186
Сакхья 478
Самадхи 126, 143, 161, 167, 185, 197, 229, 230, 516 см. такжеСосредоточение, Медитация
Самана 236
Самоотречение 460, 470
Сампраджнята самадхи 185
Самсара 409, 516
Самскара 59, 60, 183, 192, 209, 516
Самьяма 165, 229, 232
Сананда 186
Санкхья 46, 123, 124, 188, 215, 217, 485, 493
Сантоша 169
Саньяси 19, 50, 55, 491
Сасмита 187
Саттва 46, 180, 185, 215, 225
Саттва-гуна 169
Саттвики 100
Сат-чит-ананда (существование-знание-блаженство) 63, 360, 361, 377, 516
Сатья 458
Свадхьяя 169
Сварги 346
Свобода 91-104, 305-308
Семьянин 50-54
Сиддханта 204
Сиддхи 234, 240-241
Смрити —см.Память
Сознание 388, 389
Сон 183
Сосредоточение 120, 185, 188, 194, 229–239, 241
Спхота 450, 516
Страдание 105, 120
Супружеская верность 70, 71
Сушумна 145, 196, 517
Счастье 105
Тамас 46, 159, 179, 185, 215
Танматры 186, 211, 517
Тапас 169, 517
Теософия 15, 494
Труд бескорыстный 42, 43, 62, 64, 108
— идеал труда 44, 45
— без привязанности к труду 59
Туги-разбойники 67, 488
«Ты есть то» 359, 392, 429
Удана 236
Удгхата 227
Ум 246–248, 414, 415
Ум-читта 168
Упанишады 30, 316, 342, 353, 357–359, 486
Утилитаризм 495
Фанатизм, фанатики 79–80, 297, 298, 431, 457
Философия 339
Хатха-йога 127, 493
«Хранилище поступков» 210
Целители духовные (faith-healers) 140
Цепляние за жизнь 207
Чарваки 296, 499, 502
Читта 178,179,186,199, 206, 227, 231, 390, 517
Читта-вритти 208, 209, 449
Шабда 166, 517
Шауча 169
Шишья 441
Эволюция 386
Эгоизм 206, 207, 243
Этика 255, 270
Эфир 187, 188, 276, 277, 501
Яма 126, 168, 222, 223
Примечания
1
DattaВ. Swami Vivekananda. Patriot-prophet. A Study. Calcutta, 1954,р.100.
2
Цит. по:Роллан Р.Опыт исследования мистики и духовной жизни современной Индии. Жизнь Рамакришны. Собр. соч., Л., 1936, т.19, с.163–164.
3
The Life of Swami Vivekananda by his Eastern and Western Disciples, Calcutta, 1960, p.97–98.
4
The Complete Works of Swami Vivekananda, v.1–8. Calcutta, 1989, v.1, p.20.
5
Цит. по:Роллан Р.Ук. соч., с.266.
6
The Life of Swami Vivekananda by his Eastern and Western Disciples, vol.3. London, 1915, p.114.
7
Цит. по:Роллан Р.Ук. соч., с.287.
8
Vivekananda in Indian Newspapers, 1893–1902. Calcutta, 1969, p.384.
9
Цит. по:Nivedita. The Master as I saw him. London, 1910, p.461.
10
Роллан Р.Вселенское евангелие Вивекананды. Собр. соч., Л., 1936, т.20, с.7.
11
The Complete works of Swami Vivekananda, v.1. Calcutta, 1989, p.420; v.2, p.130.
12
The Complete Works of Swami Vivekananda, v.5, p.204–205.
13
Ibid, v.2, p.32.
14
Vivekananda in Indian Newspapers, 1893–1902. Calcutta, 1969, p.137.
15
The Complete Works of Swami Vivekananda, v.5, p.379.
16
Ibid.,р.411.
17
Ibid., v.1,р.367.
18
The Complete Works of Swami Vivekananda, v.1, p.423.
19
Примечания написаны О.В.Мезенцевой.
«Карма-йога» составлена на основе записей лекций Вивекананды в Америке и Англии в 1893–1896 гг. На русском языке была опубликована в 1912 г.(Суоми Вивекананда.Карма-йога. М., 1912); известны также публикации 1914, 1916 гг.
Перевод сделан с издания: The Complete Works of Swami Vivekananda, v. 1. Calcutta, 1989.
Слово «карма» (действие) имеет в индийской традиции очень широкое значение. Оно означает любое действие — физическое, физиологическое и пр. Малейшие подсознательные процессы, происходящие в глубинах человеческого «Я», — это тоже действие. Исполнение обязанностей своей касты, слушание священных текстов, ритуальные омовения и пр. — все это есть действия. Труд, работа, производственная деятельность понимаются всего лишь как один аспект жизнедеятельности человека. Слово же «карма» означает абсолютно все проявления включенности человека в мир.
Закон причины и следствия в индийской традиции тоже связывается со словом «карма». Ни одно действие не проходит бесследно: рано или поздно оно принесет свои «плоды». Человек понимается как часть мира, подверженного действию этого всеохватывающего закона. Проблема его рождения и смерти также имеет свою специфику в индийской мысли. Они рассматриваются как равнозначные: человек то приходит в мир, то уходит из мира. Он есть соединение духа и тела, вечного и конечного, внеприродного и природного. «Нынешнее» его рождение есть часть длинной цепи перерождений, и появление человека на свет обусловлено «законом кармы». От того, как действует человек сейчас,зависит его «будущее рождение»: он сам есть сотворенное (своими собственными действиями в «прошлых рождениях»), и он же есть творец самого себя (своими действиями в «нынешнем рождении»).
Задача человека состоит в том, чтобы достигнуть единения с Высшим, прервать цепь перерождений, обрести совершенную свободу при реализации своей подлинной духовной природы. Карма-йога и дает один из возможных вариантов такой реализации.
20
Бхагавад-Гита, или Гита, — «Божественная Песнь», «Песнь Бога», является одним из наиболее авторитетных произведений индуистской литературы. Обычно датируется II в. до н. э. — II в. н. э. Сюжетную линию Бхг. составляет диалог бога Шри Кришны с воителем Арджуной, чей «разум смутился» перед началом битвы, в которой должны принимать участие родственники, волей судьбы оказавшиеся непримиримыми противниками. Разъяснения Шри Кришны истинной природы мира и человека, путей постижения первоосновы мира и пр. и составляют философское содержание поэмы.
21
Пересказ Бхг. II, 47. Здесь и далее следует учитывать, что в индийской традиции понятие «карма» шире, чем только «труд».
22
Санкхья — одна из систем классической индийской философии. Зародилась в VII–III в. до н. э. Санкхья в том ее варианте, который утвердился в раннем средневековье, постулирует наличие двух независимых реальностей:пуруши (чистого сознания) ипракрити (материи). Пуруша находится вне мира объектов, он не затрагивается их действиями и не вовлекается в проявления материального мира. Пракрити не обладает интеллектуальной силой, но наделена неисчерпаемой энергией и способностью к модификациям. Человек как носитель вечного, нематериального начала, как пуруша, ошибочно соотносит себя со своим телом, то есть с невечной, материальной сущностью. Задача его в том и состоит, чтобы преодолеть это ложное смешение «Я» и «не-Я», обманчивое отождествление вечного, бездеятельного, сознательного пуруши с проявлениями активного материального мира, лишенного сознания, пракрити.
23
Индийская традиция разработала систему четырех ступеней, ашрамов, соответствующих четырем циклам человеческого существования:брахмачарья (ученичество),гархастхья (жизнь домохозяина),ванапрастхья (жизнь в лесу, в уединении),саньяса (отшельничество и сосредоточение мыслей на постижении Высшего). Последние две стадии часто объединяются. В идеале предполагается, что последователь индуизма, принадлежащий к высшим варнам, переходит от одной стадии к другой, приобретая соответственно новые права и обязанности. Вместе с тем не исключался и переход, скажем, от стадии ученичества к стадии отшельничества. Молодыми саньяси были многие видные религиозные мыслители древности и средневековья, саньяси был и Вивекананда.
24
Маха-Нирвана-Тантра — сборник предписаний для последователей индуизма. Точное время написания не установлено; считается, что он был создан в Бенгалии между 1755 и 1785 гг. Маха-Нирвана-Тантра во многом отличается от тех сборников предписаний, что были созданы в эпоху древности и раннего средневековья. В этих сборниках права и обязанности каждого последователя индуизма строго соотносятся с местом человека в иерархически организованном обществе, где брахманы занимают главенствующее положение. Между тем Маха-Нирвана-Тантра выдвигает идеалы поведения верующего, во многом созвучные гуманистическим и демократическим устремлениям Нового времени.
25
Мы не располагаем текстом Маха-Нирвана-Тантры. Этот отрывок частично соотносится и с Бхг. (II, 37), с той лишь разницей, что Бхг. говорит более конкретно: о кшатрии, воителе, а не о семьянине вообще. Кроме того, Бхг. имеет в виду достижение рая, а не осуществление человеком своего предназначения (выхода из круга перерождений).
26
Веды (санскр.: знание) — «Священное писание» индуистов. Состоит из четырех групп текстов: самхит (сборников гимнов и заклинаний); брахман (сборников ритуально-мифологического характера); араньяк («лесных» книг, наставлений для отшельников); Упанишад (сборников текстов умозрительно-философского плана). Четыре Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) обычно датируются XII–X вв. до н. э., хотя многие гимны (особенно в Ригведе) отражают более ранние периоды индийской истории. Традиция расценивает авторитет Вед как неоспоримый: так солнце не нуждается в дополнительном источнике света, чтобы его было видно. Они существуют, согласно традиции, вечно.Веды иначе называются «шрути» — «то, что было услышано»: полагают, что риши, создатели гимнов, мгновенным озарением, внутренним взором постигли приоткрывшуюся им истину. Риши не считаются авторами Вед, они только придали словесную форму тем видениям, что были недоступны другим людям. К Ведам примыкают тексты, называемые «смрити» — «то, что было запомнено»: это своего рода «Священное предание» индуизма. Значимость этих текстов для последователей индуизма хотя и велика, но вторична. Они достоверны для них в той степени, в какой не противоречат литературе «шрути» (то есть вечному и непогрешимому источнику истины), и при разногласиях последнее слово всегда будет за «шрути». Как правило, к литературе «смрити» относят следующие тексты: две эпические поэмы — Махабхарата и Рамаяна; восемнадцать пуран (дословно «старые» истории): они обычно состоят из космогонических мифов, генеалогий царей и др.; дхармашастры — законодательные трактаты, регулирующие политическую, религиозную и общественную жизнь. Сюда же входят смартасутры, то есть тексты, связанные в основном с домашним ритуалом; трактаты по вопросам религии, этики, философии и пр.
27
Имеется в виду так называемая «сваямвара» (санскр.: «свой