Скачать:PDFTXT
Законы Ману

Ваджра (vajra) — мифическое оружие Индры.

VII, 193. Курукештра — см. прим. к II, 19. Матсьи-племя, насел-.’BUice район совр. Джайпура (Раджастхач) Панчалы-племя, жившее в районе Канауджа. Щурасена-племя, населявшее район Матхуры (Маттра).

VII, 201. …почтить богов-по мнению Кул., богов завоеванной страны. Льготы (parihara) — освобождение от налогов и повинностей на год или два (Медх., Нанд.), дары богам и брахманам (Кул.), земельные дарения брахманам (Нар.).

VII, 205. …свершение зависит от человека — веления рока все равно непознаваемы, деяния же людей имеют очевидные результаты, поэтому нужно поменьше доверяться судьбе и больше полагаться на свои усилия (Кул.). VII, 207. Круг-см. VII, 154-156.

VII, 215. Исполнитель-сам царь или его доверенное лицо.

VIII, 2. …стоя — в особо важных случаях. …п одняв правую руку — держа ее открытой.

VIII, 8. Далее разбирается значительно большее число вопросов, чем упомянуто в VIII, 4-7.

VIII, 16. Презренный (vrsala) — это слово значит также щудра; объяснение слова, конечно, искусственное.

VIII, 17. См. IV, 238-243.

VIII, 20. …но щудр а-никогда-таким образом в крайних обстоятельствах за объяснением закона можно обратиться к кшатрию или вайщию.

VIII, 23. Хранители мира (lokapala) — боги.

VIII, 27. Малолетство считалось оканчивающимся на шестнадцатом году жизни.

VIII, 28. …для жен-имеются в виду жены, мужья которых отсутствуют.

VIII, 33. Размер пени зависит от времени хранения.

VIII, 34. …посредством слона-т. е. путем растаптывання слоном.

VIII, 35. …шестую или двенадцатую часть-в зависимости от достоинств нашедшего клад.

VIII, 36. Размер пени зависит от обстоятельств дела или качеств виновника.

VIII, 37. Скрытое ранее сокровище-спрятанное его предками.

Властитель всего-см. 1, 100 и прим.

VIII, 38. …дважды рожденным-имеются в виду, конечно, брахманы.

VIII, 41. Щрени (^reni) — объединения ремесленников, купцов т. д.

VIII, 45. …себя самого-поскольку он справедливым решением желает достигнуть неба.

VIII, 49. Дхармой-здесь нравственным убеждением, уговорами.

…принуждением (acarita) — когда кредитор принуждает должника к уплате долга захватом его сыновей, жены, животных или осадой его дома (Кул., Par.). …силой (bala) — когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит его у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не уплатит долг (Кул., Par,).

VIII, 51. Относительно размера штрафа см. VIII, 139.

VIII, 58. …истец не говорит — т.е. если истец отказывается давать показания по предъявлении иска.

…проигрывает дело (dharmarn prati parajitah) — букв.: «Он в отношении дхармы побежден».

VIII, 64. Изобличенные (drstado^a) — уже изобличавшиеся в даче ложных показаний.

Опороченные (dusita) — совершившие тяжкие грехи.

VIII, 65. Ремесленник (kai’uka)-вследствие зазисимостн oт клиентуры ему трудно быть беспристрастным.

VIII, 66. Раб (adhyadhina) — букв. «полностью зависимый»; все комментаторы толкуют как «урожденный раб» (garbhadasa).

Дасью (dasyu) — согласно Медх. в данном случае это наемный работник.

Низкорожденный (antya) — чандала и пр.

VIII, 69, Обстоятельства дела в этих случаях таковы, что не позволяют быть очень разборчивыми в выборе свидетелей.

VIII, 71. Эти свидетели могут дать неверное показание даже ненамеренно.

VIII, 72. Считалось, что показания по этим делам не требуют слишком больших умственных способностей или большого благородства.

VIII, 74. …не лишается дхармы и имущества, — т. е. не лишается духовной заслуги и не штрафуется.

VIII, 78. …естественно (svabhavena), — не подвергаясь давлению, запугиванию и т. п.

VIII, 82. Путы Варуны — змеи, которые связывают, как веревки, или болезнь водянка (Медх., Кул.).

VIII, 87. … в присутствии богов-перед изображениями или символами божеств.

VIII, 92. Подобное поведение дает такую же духовную заслугу, как если бы верующий совершил паломничество к Гангу или на Курукшетру (II. 19:

VII, 193).

VIII, 98. …относительно людей-имеются в виду рабы (Медх., Нанд.).

VIII, 99. …убивает все-все живое.

VIII, 100. …относительно воды-имеются в виду колодцы, пруды и пр.

Драгоценности, зародившиеся в воде, — жемчуг, кораллы и пр.

VIII, 102. …как к шудрам-только при свидетельских показаниях, ордалиях и т. д.

VIII, 105. Сарасвати — богиня красноречия, искусств и музыки. См. II, 17; XI, 78.

VIII, 106. Ведийский стих, посвященный Варуне, — Ригведа, 1, 24, 15.

Гимн, восхваляющий воды, — Ригведа, X, 9, 1.

VIII, 107. …десятую часть всего — как штраф царю.

VIII, 108. Происшедшие со свидетелем несчастья рассматриваются как доказательство того, что он дал ложные показания.

VIII, 110. Клятвы-в «Махабхарате» (XIII, 93) рассказывается, как семь великих риши очистили себя клятвами от обвинения в краже стеблей лотоса.

…клялся царю, сыну Пиджаваны, — риши Васиштха очистился перед царем Судасом от обвинения, выдвинутого против него риши Вищвамитрой, будто он, будучи ракшасой, пожрал сто своих сыновей.

VIII, 112. …женщин — ложные клятвы в любовных делах не считались грехом.

VIII, 113. …коровами, зерном и золотом-кшатрий и вайщий должны прикоснуться к упомянутым предметам и сказать: «Да будут они бесполезны для меня» (Медх. и др.).

VIII, 116. …обвиненного младшим братом-Майтрея, сводный брат риши Ватсы, обвинял последнего в существовании у него потомства от шудрянки. Для опровержения такого обвинении Ватса прошел через огонь.

Vlll, 120. Относительно трех видов штрафа см. VIII, 138.

Vlll, 123. …членов трех варн-кшатриев, вайщиев и шудр.

VIII, 134. Кришнала (krsnala) — еще употребляется ювелирами и золотых дел мастерами. Она соответствует 0,122 грамма или 1,875 грена.

Следовательно, упоминаемые ниже маша (masa) — равная весу боба,-0,61 г; суварнa (suvarna)-9,76 г; пала (pala)- 39,04 г; дх.арана (d’larana) — 390,4 г; серебряная машака (гла^aka)-0,244 г; серебряная дхарана, или пурана (purana),- 19,52 г; каршапана (karsapana), называющаяся также каршаипана,- 9,76 г; шатамана (^atamana) — 195,2 г; нишка (niska) — 39,04 г.

VIII, 140. …может получать процент-согласно Кул. имеется в виду случай, когда дан залог, …установленный Васиштхой-Васиштха, II, 51. …восьмидесятую часть со ста в месяц- т.е. 15% годовых.

Vlll, 141. …может брать два со ста в месяц — в случаях, когда ростовщик не получает залога, который он может использовать.

VIII, 142. … соответственно порядку варн — с брахмана 2%, кшатрия — 3%, вайщия-4%, щудры-5%.

VIII, 147, …что-либо-рабы, рабыни, сосуды и т. д. (Медх.).

VIII, 148. … с его ведома (visaye) — в такой близости от собственника, что он об этом не мог не знать.

VIII, 149. Открытый вклад-имущество, врученное на хранение с правом пользования на определенных, согласованных с его владельцем, условиях. Запечатанный вклад- имущество (драгоценности, утварь, монеты и т. д.), врученное на хранение в закрытом ящике или мешке, запечатанных печатью владельца. Женщины — имеются в виду рабыни.

VIII, 151. …не могут превышать удвоенной суммы долга — все комментаторы толкуют одинаково: денежная ссуда считается погашенной, если должник уплатил проценты, превышающие вдвое сумму долга.

VIII, 152. Этот стих противоречит VIII, 142, в котором пять процентов объявлены законными для взимания только с щудр.

VIII, 153….более года (atisamvatsari) — объяснения комментаторов весьма разноречивы.

Периодический процент (kalavrddlu) — месячный процент, установленный (karita) — незаконный, сверх установленного размера, взимаемый после того, как удвоенный долг в виде процентов уже уплачен.

Телесный процент (kayika) — уплачивался физическим трудом или с использованием животных и рабов (Медх.).

VIII, 155. …должен дать — т. е. включить в сумму долга при новом договоре.

VIII, 158. Кто-либо — имеется в виду должник.

VIII, 159. Легкомысленное дарение (vrthadana) — согласно комментаторам дарение гетерам, певцам, кулачным бойцам, клоунам и т. п.

VIII, 161. … дела которого хорошо известны — имеется в виду причина, по которой он стал поручителем.

VIII, 167. Раб (adhyadlima) — CM. прим. к VIII, 66.

VIII, 176. …по произволу (chandena) — используя любые средства (см.

VIII, 49-50).

VIII, 178. …прочими данными (pratyaya)-имеются в виду клятвы, ордалии и пр.

VIII, 184. Оба вклада-т.е. и тот, который был ему дан для проверки, и тот, в присвоении которого он обвинялся.

VIII, 185. Близкий родственник (pratyanantara) — имеется в виду наследник — сын, брат и пр. …оба вклада пропадают — т. е. считаются не отданными собственнику.

VIII, 194. Свидетели (kula) — см. VIII, 169; может быть, — «в присутствии членов семьи».

VIII, 195. См. VIII, 180.

VIII, 200. Т. е. всякое право на пользование имуществом должно быть доказано; одного факта пользования недостаточно.

VIII, 203. …ни скрытого — спрятанного под платьем или в земле.

VIII, 204. Это правило тем более удивляет после того, что было сказано в III, 51-54, ii доказывает, что вопреки всем указаниям в противоположном смысле покупка жен в древней Индии была обычным явлением.

VIII, 209. Адхварью (adhvaryu) — жрец, читающий при жертвоприношении тексты из Яджурведы.

Брахмадхана (bralimadhana) — жрец, зажигающий огонь. Хотар (hotar) — жрец, читающий тексты из Ригведы. Удгатар (udgatar), — жрец, поющий гимны Самаведы.

VIII, 210. Главные жрецы среди всех — всех жрецов шестнадцать: четыре адхварью, четыре брахмадханы, четыре хотара, четыре удгатара; в каждой из этих групп был один главный.

четверть-деление, разумеется, примерное, так как ‘/2+’/4-1-+’/б+’/8 составляет больше единицы. Комментаторы дают различные соотношения.

VIII, 212. …для исполнения дхармы — для жертвоприношения или для свадьбы.

…дарение не считается таковым — получатель обязан вернуть его.

VIII, 220. См. VIII, 137. Некоторые комментаторы полагают, что речь идет о трех различных штрафах (четыре суварны, или шесть нишка, или одна серебряная щатамана), накладываемых в зависимости от обстоятельств.

VIII, 227. …после седьмого шага-после того, как при брачном обряде сделан седьмой шаг, брак не может быть расторгнут.

VIII, 230. …иначе — т. е. если скот ночью не укрывается в доме хозяина.

VIII, 236. …в лесу — следовательно, охранять их было трудно.

VIII, 237. Дханус (dhanus) — единица длины, равная длине боевого лука, ок. 1,8 м (4 hasta — локтя).

VIII, 242. Скот, посвященный богам,- скот для жертвоприношений.

VIII, 243. …доля царя- царь имел право на долю урожая (см. VII, 130); небрежность приносила ущерб и царю, почему и наказывалась.

VIII, 245. Месяц джьяйштха — с середины мая по середину июня; это самое жаркое и сухое время года, когда растительность выгорает (см. прим. к III, 217).

VIII, 246. Щалмали (^almalT) — хлопковое дерево.

VIII, 254. Спорящие стороны-с обеих сторон выставлялось по два доверенных лица.

VIII, 255. Граница фиксировалась в документе.

VIII, 262. Здесь и далее речь идет о спорах между односельчанами.

VIII, 269. Речи, которые не должны быть произнесены, — инсинуации, затрагивающие честь женских родственников другого, особенно матери и сестер.

VIII, 270. Рожденный один раз (ekajati) — т. е. щудра, называемый так вследствие отсутствия посвящения (Медх.).

VIII, 272. Делать замечания брахману вежливо щудра может (Медх.).

VIII, 273. Страна (de^a) — имеется в виду место происхождения брахмана; брахманы, рожденные в определенных районах, были особенно чтимы (см. II, IU-22).

…ш траф в двести пан- если он говорит по незнанию или в шутку, его можно не штрафовать (Медх.).

VIII, 276. См. VIII, 138.

VIII, 277. …без отрезания языка- этот стих ограничивает изложенное в VIII, 270.

VIII, 279. Низший (antyaja) — от щудры до чандалы (Медх.).

VIII, 287. …или весь штраф царю- если раненый не получал деньги, полагающиеся на лечение.

Vlll, 296. …приравнивается к вине вора-он должен заплатить высший штраф в тысячу пан.

VIII, 300. …по благородной — в грудь или по голове.

VIII, 303. …возрастает саттра — обеспечивая безопасность подданных, царь приобретает такую заслугу,

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн