Да, но дух независим, а материя зависима. К примеру, я смог бы жить без рук или ног. Если бы их ампутировали, я бы не умер. Следовательно, я не завишу от рук или ног, но руки и ноги зависят от меня, духовной души, находящейся в теле.
Источник многообразных тел
Д-р Сингх. Но жизнь и материя возникают одновременно, так?
Шрила Прабхупада. Нет. Они вообще не «возникают». Они уже существуют. Идея «возникновения» существует только у нас в уме, потому что мы живем в этом ограниченном мире, и видим, что у всего здесь есть начало. Поэтому мы думаем, что все должно «возникать». Но на самом деле материя и дух уже существуют. Когда я появляюсь на свет, я думаю, что с моего рождения начинается мир. Но мир уже существует. Другой пример — огонь. Когда вы зажигаете огонь, свет и тепло появляются позже? Нет. Как только загорается огонь, одновременно с ним появляются свет и тепло. Но если я думаю: «Огонь загорелся, но мне нужно подождать, пока появятся свет и тепло», — разве это не глупо?
Д-р Сингх. Но огонь — источник тепла и света.
Шрила Прабхупада. Да, но все же тепло и свет существуют одновременно с огнем. Аналогично этому, вечные живые существа имеют множество разнообразных вечных желаний. И все многообразие видов также существует вечно, чтобы дать возможность живому существу удовлетворять свои разнообразные вечные желания.
Д-р Сингх. То есть живые существа вынуждены пребывать в различных телах в соответствии с этими желаниями?
Шрила Прабхупада. Да. К примеру, правительство строит тюрьму, потому что знает, что преступники появятся. И когда преступника судят и признают виновным, тюрьма уже существует, даже до вынесения приговора. Аналогично этому, про Бога говорят, что Он сарва-гья, то есть Тот, кому все известно. Поэтому Он знает, что некоторые живые существа станут преступниками и восстанут против служения Ему. Ему известны разные желания, возникающие у живых существ в материальном мире под влиянием трех гун материальной природы. Поэтому Он создает сразу все виды жизни, чтобы в них нашли прибежище все обусловленные души.
Три гуны материальной природы — это саттва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество). Из этих трех качеств построено все разнообразие объектов материального мира. Это подобно тому, как, смешивая три основных цвета (синий, красный и желтый), можно получить миллионы различных оттенков. В природе существует тончайший механизм управления этим устройством. Согласно «Бхагавад-гите» [3.27], пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах — «Все действия совершаются гунами материальной природы». И эти гуны проявляются в различных биологических видах, которые включают в себя растения, деревья, обитателей вод, людей, полубогов, кошек, собак и многих других, общей численностью 8 400 000.
Верховный Господь принимает форму Параматмы, Сверхдуши, находящейся в сердце всех живых существ. Несмотря на то, что Сверхдуша пребывает в материальном теле, она нематериальна, хотя и является изначальным источником материального тела. Тепло и свет являются энергиями солнца, поэтому солнцу никогда не бывает «жарко». По аналогии с этим, для Параматмы нет различия между духовным и материальным, поскольку обе энергии — и материальная, и духовная — исходят из нее. Иногда мы видим, что облака закрывают солнце, но, по существу, это проявление нашего несовершенства. На этой планете мы иногда видим солнечный свет, а иногда солнце застилают облака, но на солнце, хотя оно и может создавать облака, можно видеть только солнечный свет. Подобным же образом, разделение на материю и дух справедливо для нас, а для Бога между ними нет разницы. Нисходит ли Он в так называемом материальном теле или же в духовном, Он всегда духовен. Для Него нет разницы между материей и духом, так как Он — источник энергии. Он может превращать материю в дух, а дух в материю.
Н<J9>в<J0>О плюс мистическая сила
Д-р Сингх. Химики и вообще ученые думают, что определенные сочетания химических элементов могут дать начало жизни. Этими элементами, как они говорят, являются углерод, водород, азот и кислород — основные элементы, из которых построены тела живых существ. Насколько я понимаю, Веды учат тому, что для развития живого существа дух должен сначала войти в эти уже существующие химические элементы. Правильно?
Шрила Прабхупада. Да. Например, земля содержит все необходимое для роста растения, но сначала необходимо посадить в нее семя. Подобным образом, в утробе матери есть все необходимое для создания другого тела, но сначала отец должен вложить семя в чрево матери, и тогда в нем начнет развиваться плод. От собаки рождается собака, а от человека — человек. Почему? Потому что в каждом теле уже есть все необходимые компоненты.
В моем теле есть определенное количество химических веществ, в теле муравья их меньше, а в теле слона больше. Поэтому, если я могу создать гораздо больше химических веществ, чем муравей, а слон намного больше, чем я, представьте себе, насколько больше химических веществ может создать Бог! Это и есть та основа, на которую должны опираться ученые. Они могут установить, как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. Однако это не поможет им определить источник данных веществ. Откуда берется такое огромное количество водорода и кислорода, необходимое для образования океанов? Они не знают, как ответить на этот вопрос. Но мы знаем. Эти вещества — водород и кислород — содержатся в вират-рупе, вселенском теле Бога. Почему ученые не могут понять такую простую истину? Водород и кислород соединяются, чтобы образовать воду в океанах. Мы тоже признаем этот факт. Но ученые удивляются, когда слышат, что источник таких колоссальных количеств водорода и кислоро- да — ачинтья-шакти, то есть непостижимая мистическая сила Господа.
Что такое жизнь
Д-р Сингх. Я заметил, что у ученых нет между собой согласия по поводу критерия «живого» и «неживого». Некоторые говорят, что этим критерием является способность к размножению. Это дает им основание утверждать, что они создали жизнь, поскольку большие молекулы ДНКбд, созданные в лаборатории, обладают способностью к репликации. Это значит, что они сами по себе могут воспроизводить новые молекулярные цепочки. Одни ученые утверждают, что эти молекулы ДНК живые, а другие, что нет.
Шрила Прабхупада. Если одни говорят одно, а другие — другое, это значит, что их знание несовершенно.
Д-р Сингх. Можем ли мы определить живое как «обладающее сознанием», а неживое как «не обладающее сознанием»?
Шрила Прабхупада. Да, в этом и заключается разница между живым и неживым. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» [2.17]: авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам татам — «То, что пронизывает все тело, неразрушимо». Каждый может понять, о чем идет речь. Разумеется, о сознании. Форма тела, которое мы получаем после смерти, определяется нашим сознанием в момент смерти. Если у вас сознание пса, вы получите тело собаки, а если у вас божественное сознание, то тело полубогабе.
Д-р Сингх. Следовательно, душа получает тело в соответствии со своими желаниями?
Шрила Прабхупада. Да. Кришна наделил каждого свободой получить то тело, какое он хочет:
питЌн йанти питри-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино ‘пи мам
«Те, кто поклоняется полубогам, рождаются среди полубогов; те, кто поклоняется духам, рождаются среди духов; те, кто поклоняется предкам, идут к предкам, а те, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной» [Б.-г., 9.25].
Абсурдность теории Дарвина
Д-р Сингх. Если человек не достигает освобождения, должен ли он рождаться во всех 8 400 000 видах живых существ, прежде чем снова попадет в человеческое тело?
Шрила Прабхупада. Нет, постепенная эволюция характерна только для живых существ, принадлежащих к низшим формам жизни: их эволюционное развитие подчиняется законам природы. Но в человеческой форме жизни живое существо наделено развитым сознанием, то есть обладает разумом. Следовательно, если его сознание достаточно развито, оно не попадет в тело собаки или кошки — оно получит другое человеческое тело.
прапйа пунйа-критам локан
ушитва шашватих самах
шучинам шриматам гехе
йога-бхрашто ‘бхиджайатебж
Словом йога-бхраштах называют того, кто, приступив к практике йоги, по тем или иным причинам не добился полного успеха. Ему не грозит эволюция; ему снова дается человеческое тело. Он не получит тело кошки или собаки. Здесь тоже применима аналогия с квартирами, которую мы проводили: если вы в состоянии заплатить больше, то получите лучшую квартиру. Вам не нужно вселяться в квартиру низшего разряда.
Д-р Сингх. Все, что вы говорите, полностью противоречит теории эволюции Дарвина.
Шрила Прабхупада. Дарвин мошенник. Чего стоит его теория? Мы отбрасываем его философию. Чем дальше мы ее отшвырнем, тем больше продвинемся в духовном сознании.
Д-р Сингх. Многие ученые сомневаются в теории Дарвина. Но его сторонники утверждают, что жизнь началась с материи и эволюционировала от одноклеточных до многоклеточных организмов. Они считают, что такие высшие биологические виды, как животные и человек, не существовали в начале творения.
Шрила Прабхупада. Дарвин и его последователи — мошенники. Если в начале не было высших видов, почему они есть сейчас? А также почему все еще существуют низшие виды? Например, сейчас можно встретить и интеллектуала, и безмозглого осла. Почему оба эти живых существа живут одновременно? Почему ослы не эволюционировали и не исчезли с лица земли? Почему мы никогда не видели, чтобы обезьяна родила человека? Представление дарвинистов о том, что человек возник в такую-то и такую-то эпоху, абсурдны. «Бхагавад-гита» утверждает, что душа может сразу переселиться в тот биологический вид, в какой захочет. Я езжу то в Америку, то в Австралию, то в Африку. Эти страны уже существуют. Я просто проезжаю через них. Мой приезд в Америку не означает, что я создал Америку или сам стал Америкой. И есть много стран, которых я еще не видел. Значит ли это, что они не существуют? Ученые, которые поддерживают Дарвина, лишены элементарного здравого смысла. «Бхагавад-гита» ясно говорит, что все биологические виды существуют одновременно, и что вы можете превратиться в то живое существо, какое вам понравится. Вы можете даже попасть в царство Бога, если пожелаете. Обо всем этом Господь Кришна говорит в «Бхагавад-гите».
Десятая утренняя прогулка
Жизнь происходит из жизни
Десятая утренняя прогулка
Записано 14 мая 1973 года
в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.
Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх
и другие ученики.
Ошибка ученых
Шрила Прабхупада. Ошибка ученых в том, что они не знают о существовании двух энергий: материальной и духовной. Они говорят, что все материально, и что все происходит из материи. Изъян их теорий в том, что они начинают с материи, а не с духа. Поскольку материя возникает из духа, в каком-то смысле все духовно. Духовная энергия — источник, и она может существовать без материальной энергии. Но материальная энергия не может существовать без духовной. Возьмем, к примеру, свет. Свет предшествует тьме. Если свет отсутствует или же он чем-то скрыт, это называется тьмой. Та часть творения, которая покрыта тьмой, именуется материальным