Скачать:TXTPDF
Жизнь происходит из жизни. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

не людей, а животных.

Д-р Сингх. Для некоторых ученых Нобелевская премия — высшая цель жизни.

Шрила Прабхупада. Они мошенники. Они несут сущий вздор, но поскольку умеют играть словами, то вводят в заблуждение других.

Брахмананда. Нобель — это тот, кто изобрел динамит.

Шрила Прабхупада. Он принес великое несчастье, а своим капиталом субсидирует новые несчастья.

Брахмананда. В «Гите» говорится, что демонические люди совершают поступки, цель которых — разрушить мир.

Шрила Прабхупада. Да. Угра-карманах кшайайа джагато ‘хита [Б.-г., 16.9]. Они совершают поступки, которые несут несчастья и приведут мир к гибели.

Различие между живым и неживым

(Шрила Прабхупада указывает своей тростью на дерево.)

Шрила Прабхупада. Раньше на этом дереве росли листья и побеги. Теперь они не растут. Как это объясняют ученые?

Карандхара. Они сказали бы, что изменилась химическая структура дерева.

Шрила Прабхупада. Чтобы доказать эту теорию, они должны суметь ввести недостающие химические вещества, чтобы ветви и листья снова стали расти. Научный метод включает в себя наблюдение, выдвижение гипотезы и затем практическую демонстрацию. Тогда он безупречен. Но на самом деле ученые не могут продемонстрировать в своих лабораториях, что жизнь возникает из материи. Они ограничиваются тем, что наблюдают, а потом болтают вздор. Они похожи на детей. В детстве, глядя на ящик граммофона, я думал, что внутри сидит человечек и поет. Или электрический вентилятор. Я думал, что в нем должен находиться какой-то дух. (Смех.)

Д-р Сингх. Один из вопросов, обычно возникающих при изучении биологии: «В чем разница между живым организмом и неживым?» В учебниках говорится, что главное различие между ними в том, что живое существо может двигаться и производить потомство, а для мертвой материи невозможно ни то, ни другое. Но в этих книгах ничего не говорится о природе души или сознания живого существа.

Шрила Прабхупада. Но сознаниеглавный признак присутствия жизни. Живое существо может двигаться и производить потомство, только обладая сознанием. Человек думает о женитьбе и детях, потому что обладает сознанием. Однако материя сама по себе лишена такой способности, так как в ней отсутствует сознание. Что же является первопричиной сознания? Об этом сказано в Ведах: тад аикшата баху сйам [Чхандогйа-упанишад, 6.2.3]. Бог сказал: «Я стану многим». Это означает, что Бог — первое живое существо, которое обладает сознанием и распространяет Себя во множество других живых существ. Не обладая сознанием, нельзя создавать побочные продукты.

Индивидуальная жизненная сила

Шрила Прабхупада. Садовники поливают зеленые деревья; почему бы им не полить это мертвое дерево, чтобы оно зазеленело?

Д-р Сингх. Они по опыту знают, что оно не будет расти.

Шрила Прабхупада. Тогда какого элемента недостает? Ученые говорят, что причина жизни — химические вещества, но все химические вещества, которые были в живом дереве, сохранились в нем до сих пор. И они поддерживают жизнь множества живых существ — микробов, насекомых. Так что они не могут сказать, что в теле этого дерева нет жизненной энергии. Она есть.

Д-р Сингх. Но что можно сказать о жизненной энергии самого дерева?

Шрила Прабхупада. Это другое дело. Жизненная сила индивидуальна, и то живое существо, которое было этим деревом, ушло. Только так можно это объяснить — все химические вещества, необходимые для поддержания жизни, сохранились, а дерево тем не менее мертво.

Вот другой пример. Предположим, я жил в какой-то квартире, а потом съехал. Я уехал, но там осталось множество других живых существ — муравьи, пауки и т.д. Поэтому было бы неверно утверждать, что квартира больше непригодна для жилья только потому, что я с нее съехал. Другие живые существа по-прежнему живут там. Ушел только я — индивидуальное живое существо. Химические вещества в дереве можно сравнить с квартирой: они являются для индивидуальной силы — души — той средой, которая дает ей возможность действовать. Душа индивидуальна. Я — индивидуальность, поэтому могу уехать из своей квартиры. Микробы тоже индивидуальности, обладающие индивидуальным сознанием. Двигаясь в определенном направлении, они рано или поздно наталкиваются на какое-то препятствие и думают: «Нужно пойти другим путем». Они обладают качествами личности.

Карандхара. Мертвое тело не проявляет качеств личности.

Шрила Прабхупада. Да. Это значит, что индивидуальная душа покинула это тело. Душа ушла, поэтому дерево перестало расти.

Д-р Сингх. Шрила Прабхупада, в живом теле бесчисленное множество крохотных живых существ, но индивидуальное «я», являющееся хозяином тела, тоже находится в нем. Правильно я говорю?

Шрила Прабхупада. Да. В моем теле миллионы живых существ. В кишечнике живет много червей. Если они станут сильными, то будут съедать все, что я буду есть, и пища не будет приносить мне никакой пользы. Поэтому те, кто страдает глистами, много едят, но не растут. Они худеют и всегда испытывают голод, потому что эти крохотные живые существа съедают их пищу. Таким образом, в моем теле тысячи и миллионы живых существ, все они личности, и я личность, но это тело принадлежит мне, точно так же, как мне может принадлежать сад, в котором живут миллионы живых существ.

Ученик. Так что если я ем кришна-прасад [пищу, предложенную Кришне], то живые существа в моем теле тоже едят прасад?

Шрила Прабхупада. Да. Вы очень великодушны. (Смеется.) Вы едите кришна-прасад ради других.

Карандхара. То есть занимаетесь благотворительностью.

Шрила Прабхупада. Да, но в вас так много всего, чем они могут питаться, что не нужно прилагать дополнительных усилий, чтобы накормить их.

Словам тесно, а мыслям просторно

Шрила Прабхупада. Индивидуальная душа никогда не исчезает. Она не умирает и не рождается. Она просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это совершенное знание.

Д-р Сингх. Но почему ученые не признают этого?

Шрила Прабхупада. Они непорядочные люди. Они мошенники. Их даже нельзя назвать воспитанными людьми. Бывают ситуации, когда воспитанный человек смутится или почувствует стыд. Но у этих людей нет стыда. Они не способны отве- тить на наш вызов, и тем не менее беззастенчиво заявляют, что они — ученые и смогут создать жизнь. Их даже нельзя назвать воспитанными людьми. По крайней мере я так считаю. Воспитанный человек постыдился бы болтать чепуху.

Д-р Сингх. Они не думают, прежде чем сказать что-либо.

Шрила Прабхупада. Это значит, что они даже не достойны называться людьми. Человек, прежде чем сказать что-либо, дважды подумает.

Карандхара. Более того, они вводят в заблуждение многих простодушных людей.

Шрила Прабхупада. Да. Это просто возмутительно. Если они так хотят, то пусть ведут себя как негодяи у себя дома, но зачем сбивать с толку других?

Д-р Сингх. Они обманывают себя, но им этого мало — они также хотят обмануть других.

Шрила Прабхупада. Да. Это их основное занятие. Андха йатхандхаир упанийаманах. Один слепец ведет другого слепца.

Благодаря Кришне нам совсем не трудно понять, что в теле присутствует жизнь. Он говорит:

дехино ‘смин йатха дехе

каумарам йауванам джара

татха дехантара-праптир

дхирас татра на мухйати

[«Как находясь в одном теле, душа переходит от детства к старости, так в момент смерти она переходит в другое тело. Душу, осознавшую себя, эта смена тел не может сбить с толку» (Б.-г., 2.13).] Этими двумя строками Кришна разрешает все проблемы биологии. Вот что такое знание. Словам тесно, а мыслям просторно. Тома книг, в которых излагается вздор, не имеют никакой ценности. Ученые-материалисты подобны квакающим лягушкам: «Ква-ква-ква!» Лягушки думают: «Ах, как красиво мы говорим!», — но в итоге их находит змея, которая говорит: «Ага, здесь сидит отличная лягушка!» Хап! И дело с концом. Когда наступает смерть, всему приходит конец. Ученые-материалисты квакают: «Ква-ква-ква», — но когда приходит смерть, их научной деятельности наступает конец, и они становятся собаками, кошками или кем-нибудь в этом роде.

Третья утренняя прогулка

Жизнь происходит из жизни

Третья утренняя прогулка

Записано 28 апреля 1973 года

в парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.

Шрилу Прабхупаду сопровождают д-р Сингх,

Карандхара дас адхикари и другие ученики.

Ученые воруют у Бога

Шрила Прабхупада (держа в руке розу). Может ли кто-нибудь из ученых создать такой цветок в своей лаборатории?

Д-р Сингх. Это невозможно.

Шрила Прабхупада. Да, невозможно. Только посмотрите, как изумительно действует энергия Кришны. Ни один ученый не может создать такой цветок в своей лаборатории. Они не могут создать даже нескольких песчинок и тем не менее заявляют, что по уровню интеллекта во всей вселенной с ними никто не может сравниться. Это нелепость.

Д-р Сингх. Они берут материю у Кришны, делают с ней что-то, а потом заявляют, что создали нечто замечательное.

Шрила Прабхупада. Если бы они хотя бы признали, что берут материю у Кришны, это уже было бы неплохо. Мы осознаем, что все исходит из Кришны.

Д-р Сингх. Но они никогда не признают, что берут что-то у Кришны. Напротив, они заявляют, что они и есть создатели.

Шрила Прабхупада. Что они создали? Они берут песок, смешивают его с какими-либо химическими веществами и получают стекло. Они не создавали ни песка, ни химических веществ, а взяли их из земли. Как и что они создали?

Д-р Сингх. Они говорят: «Мы взяли материалы у природы».

Шрила Прабхупада. «У природы» значит «у личности». Они взяли у природы, но они воры, потому что все в природе принадлежит Кришне. Ишавасйам идам сарвам: «Все сотворено Богом» [Ишопанишад, 1]. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что тот, кто не совершает йаджни (жертвоприношения), вор. Йаджна подразумевает признание того, что все взято у Кришны. Мы должны думать: «Кришна, Ты дал нам так много всего, чтобы обеспечить наше существование». Единственное, чего хочет от нас Кришна — чтобы мы признали это, только и всего. Что еще Ему может быть нужно от вас? Что вы в сравнении с Ним? Мы должны признать доброту Кришны. Поэтому прежде чем есть самим, мы предлагаем пищу Кришне и говорим: «Кришна, Ты дал нам эту чудесную пищу, так что попробуй ее первым». А уже потом едим ее сами.

Кришна не голоден, но тем не менее может проглотить весь мир, а затем создать его точную копию. Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате [Ишопанишад, обращение]. Кришна настолько совершенен, что даже если вы заберете у Него всю Его энергию, вся Его изначальная энергия все равно останется у Него. Вот что значит совершенное сохранение энергии.

Происхождение природы

Д-р Сингх. Есть научный журнал, называемый «Нейчур» [«Природа»]. В нем публикуются статьи о таких явлениях природы, как растения, цветы и минералы, но никогда не упоминается Бог.

Шрила Прабхупада. Мы можем заметить, что растения порождены природой, и будем правы. Но следующий вопрос, который мы должны задать: «Кто создал природу?» По-настоящему разумный человек будет задавать этот вопрос.

Д-р Сингх. Как правило, они не думают об этом.

Шрила Прабхупада. Это значит, что они глупы. Откуда появилась природа? Как только речь заходит о природе, следующий вопрос должен быть таким: «Чья природаПрирода — это энергия. А коль скоро вы говорите об энергии, мы должны спросить об источнике энергии. Например, если вы говорите об электрической энергии, то

Скачать:TXTPDF

Жизнь происходит из жизни. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Жизнь происходит из жизни. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Жизнь происходит из жизни. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн