Скачать:PDFTXT
Законы Ману

хотя виновником кражи в тексте прямо назван брахман ivipra), комментаторы считают, что имеется в виду любой человек (см. IX, 235, XI, 55). «Государь, накажи меня» — см. VIII, 314.

XI, 101. …брахман — аскетическими подвигами — брахман не может быть казнен.

XI, 103. Следует иметь в виду, что во всех этих стихах авторы и составители сборника защищают свои личные интересы И потому не стесняются в придумывании наказаний. Неизвестно, чтобы все эти наказания исполнялись на практике, да и сами по себе они совершенно неравноценны (ср., например, XI, 104-105 и 106-107).

XI, 105. Н и p p 1 т и (nirrti) — богиня-владычица юго-запада.

XI, 106. К p и ч чхра (kr-cchra) — см. XI, 212.

XI, 107. Лунное покаяние-см. XI, 217.

XI, 110. Два месяца — видимо, следующие после месяца покаяния, о котором говорится в XI, 109 (см. XI, 116). Четвертый срок — т.е. один раз в двое суток.

XI, III, Вирасана (vii-asana)-одна из поз аскета (сидение со скрещенными ногами).

XI, 115. …если теленок льет-т.е., по-видимому, когда теленок сосет корову.

XI, 119. П а к а я д ж и а — см. прим. к II, Йб.

XI, 120. Гимн, начинающихся со (слова) «s а та». — Ригпеда Vl, 495.

Вата (vata) -» одно из имен бога ветра Вайю. Гуру- гуру богов бог

Брихаспати. Вахни (vahni) — одно из имен бога Агни.

XI, 122. Пурухута (puruhOta) — одно из имени Индры. Павака (pavaka) — одно из имен Агни.

XI, 125. Самтапана крнччхра — см. XI, 213.

XI, 131. Убившему щудру — ненамеренно; о намеренном убийстве см. XI, 67.

XI, 132. Убив кошку — намеренно; поэтому сравнивать убийство перечисленных далее животных с убийством щудры неправомерно; Медх даже полагает, что покаяние, полагающееся за ненамеренное убийство щудры, следует исполнять только в случае намеренного убийства всех упомянутых животных вместе взятых.

XI, 133. …трех дней-букв. «трех ночей».

…йоджану — в прежнем издании «сто йоджан», как и у Бюлера. У Бернелла «a yoking». В тексте нет слова «сто», иначе это покаяние равнялось бы покаянию за убийство брахмана (см. XI, 76). Может быть, правильно — в течение трех дней по йоджане (Рам.).

Посвященный водам гимн — см. VIII, 106 (Ригведа, X, 9, 1-13).

XI, 139. За убийство брахманки — сеть, кшатрийки — лук и т. д.

XI, 141. Малые живые существа — ящерицы и т. п.

XI, 147. Варуни (varuni) — опьяняющий напиток, изготовлявшийся из патоки и цветов растения maua. …не предписано наказание, лишающее

жизни, — в противоположность питью суры (см. XI, 91-92).

XI, 149. …согласно правилам — с обычной благодарностью

XI, 153. См. IV, 222.

XI, 154. …даже чистыx — lie запрещенных.

…становится нечистым — т. е. пока они остаются в нем. XI, 157. Таптакриччхра — см. XI, 215.

XI, 158. …не вернувшись (asamavrttika) — не вернувшись еще из дому гуру, не окончив период ученичества.

XI, 159.Исполняющий обет (vratacarin) — имеется в виду ученик.

XI, 163. Намеренно (kamad) — Медх. полагает, что это слово дано для соблюдения размера стиха, ибо не может быть ненамеренной кражи.

XI, 164. Похищение мужчин и женщин- рабов и рабынь (Медх.).

XI, 165. Малоценные предметы — комментаторы называют глиняные .и деревянные сосуды, железные мотыги.

XI, 166. Пять продуктов коровы (pancagavya) — молоко, простокваша, масло, моча, помет.

XI, 169. При наложении покаяний за кражу принимается во внимание первое или повторное это преступление, время и место кражи, характер хозяина вещи и т. д.

XI, 171.. См. XI, 59, 104 и др.

XI, 178. Равный (sadr^a) — большинство комментаторов считает. что имеется в виду равный по варне.

XI, 179. Щудрянка (vrsalT) — одни комментаторы считают, что это чандалка, другие — что щудрянка.

XI, 180.Четыре злодеяния — нанесение вреда живым суше ствам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.

XI, 181. Существует два объяснения стиха: виновный становится изгоем в течением года за действия второго ряда, но за первые — немедленно (Медх., Кул.)’, виновный становится изгоем в течение года за действия первого ряда, а за вторые — в течение четырех лет (Гов., Нар.)

XI, 182. Покаяние — т. е. покаяние, полагающееся грешнику во искупление греха, за который он был изгнан из касты.

XI, 183. …вместе с саманодаками-так у Кул.; в тексте bandhavait); у Медх.-«с сородичами» (sagotraih). …в озлияние воды — как над мертвецом.

XI, 187. Они — имеются в виду родственники, тогда как в XI, 184 основным действующим лицом была рабыня.

XI, 189. См. XI, 183-188.

XI, 192. Дваждырожденных, для которых он не произносил согласно правилу «С а в и три», — имеются в виду дваждырожденные, для которых по какой-либо причине не был в свое время совершен обряд посвящения.

XI, 193. Запрещенные дела-прием даров от щудры, прислуживание ему и т. д. (Кул.).

XI, 198. Ахина (ah’.na) — жертвоприношение, вызывающее нечистоту жреца, исполняющего его (Кул.).

XI, 200. Домашнее плотоядное животноекошка, ихневмон и т. ;i.

XI, 201. …в шестой срокодин раз в три дня. Жертвоприношение шакала («;akala) — особый вид жертвоприношения (см. Ваджасанейя самхита, VIII, 13).

XI, 203. …б е з воды — не омывшись после этого.

XI. 204. Ежедневные обряды — агнихотра и др. …и скуплен не заключается в посте — пост продолжается один день.

XI, 205. «Хум,» (IUIITI) — букв «стоп'» (Кул.): восклицание, выражающее гнев и презрение.

XI, 206. Этот стих и следующие, до 209, являются только вариациями стихов IV, 165-169.

XI, 209. Атикриччхра — см. XI, 214.

XI, 213. Или кающийся ест перечисленные шесть веществ в продолжение одного дня и постится на следующий день, или шесть дней по одному веществу и постится на седьмой день.

XI, 214. …как сказано прежде — см. предыдущий стих.

XI, 218. Лунное покаяние (candrayana) начиналось в день полнолуния, т. е. с приема максимального количества пищи; к середине поста количество принимаемой пищи уменьшалось. В явамадхьяме (yavamadhyarna) покаяние начиналось в новолуние, т. е. к середине поста количество пищи увеличивалось.

XI, 221. Так или иначе, — т. е. совершая любой вид лунного покаяния.

XI, 223. …совершаемо жертвоприношение на огне…- таким образом, выполнение обета не освобождает от исполнения обычных обрядов.

XI, 224. …не следует говорить с женщинами — Медх. исключает из этого числа жену, мать и старшую сестру, но и то только при крайних обстоятельствах.

XI, 225. Дваждырожденные (dvija) — имеются в виду брахманы.

XI, 226. Обеты — крпччхры (см. XI, 212-220).

XI, 230. Тело (i;arira) — по Медх., — это душа (antaratman), не тело (bhutatman); по Кул., это душа (jivatman).

XI, 241. …силой аскетизма — страдания, которые претерпевают эти существа, являются искуплением грехов, совершенных в их прежних существованиях (Медх.).

XI, 249. Предусмотренное здесь покаяние ни в какое сравнение не идет с упоминавшимися ранее, (например, XI, 73 и следующие; XI, 250 и Х1,91,Х1,252иХ1,104-105).

XI, 250. К у т с а — один из риши «Ар» — Ригведа 1,97, 1.

«Р r a t i» — Ригведа VII, 80, 1.

Гимн великому И н дре — Ригведа V II 1, 8, 1. «(, uddha»- Ригведа VIII,

95, 7. XI, 251. Однаждыодин раз в месяц (Медх., Кул.). «А s у a v a m i у а»- Ригведа 1, 164, 1. «(уivasamkalpa» — Ваджасанейя самхита, XXXIV, 1.

XI, 252. «H a v i syanti у a» — Ригведи X, «S. !. «N a t a man ho» — Ригведа X, !26. «1 Н»-Ригпеда X, 119. Гимн П у р у ш е — Ригведа X, 90, !.

XI, 253. «A v a» — Ригведа i, 24, i4. «Y a tki in» — Ригведа VII, 89, 5.

XI, 254. «T a r a t s a m a n d i» — Риггода IX. 58, 1 — 4. XI, 256. Гимн, посвященный Соме и Рудре, — Рнгвсда VI, 74, 1-4.

«А г у a m n a m» — Ригведа iV, ?, 4- (i XI, 256. «lndra»-PHrBe.13 S,№. 1-7.

XI, 257. M .ч н т р ы, полагающиеся при и ц и и о me HIIIin акала — Ригведа VI, 51, Р.

XI, 258. Гимны «pavaniani- — г^к Ul^^l»ч»lн)»(:^! I-HMIU.I и X 1^111!’?’ Ригведы.

XI, 259. Парака (paraka) .?.! X!, 216. XI, 260. «A ghamarsana);- — i’n-Be.ia \, 191).

l, 261. Царь жертвоприношений — ащвамедха являлась одним из важнейших ведийских жертвоприношений; совершалась царями, пиетендовавшими на верховную власть.

XI, 262. Три мира — небо. ^емля и пространство между HUM!;: или небо, земля, преисподняя.

XI, 263. С а мх н т а гимном, молитв н и с с ч с. и е н и И

соответственно Ригведа, Яджурреда и Самаведа. Сокровенные тексты — Упанишады.

XI, 266. Начальный Брахма, с ос г ч п щ и и из трех :i в _.- к о в, — священный слог «0м» (см. прим. к II, 74).

XII, 4. Действия трех родов (trividha) — хорошее, посредственное, дурное. Три местопребывания (tryadhisthana) — мысль, слово, дьли. Десять признаков (da^alaksana) — перечисленные в XII, 5-7.

XII, 5. Дурное то, что может быть вредно для других или запрещено.

Приверженность к ложном у учению)- отрицание будущей жизни, авторитета Вед и т. д.

XII, 7. Нанесение вреда вопреки правилам — нанесение вреда животным, кроме случаен жертвоприношения, вреда людям, кроме как во исполнение наказания, и т. д.

XII, 9. …и дет к состоянию неподвижности — после смерти возрождается растением.

XII, 10. Тридандии (tridandin) — так называли также аскета, носящего три связанных вместе посоха.

XII, II. …достигает полного успеха — конечного освобождения.

XII, 12. Я (atinan) имеется и ниду IL’JIO.

Кшетраджна (ksetrajna) — индивидуальная душа (букв., «знающий поле»). Бхутатман (bhutatnian) тело (букв.; «состоящее из элементов Я»).

XII, 13. Джива (jiva) — жизнь, жизненный дух. Терминология в щастрах вообще довольно схоластическая. Точное значение многих терминов, видимо, было быстро забыто, уже Медх. упоминает о существовании еще до него разнобоя в их толкованиях. Так, некоторые утверждали, что jiva и ksetrajna-одно n то же, другие, что jiva—i)To y.vi. сознание и самосознание. Комментаторы также расходятся весьма существенно.

ХН, 14. Махат — в данном случае имеется в виду лжива. Элементы существования — см. 1, 6, 75-78. …в нее. находящуюся и различных живых существах, — большинство комментаторов полагает, что речь идет о Высочайшей душе, брахме.

XII. 15. …из ее тела — из Брахмы. Бесчисленные формы-индивидуальные души (кшетраджна).

XII, 18. Она — индивидуальная душа. …к этим обоим — имеется в виду джива и Высочайшая душа.

XII, 20. …облеченная этими самыми элементами — телом, состоящим из упоминавшихся в 1, 6, 75-78 пяти элементов.

XII, 21. …о ставленная этими элементами — после смерти

XII. 38. …в порядке последовательности — в данном случае каждый последующий лучше предыдущего.

XII, 42. Существа) неподвижные — растительный мир.

XII. 44. Чараны (сагапа)

Скачать:PDFTXT

Законы Ману Веды читать, Законы Ману Веды читать бесплатно, Законы Ману Веды читать онлайн