Скачать:PDFTXT
Законы Ману

как если бы он совершил великое жертвоприношение с сомой (саттра); безопасность, которую он обеспечивает, является тем даром, который обычно дают при совершении жертвоприношения; он называется дакшина. См. VIII, 306.

VIII, 307. Бали (bali) — шестая часть урожая.

Кара (kara) — толкозания этого термина весьма различны: денежный налог (Медх.); денежный поземельный налог (Нар.): ежемесячные налоги, платимые в определенные месяцы земледельцами ^ов. Кул., Рагх.).

Щулка (^ulka) — торговые пошлины. Пратибхога (pratibhoga) — приношения цветов, нлолоп и пр.

Общее наименование для всех налогов — кара (kara). Медх. отмечает, что в разных странах (Индии) налоги называются по-разному.

VIII, 320. Беззаконные (adharmika) — имеются в виду воры.

VIII, ЗИ.Дваждырожденные-в данном случае имеются в виду брахманы (Медх., Нар.).

VIII, 314. Вор — некоторые комментаторы считают, что в данном случае речь идет только о воре, укравшем золото у брахмана.

VIII, 320. Кумбха (kumbha) — мера зерна, определяемая комментаторами весьма различно: 25 кг — 20 прастх по 32 палы (Медх,); 7,8 кг — 200 пал (Нар.); даже 156 кг — 20 дрон по 200 пал каждая (Кул., Рагх.).

VIII, 321. Телесное наказание (vadha)- CAOBovadhao3Ha4acT и смертную казнь; такое понимание допустимо в свете последующего стиха.

VIII, 323. Если украдены не знатные люди и не лучшие драгоценные камни, то полагается штраф, однннадцатикратный стоимости украденного (Медх.).

VIII, 325. Прокалывание ноздрей бесплодной коровы — для использования ее как вьючного животного.

VIII, 333. …эти — т. е. упомянутые в VIII, 331.

VIII, 336. Т. е. вина царя соответственно его высокому положению и ответственности при совершении просгупка в тысячу раз больше.

Комментаторы понимают этот текст буквально и полагают, что штраф царь должен бросить в воду или отдать брахманам.

VIII, 337. …больше в восемь раз — сравнительно с виной упомянутого в предыдущем стихе простого человека.

VIII, 344. Человек, совершивший насилие, — вероятно, имеется в виду грабитель (см. VIII, 332).

VIII, 348. Время бедствия — согласно комментаторам, когда в страну вторгается враг; в период голода; когда низкорожденные мужчины сходятся с дваждырожденными женщинами.

VIII, 351. …т айное — с помощью наговоров и чар.

VIII, 352. Наказания, внушающие трепет, — отрезание носа или губ (Медх., Кул.), кастрация (Нанд.).

VIII, 358. …не в надлежащем месте (ade^a) — Медх. полагает, что речь идет о ненадлежащем месте на теле женщины — всяком, кроме руки.

VIII, 360. …не запрещено — теми, под охраной которых женщины находятся (отец, муж и т. д.).

VIII, 362. Кто живет за счет своих жен (atinupajivin)- так толкуют это место Медх., Нанд., Кул.; в VII, 138 atmopajivin они объясняли как «живущий своим трудом».

VIII, 363. Служанки, зависящие от одного хозяина (praisya), — тайное сношение с ними считалось нарушением прав собственника; имеются в виду рабыни.

Отшельница (pravrajitaJ-буддийские монахини и т. д. Окружение, в котором они упомянуты, позволяет полагать, что они не пользовались хорошей репутацией, по крайней мере в глазах составителей сборника.

Медх. утверждает, что похотливые женщины нарочно становились монахинями.»

VIII, 364. …если он равен ей (tulya) — имеется в виду раценство по происхождению.

VIII, 365. …не надо заставлять платить ничегоимеются в виду претензии родителей и опекунов девушки.

…заточенной в доме — в ее доме под наблюдением родственников; заточение должно было продолжаться до тех пор, пока ее грешная страсть не пройдет.

VIII, 370. Согласно Медх. и Нар. здесь перечислены три различные наказания: первое для брахманки, второе — для кшатрийки, третье — для прочих.

VIII, 371. …превосходства — в красоте, богатстве и т. п. (Медх.).

VIII, 373. Братья (vratya) — Медх. в этом месте приводит несколько толкований термина: жена ария, который не был посвящен (см. II, 39); деревенская рабыня, принадлежащая нескольким хозяевам. и т. д. Большинство комментаторов придерживается первого толкования.

Чандалка, чандала — см. X, 12.

VII, 374. «.охраняемою, — т. е. охраняемою мужем или родственниками.

VIII, 375. …оштрафован — за преступное сожительство с охраняемой брахманкой.

…обрит с мочой — с мочой осла (Кул.). VIII, 377. …как щудра — см.

VIII, 374.

VIII, 385. Низкорожденная женщина (antyajaslri) — чаплалка и подобные ей (Медх., и Кул.).

VIII, 386. Щакра («;akra) — одно из имен Индры.

VIII, 388, Жертвоприношение, совершаемое при посредстве специально нанимаемого жреца, часто было делом сложным и дорогим. В случае, если оно не доводилось до конца по вине одной из сторон, другая терпела материальный ущерб (жертвователь терял средства, которые он уже затратил, жрец — вознаграждение). Как и нарушение всякого другого договора, нарушение соглашения между жертвователем н жрецом считалось наказуемым деянием.

VIII, 391. Этот стих ясно показывает, кто был в делах дхармы вепупаным апбитООМ.

VI 11, 399. Товары, торговля которыми объявлена монополией царя (rajriah prakhyatabhandani), — Медх. упоминает, что в восточных странах к этим товарам относились слоны, в Кашмире — шафран, шелк, шерсть, в южных странах — драгоценные камни, жемчуг.

VIII, 400. …не в должное время-ночью и т.д.

VIII, 402. …их — т. е. купцов.

VIII, 409. …по воле богов — в случае бури и т. п.

VIII, 411. Если брахман содержит из милости кшатрия или вайщия — имеется в виду брахманхозяин, нанявший на работу кшатрия или вайщия.

Работы, свойственные их положению, — кшатрия прилично назначить сторожем, вайщия — пахарем или пастухом (Медх.).

VIII, 412. …к унижающему их услужению, — например мыть ноги хозяину, выносить отбросы и т. п. (Медх., Кул.).

должен быть оштрафован царем на шестьсот (пан — если кшатрий или вайщий добровольно выполняют работы раба, штраф должен быть небольшим.

VIII, 413. …некупленного — нанятого (Нар.).

VIII, 414. Щудр а, даже отпущенный хозяином. — имеется в виду шудра — раб, освобожденный хозяином (Медх.).

…не освобождается от обязанности услуженья, освобожденному щудре полагается служить брахманам для снискания духовной заслуги (Кул.).

VIII, 415. Захваченный под знаменем — имеется в виду военнопленный.

Медх. отвергает возможность порабощения кшатрия и считает, что имеется в виду щудра. Однако данные, имеющиеся на этот счет (в «Махабхарате», у Яджпавалкьи — II, 183 и др.), не оставляют сомнений в том, что Медх. неправ. Рожденный в доме — рожденный рабыней. Раб в силу наказания — не могущий уплатить штраф или долг (Медх. и др.). См. VIII, 49, 177 и IX, 229.

VIII, 416. …имущество, которое они приобретают, — возможно, что речь идет только о заработанном ими, иначе этот стих будет противоречить IX, 194.

VIII, 417. …уверенно — не боясь, что он совершает грех, принимая дар от щудры (см. XI, 24 — 25, 42, 70).

IX, 2. …от своих мужчин — мужей, отцов и т. д.

IX, 7. …себя — так как одни законные сыновья могут после его смерти совершать щраддху и избавляют его от ала Пут (см. IX. 138).

IX, 8. Здесь игра слов: жена — jaya, женская сущность — ayaiva, возрождается — jayate.

IX, II. Исполнение дхармы- участие в религиозном культе, поминках и т. д. В этом стихе ясно проявляется стремление ограничить самостоятельность жены кругом домашних дел.

IX, 18. Обряд, сопровождаемый чтением мантр, — обряд при рождении и т. д. (см. II, 66). …немощны — лишены твердости, разума, телесной силы (Медх., Нанд.).

IX. 22, …как река, соединенная с океаном.-согласно индийской мифологии реки являются женами океана.

IX. 23. Акшамала (aksamald) — согласно мифам чандалка. ставшая с дозволения других риши женой риши Васиштхи. Мандапала (mandapala) — риши, о котором рассказано в «Махабхарате». Он умер бездетным, возродился птицей шарнги и от самки той же породы птиц произвел четырех сыновей.

IX. 28. …достижение неба для предков и для себярождение потомства спасает предков и самих родителей от ада.

IX. 29. С адхви (sadhvi) — «почтенная», «добродетельная».

IX. 32. Владелец поля (ksetrin) — частое наименование мужа; жена при этом считается полем (см. следующий стих).

IX. 41.Джнана и виджнана (jriSnavijnana)-толкование этого выражения — пример разнобоя у комментаторов: Веданги, щастры и логика (Медх.), Веды и Анги (Кул.), щрути и смритн (Рагх.) и т. д.

IX. 42. Жена (parigraha) — это слово означает также и «собственность».

IX. 44. …п ризнали эту землю женой именно При тх у — хотя земля (mahi) принадлежала царю Притху тысячи лет тому назад, она все-таки и теперь называется Притхиви или Притхви (Медх., Нар. и др.)’. здесь чамекается на древнюю легенду о браке первого царя Притху с Землей.

IX. 46. …не освобождается от мужа-жена, проданная (см. XI, 62) или покинутая мужем, никогда не может стать законной женой се нового хозяина.

IX, 47. «Я даю»- словесное обещание выдать девушку замуж, этого достаточно для того, чтобы считать ее замужней, а брак нерасторжимым.

IX, 49. Стихи IX, 49-54, касающиеся земельных отношений, а то же время фигурально рассказывают о семейных отношениях.

IX, 52. …в данном случае-в отлячие от IX, 35.

IX, 55. …такова дхарма — т. е. все изложенное п IX. 49-51 (см. прим. к IX, 49).

IX, 56. …в крайних обстоятельствах (Spadi) — когда не мужского потомства.

IX, 57. …равна по значению жене гуру — следовательно, к ней нужно относиться с должным почтением.

IX, 58. Уполномоченные (nivukta) — значение термина см. в следующем стихе IX, 59

IX, 59. Прекращение линии рода- отсутствие сыновей. …надлежаще уполномоченная — женщина может быть уполномочена своим мужем или после его смерти — родственниками.

IX. 60. …о т вдовы — согласно комментаторам, уполномочить может также больной или неспособный муж.

IX, 61. …и х обоих- мужа и жены.

IX, 62. …им обоим — старшему брату и уполномоченной женщине.

IX, 64. Стихи IX, 64-68 явно противоречат предыдущим (см. также V, 159-162). Это один из примеров противоречий, обычных в дхармащастре Ману.

IX, 65. …не упоминается — некоторые комментаторы указывают на священные тексты, где говорится о поручении. IX, 66. Вена — см. прим. к VII, 41.

IX, 71. Грех, равный лжи в отношении человека, — см. VIII, 98.

IX, 72. …законным образом — с возлиянием воды и в присутствии брахманов.

…порицаемая — с неблагоприятными знаками на теле. Обесчещенная — здесь vipradusta; в XI, 177 это выражение применяется к замужней женщине.

IX, 75. …в строгости — не должна наряжаться, посещать чужие дома или празднества.

Непредосудительные ремесла — например, прядение и т. п. (Медх.).

IX. 76. …ради исполнения дхармы — для паломничества и т. п.

ради знания — для продолжения образования у какого-нибудь учителя.

..ради любви — если он оставил ее ради другой женщины. Согласно большинству комментаторов, в случае если муж не вернется в указанные сроки, жена может опять выйти замуж. Медх. отрицает за ней это право.

IX, 77. Дар — то, что муж подарил жене: драгоценности, украшения и т.д.

IX, 80. Жена, при которой может быть взята другая (adhivettavya), — судя по данным эпоса и другим сведениям взятие друтой жены целиком зависело от произвола мужа. Первая жена не могла по своей воле уйти от мужа даже в этом случае.

IX, 81. Беспрекословное подчинение мужу считалось необходимым качеством жены.

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн