— может означать касту бродячих скадптелей, певпоп и т. п. (Медх.): какие-то мифологические существа (Рагх.).
XII, 47. Гухьякн (guhyaka) стражники бога богатств Куверы.
XII. 50. Создатели вселенной — Маричи и прочие риши (см. 1,35). Великий (mahant) и непосгпжимый (avyakta) — эти слова толкуются комментаторами самым различным образом (paratman — Медх., ahankara — Нар. и т. д.).
XII, 52. Невежды (avidvans) — не исполняющие обетов (Тов. Кул.).
XII, 55. Пулькаса — см. X, 18, 49.
XII, 58….И совершающих жестокие действия — имеются в виду такие хищники, как тигры и т. д.
XII, 59. Преты-см. прим. к III, 230.
XII, 61. Золотых, дел мастер (heninkarlarl-согласно Медх. и Кул. это может быть и название птицы.
ХII 70. Дасью-согласно Медх. здесь имеются в виду воры и разбойники (см. V, 131).
XII, 72. Чайлащака — согласно Кул. он питается вшами.
XII, 75. …и п р о ч и х — см. IV, 88—90.
XII, 78. Рабство (parapresyatva) — рабское услужение другим (paradasatva) (Кул.).
XII, 81. Т. е., если при исполнении какого-либо дела его душа преисполнена, например, благости, он пожнет плод этого в теле, наделенном тем же качеством.
XII, 85. Познание атмана — не кшетраджны, а Высочайшен души.
XII, 86. Шесть родов деяний-см. XII, 83.
XII, 90. …отрешается от пяти элемептов — достигает конечного освобождения.
XII, 91. …приносящий жертвы себе — индивидуальная душа является частью мировой души, проникающей все сущее: приносящий жертву богам приносит жертву и самому себе (Медх.).
XII, 95. Учения (truti) — подобные учению ниргрантхов (джайнов) (Медх.).
Дурные философские системы (klid^sti) — отвергающие святость Вед, отрицающие существование богор и т. п. (Медх.).
XII, 99. CM III, 75-76.
Xll, 104. Священное знание (vidya) — сумма наук, требовавшихся брахманским религиозным юспвтаивем. В священное знание входило изучение четырех Вед, шести веданг, мимансы, пуран, логики (пуауа) и трактатов о дхарме.
XII, 105. Щастры — имеется в виду Веда и священное предание.
XII. 106. {Изречения риши — Веда. Наставления в дхарме — священное предание (smrti).
XII, 109. Веда вместе с добавлениями — см. прим. к XII, 104.
XII, 111 Нирукта (nirukta) — объяснение трудных мест п слов в ведийских текстах. Трое, принадлежащие к первым а щ р а м а м. — ученик, домохозяин и отшельник.
XII, 114. Живущий только своим происхождением — не имеющий ничего, кроме формальной принадлежности к брахманам по праву рождения.
XII, 117. Досточтимый бог (bhagavandeva) — имеется в виду Ману.
XII, 118. А т м а я — здесь Высочайшая душа.
XII, 121. Вишну (vispu) — один из трех верховных богов индуизма наряду с Шивой и Брахмой.
Хари (hari) — имя, которым часто называют Вишну, но иногда ч других богов. Во многих рукописях «Законов Ману» вместо harim дано haram. Хара — одно из имен Щивы. Митра (mitra) — одно из древних божеств Солнца.
XII, 126. …достигает состояния, какого желает, — в будущем существовании он будет тем, кем пожелает быть (Кул.).