варны, сын считался принадлежащим к варне матери (Медх.). См. также комментарий Медх. к X, 24,41 и т.д.
X, 17. Рожденные в обратном порядке сыновья, по мнению коммен таторов, перечисляются еще раз с целью показать, что они непригодны для исполнения обязанностей сыновей.
X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса, дравида).
X, 23. Чарья и саттвата — согласно Гов. прислуживали при храмах.
X, 28. …д вух из трех варн-от кшатрийки и вайщийки. …от равной себе-от брахманки.
X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) — потомок щудры и брахманки; это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее он уже неоднократно характеризовался как самый низкий из людей, но его ле.тл от брахманки оказываются еще более низкими и т. д.
X, 31. Действуя в обратном порядке — т.е. вступая в брак с женщиной более высокого общественного положения, чем он сам.
Пятнадцать — что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы объясняют по-разному.
X, 32. Д асью (dasyu) — см. X, 45.
X, 35. Эти трое — сайрандхра, майтреяка и маргава. Неарий (апагуа) — неприкасаемый для ариев (Медх.).
X, 36. Андхра — народность восточного Декана. Меда — племя, обитающее в юго-восточном Раджастхане.
X, 37. От чандалы — и от женщины касты вайдеха (Медх., Кул.).
X, 41. Шестеро сыновей — сыновья брахмана от брахманки, кшатрийки и вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки и вайщийки, сын вайщия от вайщийки.
…От смешанных браков (apadhvansaja) — в данном случае имеются в виду браки дваждырожденных с щудрянками.
X, 44. Здесь перечислены племена и народности Индии и сопредельных стран (явана — греки; щака, или сака, — скифы; пахлава — парфяне; чина — китайцы).
X, 45….вне рожденных из уст, рук, бедер и ступней Брахмы — т.е.
вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87).
X, 47. Служение женщинам — служба по охране женских покоев и т. д.
X, 53. Дела (vyavahara) — торговые сделки, денежные операции, соглашения, тяжбы и т. д.
X, 55, Отмеченные знаками (citinita) — комментаторы расходятся относительно того, что представляли собой эти знаки.
X, 64. Высший (^reyans) — имеется в виду брахман.
X, 67. …благодаря качествам отца — он имеет право совершать пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его действительным арием.
X, 73. Создатель (dhatar) — один из эпитетов Брахмы. «Они оба не равны и не’ неравны»-не равны, так как различаются по происхождению; не неравны, так как оба делают запрещенное им.
X, 75. См. 1, 88.
X, 77. Привилегией брахмана указывается то, что может быть источником дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не военному делу и другим мирским профессиям.
X, 80. См. IX, 326.’
X, 83. …вpeд — имеется в виду вред живым существам (см. следующий стих).
…зависящего от других — занимаясь земледелием, нельзя было избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения, охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160).
X, 85 …торговать товарами, которыми торгуют вайщии. — торговля как профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что лучше торговать, чем заниматься земледелием, ростовщичеством и т. д.
X, 90. …для исполнения дхармы — для жертвоприношений, поминок и т. д.
X, 92. …делается в три дня щудрой — что это значит, не совсем понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93).
X, 93. И з-з а добровольной торговли — т. e. не при крайних обстоятельствах.
X, 95. …о более высоком образе жизни — т.е. об образе жизни, являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77).
X, 102. Подобное допущение в значительной мере лишает смысла запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166, IV, 211, 218, 223 и др.
X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются случаи из жизни великих риши древности, рассказанные в Ригведе, Брахманах и «Махабхарате».
X, 107. …от плотника — плотничество считалось презренным ремеслом (см. IV, 210, X, 48).
X, 109. …после смерти брахмана порицается — при подсчете добрых и злых дел.
X, III, Грех, совершенный принесением жертв и обучением, — в обоих случаях имеются в виду щудры.
X, 113. …он должен быть покинут — т.е. брахману нужно оставить страну такого жадного царя.
X, 115. Получение — в виде дара или находки. Согласно комментаторам первые три способа законны для всех варн, четвертый — для кшатриев, пятый и шестой — для вайщиев (или, по Нар, пятый — для вайщиев, шестой для-щудр) и седьмой — для брахманом.
X, 118. Кшатрий — имеется в виду царь. …даже четвертую часть урожая — см. VII, 130.
X, 120. …одна двадцатая — см. VII, 130; различие объясняется тем, что здесь имеется в виду взыскание в крайних обстоятельствах.
X, 122. …ради двойной цели — этой жизни и будущей.
X, 126. Преступление, в результате которого он делается изгоем, (pataka) — такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как ложь, воровство и т. д., запрещены ему так же, как и членам других варн (Медх.). …ни препятствий к этому — см. следующий стих.
X, 129. …притесняет брахманов-перестает служить брахманам, вынуждает их обращаться к нему с просьбами и т. д. (Медх.).
XI, 1. …отдавшего все имущество — для совершения жертвоприношения вищваджит (см. XI, 75).
XI, 2. Комментаторы стараются оправдать изложение смешанных правил, содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении, которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или предполагая, что цель этого — показать необходимость исполнения искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая, что так как дары являются средством заглаживания греха, то необходимо перечисление достойных получателей.
XI, 3. Этим лучшим из дваждырожденных додж на даваться пища и жертвенные дары — у жертвенного алтаря.
…д ругим — прочим гостям и нищим.
XI, 7. …достоин пить сому-совершать ради достижения исполнения какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют напиток, приготовленный из растения сомы.
XI, 8. …хотя бы он раньше пил сок сомы-при жертвоприношении Соме в конце года (см. IV, 26).
XI, 10. …с ущербом — раздает дары и т. д. с неумеренной щедростью.
XI, II. …справедлив — справедливым считается царь, который не станет наказывать человека, поступающего согласно с дхармой.
XI, 12. …пренебрегает исполнением жертвоприношений — имеются в виду жертвоприношения пакаяджна и др. (см. II, 86, 143; XI, 119).
XI, 13. …может взять два или три предмета из жилища щудры — брахману не разрешалось принимать дары от шудры для исполнения жертвоприношений (см. XI, 24, 42 и др.); комментаторы стараются оправдать этот стих разными ухищрениями вроде того. что имущество, взятое брахманом у щудры, уже не может считаться принадлежащим щудре.
XI, 16. …на седьмой срок — на четвертый день; индийцы ели два раза в день.
XI, 18. Дасью — см. X, 45; имеются в виду также разбойники и воры.
…собствен и ост ь… не исполняющего обрядо в-в том числе и собственность брахмана.
XI, 19. …спасает и тех и других — порочных он освобождает от греха скупости, добродетельных — от греха невыполнения обетов вследствие бедности (Кул.).
XI, 21. …на него — на брахмана, который упоминался раньше (берущего для поддержания жизни). XI, 22. Этот и предыдущий стихи соответствуют
VII, 134-135.
XI, 23. CM. VIII, 304.
XI, 24. Явное противоречие со стихом XI, 13 (см. также XI, 42). Комментаторы пытаются примирить их, заявляя, что брахман имеет право брать у щудры необходимое ему для жертвоприношения без спроса.
XI, 26. Собственность богов — принадлежащее храмам и т. д. (Кул.); данное для жертвоприношений (Медх.). В другом мире-в будущей жизни.
XI, 27. Вайщванари- одно из жертвоприношений типа описанных в IV, 25-26.
XI, 31. …своей мощью — имеются в виду средства магии (см. XI, 33; 1.\, 313-316, а также и IX, 290).
XI, 33. Священные текс1ы Атхарвана и Ангирасазаклинания, содержащиеся п Атхарваведе. Атхарван — мифический автор Атхарваведы. Ангнрас — один из мифических авторов Ригведы.
XI, 37. Обряды Вайтапа — ритуал Атхарвапеды, изложенный в Вайтанасутре.
XI, 38. Агньядхея- см. прим. к II, 143.
XI, 39. Медх. сравнивает жреца с наемным работником (karmakai-a), который тоже не согласится работать за меньшее, чем полагаетсл.
нознаграждение (parikraya).
Обращает на себя внимание последовательность, с которой брахманы, много толкующие о суетности всего мирского, отстаивают свои ма7ериальные интересы.
XI, 41. Брахма н-агнихотрин — поддерживающий священный огонь,
Лунное покаяние (candrayana) — см. XI, 218. XI, 51. Крадущий слово- изучающий Веду без позволения.
XI, 55. Кража (steya) — комментаторы толкуют как кража зо лота у брахманов. Великие грехи-см. IX, 235.
XI, 62. Сад-«в другой смрити говорится, что земля не подлежит продаже» (Медх.).
XI, 63. Образ жизни в рать и-см. 11, 39, 40; X, 20.
XI, 64. Возведение крупных сооружений — строительство плотин, мостов и пр.
XI, 65. Совершение деяний для себя- имеется в виду приготовление пищи только для себя (см. III, 118).
XI, 66. Воровство (steya) — воровство различных предметов, кроме золота.
Изучение ошибочных книг — имеются в виду сочинения чарваков, ниргрантхов (джайнов) (Медх.): вообще еретиков (Нар.). Неуплата долгов — см. IV, 257.
XI, 67. Металлы (kupya) — различные металлы, кроме золота Скот (ра^и) — имеются в виду различные виды скота, исключая коров.
Неверие — утверждение, что нет загробного мира (paraloka) и т. д.
(Медх.).
XI, 70. Принятие имущества от презренных — таких. от которых не следует принимать подарков (см. IV, 84 и ел.).
XI, 72. Изложенные далее предписания касаются только религиозного искупления; наказания со стороны органов государственной власти само собой разумеются.
XI, 73. Убийца брахмана — имеется в виду неумышленное убийство брахмана брахманом; для кшатрия — убийцы брахмана в этом случае срок искупления двойной, для вайщия — тройной, для щудрычетверной.
XI, 76. Убийство брахмана — имеется в виду убийство неученого брахмана.
Иоджана (yojana) — мера длины; величина ее колебалась от 4 до 15 км.
XI, 83. Боги земли — брахманы. Боги людей — кшатрии.
XI, 90. По мнению комментаторов, покаяние за умышленное убийство брахмана должно продолжаться в течение всей жизни преступника или должно быть вдвое и втрое строже двенадцатилетнего покаяния, указанного в XI, 73.
XI, 91. Сура (sura) — это общее наименование спиртных напитков; в этом стихе Кул. находит возможным подразумевать напиток осо оой крепости (см. XI, 95).
XI, 93. Знак — согласно Кул. имеется в виду изображение чарки.
XI, 95. Гауди (gaudT) — напиток типа рома, изготовлявшийся из патоки сахарного тростника. Пайшти (paistT) — рисовая водка.
Мадхви (madhvi) — напиток, изготовленный из меда или ивгтов мадхука.
XI, 100. Брахман — комментарии к этому стиху являют пример произвольного толкования комментаторов. По Медх. и Кул., речь ид»1 о краже золота у брахмана, хотя брахман в данной связи не упоминается. А вот,