Скачать:PDFTXT
Законы Ману

Кул. указывает, что последний случай мог иметь место только тогда, когда жена была бездетна.

IX, 88. …не достигшую совершеннолетия — восьмилетнего возраста или необходимой физической зрелости (появление месячных).

IX, 94. …немедленно — если он раньше окончил учение, ему и жениться следует раньше, чтобы исполнять обязанности домохозяина. IX, 97. CM.

III, 29, 31, 51-54; VIII, 204 и др.

IX, 100. Прежние существования — вероятно, имеются в виду другие юги.

Ср. этот стих с IX, 97 и др.

IX, 104. Имущество отца подлежит разделу после его смерти, иму щество матери — после ее смерти. Имущество матери переходит к сы новьям в случае отсутствия дочерей. Равный дележ может иметь место, если старший брат не желает получать добавочной части.

IX, 106. Родитель (putrin) — если он имеет только дочерей или незаконных сыновей, он не считается путрином.

IX, 110. …в едет себя, как подобает старшему,- должным образом бережет и воспитывает младших.

IX, III, …дхарма возрастает — если каждый из них будет возжигать священный огонь, совершать агнихотру, пять великих жертво приношений и т. д., то общая сумма благочестивых дел увеличится. IX, 112. Остальное имущество делится поровну.

IX, 113. Цель стиха показать, что не должно делать различия между теми сыновьями, которые находятся между старшим и младшим, как бы не было их число велико: каждый из них получает в качестве добавочной доли одну сороковую наследства.

IX, 117. …на одну часть больше-т.е. две части. IX, 119. Не делятся не только указанные животные, но и деньги, ко тсрые могли бы быть выручены при их продаже (Медх., Кул.).

IX, 120. Разделимущество при этом делится между сыном, родившимся при этом, и фактическим отцом (формально-дядей).

IX, 121. …главного (pradhana) — имеется в виду старший брат.

IX, 122. Старшая жена-та, которая раньше вышла замуж.

IX, 123. Рожденный первым — сын первой жены (Медх. Кул.).

IX, 125. Так как этот и следующий стихи противоречат двум предыдущим, то комментаторы разными способами пытаются согласовать их.

IX, 126. «Субрахманья» — молитвы, обращенные к Индре.

IX, 127. Путрика (putrika) — дочь, сын которой будет считагься сыном ее отца, а не мужа; такое право отец получал по соглашению с ее мужем.

IX, 128. Д а к ш a (daksa) — бог, сын Брахмы; от его дочерей согласно одному ii3 мифов произошли боги, демоны, а также люди и прочие живые существа.

IX, 129. Дхарма- один из эпитетов бога Ямы.

Кащья п а- древний риши; согласно некоторым мифам один из прародителей живых существ. Царь Сома- имеется в виду бог Сома.

IX, 132. …отца, не имеющего сына, — имеется в виду фактический отец.

IX, 134. …для женщины нет права первородствадочь не получает доли, полагающейся старшему брату.

IX, 136. Согласно этому стиху всякий сын дочери, равный деду по варне, наследует имущество ее отца, не имеющего сыновей. В IX, 127 речь шла только о сыне путрики.

IX, 137. Миры — десять свободных от печали миров, первый из которых — небо.

Бессмертие (anantya) — долгое пребывание в этих мирах. Мир Солнца-Хираньягарбха (Нар.).

IX, 138. Путра (putra) — осмысливается как освободитель от ада Пут (puttra). Объяснение, конечно, искусственное, хотя и повторяется неоднократно в древнеиндийской литературе.

IX, 140. …пинду матери — это редкое в древнеинлийскшс источниках упоминание о культе женского предка (см. также IX, 132).

IX, 144. …не в соответствии с правилами- см. IX, 59-60.

IX, 146. Это правило относится к случаю, когда братья разделились, тогда как IX, 120 касается случая, когда они живут вместе.

IX, 149. …в правильной последовательности (апирцгvyena) — т. е.

жены всех четырех варн, начиная с брахманки.

IX, 150. Обрабатывающий почву (kina^a) — все комментаторы считают, что это пахарь (karsika, halika). Это, по-видимому, раб. занятый на полевых работах.

IX, 154. …бездетен — не имеет сыновей от жен, принадлежащих к варнам дваждырожденных.

IX, 155. Этот стих противоречит предыдущим (IX, 151-154).

IX, 158. Шесть первых наследуют родовое имущество и совершают поминальные жертвы, последние шесть не наследуют, но совершают возлияние воды и пр., как отдаленные родственники.

IX, 159. Объяснение терминов, содержащихся в IX, 159-160, см. в IX,

166-178.

IX, 160. Сын шудрянки (^audra) — см. IX, 178.

IX, 162. Рожденный женой — рожденный от другого мужчины по поручению (niyoga).

…не другое — «рожденный женой» считается наследником только при отсутствии родного сына. Если появляется родной (или нашелся пропавший, или муж-импотент излечился от своего недостатка и т. д.), то рожденный женой становится сыном своего действительного отца.

IX, 165. …д ругие десять-см. IX, 159-160.

IX, 167. Особая дхарма (svadharma} — имеется в виду обычай niyoga.

IX, 171. Покинутый — мальчик может быть покинут или вследствие бедности родителей, или вследствие совершения им какого-нибудь проступка.

IX, 178. …к а к бы труп — ср. X, 8.

Паращава — конечно, это надуманное объяснение термина, происхождение которого было непонятно составителям щастры.

IX, 181. …не другому, — т. е. при наличии родного сына или сына, рожденного от чужого семени, усыновлять чужих детей не следует (Медх.).

IX, 184. …каждого лучшего — имеются в виду перечисленные в IX, 159 и

160, где каждый ранее упомянутый считается лучше упомянутого позже.

IX, 186. Для трех предков — отца, деда, прадеда. …четвертый — правнук умершего; т. е. поминальные жертвы приносились только до четвертого колена.

IX, 188. …дхарма не нарушается — брахманы, получающие наследство, должны совершать поминальные приношения.

IX, 191. Речь идет об имуществе умерших мужей, которым до раздела его между сыновьями распоряжалась их мать.

IX, 192. …единоутробные сестры — незамужние (Кул., Рагх).

IX, 193. …дочери — незамужние (Кул.).

IX, 198. Имеется в виду, что у мужа есть жены и из других вари; дочери жен от других варн такими правами, видимо, не обладали.

IX, 199. Из своего имущества (svakSd vittad) Кул. объясняет это как «из имущества мужа».

IX, 203. …приобретут продолжателей рода-например, от «уполномоченной» жены, усыновлением и т д.

IX, 205. …не имея познаний — т. е. знаний, необходимых для исполнения жреческих обязанностей; награду за «их исполнение в отличие от упомянутой в тексте награды за работу, делить не обязательно (см. следующий стих).

поскольку это не наследство — т. е. добавочной части старшему можно не выделять.

IX, 206. Собственность, приобретенная знаниемвознаграждение за обучение, за исполнение жертвоприношений, подарки учеников и т. д.

IX, 217. Явное противоречие с IX, 185.

IX, 219. Вода-колодцы, водоемы и т. п. Женщины-рабыни, если их нельзя разделить поровну; тогда они работают на разделившихся по очереди (Кул.). Нар. считает, что речь идет о женах умершего.

IX, 221. См. IX, 223 и прим.

IX, 223. Игра (dyuts) — игра в кости и т. д. Битье i-i б заклад (sarnahvaya) — букв. «вызов»; спор при петушиных боях и т. д.

IX, 224. Отличительные знаки дваждырожденныхсвященный шнур, пояс и т. д.

IX, 225. Принадлежащие к еретическим сектам (p^sandastha) — буддисты, хулители Веды и т. д.

IX, 227. Древняя кальпа-период времени, равный 4320 млн. лет; здесь этот термин употреблен в значении «в древнее время». …в ел и кой причиной вражды — возможно, намек на Юдхич1- тхиру и Наля.

IX. 229. …освобождается от долга работой — см. dapdadasa в VIII, 415.

IX, 237. …должно быть наложено клеймо — судя по IX, 240 клеймо ставилось на лоб.

Знак продавца спиртных напитков (suradhvaja)-изображение чарки.

IX, 240. …п е р в ы х (purve) — первые три варны; согласно Кул. все варны.

IX, 245. …он держит скипетр даже над царямиВаруна считался верховны.м властителем царей (Тайттирья Брахмана. III, 1,2,7).

IX, 248. Низкорожденный (avaravarnaja) — щудра. …ii’ р итесня ю щ с г о брахманов — т. е. причиняющего брахманам телесные страдания, захватывающего их имущество и т. д.

IX, 250. …в восемнадцати отделах — см. VIII, 3-7. Этот стих заключает отдел о судопроизводстве и наказаниях. Далее следует дополнение о дхарме царя.

IX. 252. …с о г л а с н о щастрам — см. VII, 70 и др. Тернии (kapta^a) — см. IX, 257-2^0.

IX, 253. В связи со стихами IX, 253-254 см. VIII, 386-387.

IX 257. Живущие разного рода торговлей-обвешивающие, обмеривающие при продаже, уклоняющиеся от уплаты пошлины и т. д. (Медх.).

IX, 259. Занятые в художественных ремеслах (цНроpacarayilkta) — живописцы, ваятели, повара и т. д. (Медх.).

IX, 266. Движущиеся и недвижущиеся отряды-стоящие караулом или ходящие дозором.

IX, 273. Живущий дхармой (dharmajivana) — т. е. живущий исполнением для других религиозных обрядов (жрецы, гуру, учителя и пр.).

…н арушающего присущую ему дхарму- исполнение упомянутыми лицами религиозных обрядов считалось не только привилегией, но и обязанностью, нарушение которой могло повлечь за собой наказание.

IX, 277. Вор (granthibheda)-букв.: «отрезающий узелок». Индийцы завязывали деньги в край одежды.

IX, 279. …у мертвить в воде- утопить. Простая казнь- отрубание головы. Высший штраф-см. VIII, 138.

IX, 286. Медх. указывает, что штраф должен быть пропорционален стоимости испорченной драгоценности; Кул. добавляет, что собственник испорченной вещи должен получить компенсацию.

IX, 290. …штраф в две с’ т и пан- если же результатом таких действий будет смерть, виновный предается смертной казни (Кул.).

IX, 294. Страна-имеется в виду население страны (Нар.).

IX, 296. Семичленное царство-т, е. имеющее все семь элементов, упомянутых в IX, 294.

IX, 312. …в чужой-откуда они являются в его страну для грабежа.

IX, 313. …могут уничтожить его-магическими обрядами и заклинаниями.

IX, 314. Этот и следующие стихи содержат намеки на легенды, рассказанные в «Махабхарате».

IX, 320. …может наказать сам брахман — при помощи магических действий.

Кшатрий произошел от брахмана- существует несколько легенд, объясняющих это часто повторяемое утверждение.

IX, 321. Огонь произошел от воды-вот некоторые из имеющихся объяснений: молния исходит из тучи; огонь исходит из дерева, которое берет влагу из земли, и т. д.

…угасает в отношении источников своего существования- огонь гасится водой, кшатрий бессилен против брахмана, меч тупится от удара по камню.

IX, 326. Хозяйственная деятельность (vartta) — im этим термином подразумевается хозяйственная деятельность вообще: земледелие, скотоводство и торговля.

IX, 334-335. CM. X, 121-129.

X, 1. Согласно II, 241-242 брахман может изучать Веду и у учителя-небрахмана.

X, 5. …о т жен равных — брахман от брахманки, кшатрий от кшатрийки и т. д.

X, 6. …от жен, принадлежащих к следующей низшей касте-сын брахмана и кшатрийки, кшатрия и вайщийки, вайщия и щудрянки.

Порицаемые — по Нар., это означает, что он исключен из отцовской касты.

X, 8. П а р а щ а в а — см. IX, 178.

X, 12. В период составления дхармащастры кастовый строй имел уже длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и прибегают брахманы, что джати произошли от древних варн в результате смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха, вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер излагаемой классификации.

X, 14. Следующий (anantara) — т. е. принадлежащий к следующей варне.

Если мать была более низкой

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн