. процеженную, чтобы не проглотить плавающие в воде живые существа.

VI, 48. Мирские дела (saptadvaravakirna)- букв. «рассыпанное у семи врат». Относительно общего смысла комментаторы согласны, но выражение «семь врат» толкуют по-разному.

VI, 50. По-видимому, такая практика все же имела место.

VI, 66. Даже украшенному — т. е. имеющему знаки, характерные для переживаемого им периода жизни или указывающие на принадлежность его к какой-либо религиозной секте.

VI, 67. Плод к атаки — считалось, что если семенами этого растения натирать внутренность сосуда для воды, то это осаждает частицы земли, находящиеся в воде.

VI, 74. … не связывается деяниями — т. е. он освобождается от действия закона кармы.

VI, 75. …того состояни я — соединения с брахмой, пребывания в мире Брахмы.

VI, 81. Двойственность — наличие противоположностей: голода и сытости, чести и бесчестия и т. д.

VI, 83. Ведийский текст, относящийся к жертве приношению,-Брахманы (предписания о жертвенном ритуале).

…относящийся к божествам-мантры, стихотворные тексты Вед.

…относящийся к атману, изложенный в Веданте,- Упанишады, религиозно-философские части ведийской литературы. VI, 86.

Отказавшиеся от порядка, предписанного Ведой (vedasamnyasika), — Гов. считает, что имеются в виду лица, упоминаемые в IV, 22; Кул. считает их аскетами. Но если судить по VI, 94-95, это брахманы, отрекшиеся от всех мирских дел, но не ушедшие в отшельники или аскеты, а оставшиеся жить дома под опекой своих детей.

VI, 87. По мнению комментаторов, стихи VI, 87-93 имеют целью показать: 1) что имеется только четыре ащрамы и что vedasamnyasika не составляют пятой и не состоят вне их; 2) что, поскольку ащрама домохозяина — самая важная, человек может продолжать жить в своем доме под опекой сына.

VI, 94. Свободный от долгов-см. IV, 257, VI, 35-36.

VI, 97. …изложена… дхарма брахмана — некоторые комментаторы считают, что все это относится только к брахманам, другие включают и прочих дваждырожденных.

VII, 2. Посвящение — имеется в виду коронация. …как положено — т. е. согласно с правилами, изложенными в щастрах.

VII, 4. Владыка богатств (vitte^a) — одни из эпитетов бога Куверы.

VII, 7. Царь дхармы — один из эпитетов Ямы, почитавшегося богом правосудия.

VII, 10. …различный вид — вид друга для друга, врага для врага и т. д.

VII, II. Падма-Щри-богиня счастья, то же что Лакшми.

VII, 14, Наказание (dan-da) — букв. «палка». Здесь наказание персонифицируется; этот образ не редок в древнеиндийской литературе (см. также VII, 18, 25).

VII, 15. …служат пользе (bhogaya kalpante) — согласно большинству комментаторов это значит: «допускают, чтобы ими пользовались» (см. VII, 23).

VII, 21. Перемещение высших и низших — согласно Медх. и Рам. даже щудры (vrsala) стали бы выше брахманов.

VII, 24. Возмущение всего народа (sarvalokaprakopa)- Нар. объясняет

prakopa, как anyonyavaira (вражда друг к другу).

VII, 28. Неопытный (akrtatman) — не изучивший щастр (Кул., Гов.).

VII, 31. Чистый (^licin) — большинство комментаторов толкуют это как «нестяжатсль».

VII, 33. …существующего сбором колосьев — т. е. располагающего скудными средствами.

VII. 37. Тройстпенное знание (traividya) -знание трех Вед

VII, 41. Вена (vena) — нечестивый царь, требовавший, чтобы жертвы приносились ему, а не богам. Нахуша (nahusa) — царь, преследовавший брахманов; он даже заставил их везти свою колесницу.

Суда с, сын Пиджаваны (sudas paijavana) — царь, упоминаемый в Ригведе.

Сумукха (surnukha) — об этом царе ничего неизвестно. Ними (nimi) — царь древней области Видсха.

VII, 42. Притху (prth») — древний легендарный царь. Сын Гадхипрославленный риши Вищвамитра.

VII, 43. Искусство управления (dandaniti) -букв. «руководство во владении палкой».

VSI, 52. Группа из семи — пороки, перечисленные в VII, 50-51.

VII, 66. Стхана (sthana) — термин, которым древнеиндийские теоретики называли основные четыре элемента, составляющие государство и находящиеся в распоряжении царя, — армию, сокровище, город, территорию.

VII, 58. Шесть форм политики (sadgunya) — это samdhi — союз, vigraha — война, yana-поход, asana — выжидание, sari^raya — поиски покровительства, dvaidha — разделение войска.

VII, 62. Мастерские (karinanta) — Нар. объясняет как мастерские по производству украшений и оружия: по Медх., сахароварни, винокурни’, Гов. и Кул. добавляют: зернохранилища.

VII, 70. Крепость, защищенная… людьми (nrdurga)- может быть, город, являющийся крепостью, вследствие наличия военного гарнизона или большого числа горожан, способных носить оружие.

VII, 75. Машины-метательные орудия: катапульты и т. д.

VII. 7S. Пупохита (purohita) — придворный жрец, советник царя по делам культа.

VII, 80. Ежегодный налог (bali) — налог о виде одной шестой урожая (Медх.). Обычаи, существующие в народе,- имеется в виду недопустимость взимания пошлин и податей в размерах, превышающих установленные обычаем.

VII, 82. Брахманы, вернувшиеся из семьи гуру, — прошедшие курс обучения.

VII, 85. Брахман только по имени — брахман, уклоняющийся от изучения Веды и т. д.

VII, 85а. Этот стих имеется только в издании Джол.-ш.

VII, 93. …в затруднительном положении — если сломалась колесница, оружие и т. д.

VII, 96. Деньги (dhana) — по мнению некоторых комментаторов, это коровы, буйволы и т. п.

Женщины (strT) — согласно Медх. имеются в виду только рабыни … это его — все прочее — золото, серебро, земля, строения, оружие — принадлежит царю.

VII, 101. Неясно, зачем понадобилось помещать вскоре после VII, 99 этот стих, являющийся почти дословным его повторением.

VII, 102. …быть готовым к войне (u(lyatadanda) — букв. «быть с поднятой палкой».

VII, 107. …и прочими — расколом, подкупом и силой.

VII, 119. Кула (kula) — в данном случае технический термин, означающий согласно большинству комментаторов участок земли, который может быть обработан упряжкой быков в 12 голов. Согласно Медх. — часть дерспни (grarnaikane’;.»). Нанд. считает это участком одного земледельца (ekakrsivalabhaga).

VII, 121. Планетаздесь имеются в виду Марс, Солнце или Луна.

VII, 126. Пана (рапа) — см. VIII, 136.

шесть — для высшего — абсолютные цифры, видимо, не следует принимать буквально. Большинство комментаторов считает, что высший служащий должен получать в шесть раз больше низшего. Средние служащие, следовательно, получали жалованье от двух до пяти пан.

Дрона (drona) — Mepa веса: равна 512 палам (см. VIII, 135), т. е. примерно 20 кг (Гов.), или 200 палам, т. «. 7,8 кг (Кул.).

VII. 141. Таким образом, верховным судьей считался царь; только при невозможности исполнения этих функций им непосредственно он назначал особого сановника.

VII. 143. Враги (dasyu) — переведено в соответствии с комментарием Нар. По Кул. — это разбойники (taskaradibhih).

VII, 144. …плоды-имеются в виду налоги, которые он собирает с подданных (см. VII, 127 и далее).

VII, 149. …животных-попугаев, скворцов и других птиц, способных воспроизводить звуки человеческой речи.

VII, 154. Восемь видов деятельности — толкования комментаторе» различны: один Медх. дает три варианта. Вот два из них: доходы, расходы, увольнение плохих слуг, пресечение плохого поведения слуг, наставление их в правильном поведении, решение спорных дел, наказание, наложение искупительных обетов; или: земледелие, торговля, сооружение мостов и насыпей, сооружение крепостей или ремонт их, ловля слонов, устройство рудников, заселение пустынных районов, рубка лесов.

Пять видов шпионов- действующие под личиной учителя, нищенствующего аскета, земледельца, купца и подвижника.

VII, 155. …находящийся посередине (madhyama) — имеющий владения, которые граничат и с территорией данного государя и его врага.

VII, 156. …другие восемькаждый из перечисленных в VII, 155 имеет и друга и врага.

VII, 157. Другие пять элементов, — помимо царя; вместе с самим царем — шесть элементов каждого из двенадцати государств.

VII, 160. Это технические термины; они объясняются дальше.

VII, 166. …из-за прежних деяний, — совершенных в прежних существованиях или вследствие неблагорзумия.

VII, 168. Помощь бывает двух родов-это шестая форма политики (см. VII, 1СО).

VII, 173. …разделив войско-рекомендуется царю оставив войско, укрыться с небольшим отрядом в крепости.

VII, 181. Город врага — здесь и далее понимается, вероятно столица противника.

VII, 182. …и чайтра, — когда фураж в изобилии, дороги сухи жара спала. Маргащирша — ноябрь-декабрь, пхальгуна — февраль-март, чайтра-март-апрель (см. прим. к III, 217).

VII, 185. Три рода дорог-пути через равнины, леса и по воде.

…из шести частей — т. е. из боевых слонов, конницы, колесниц, пехоты, начальника и мастеровых, находившихся в обозе.

VII, 187. Палка (danda) — строй линии. Повозка (cakata) — строй клина.

Вепрь (varaha) — построение в виде ромба.

Макара (makara) — строй в виде двух, соединенных вершинами треугольников. Игла (siici) — вытянутая линия.

Гаруда (garuda) — построение в виде ромбоида с далеко выдающимися флангами.

VII, 188. Лотос (padma) — построение в случае опасности в виде круга; царь должен был располагаться в центре.

VII, 191.

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн