Свами Вивекананда
Миссия Будды – Миру.
В историческом аспекте буддизм есть наиболее важная религия, хотя он не является таковой в аспекте философском. Это самое большое религиозное движение, которое когда-либо существовало в мире, гигантская духовная волна, захлестнувшая человеческое общество. Нет ни одной цивилизации, которая тем или иным образом не ощутила на себе влияние буддизма.
Последователи Будды стремились донести дух Его учения всему миру. Они были первыми, кто перенес буддизм на почву других религий. Они расширяли и углубляли учение Будды. Они путешествовали на запад и на восток, на север и на юг, они достигли глубин Тибета, проникли в Персию, Малую Азию; они достигли России, Польши и многих других стран Западного мира. Они побывали в Китае, Корее, Японии, Бирме, Сиаме. Когда Александр Великий со своими легионами вторгся на Восток, мудрость Индии мгновенно нашла русло, и потоки знаний хлынули в Средиземноморье. Буддийские священнослужители передавали народам свои знания, и со временем религиозные предрассудки исчезли, как туман от лучей солнца.
Чтобы постичь суть учения Будды, вам нужно знать, что за события творились в Индии в тот момент, когда Будда пришел. Точно также, чтобы понять христианство, вы должны осознать уровень развития еврейского общества времен Христа. Необходимо, чтобы вы поняли, что представляло из себя индийское общество за 600 лет до рождения Христа, когда индийская цивилизация достигла наивысшего расцвета. Изучая цивилизацию Индии, вы узнаете, что она погибала и возрождалась неоднократно. В этом и состоит ее исключительность. Многие народы, достигнув однажды расцвета, угасали навсегда. Есть два типа развития цивилизации: постоянный рост культуры и упадок после достижения величия. Народы Индии и Китая, которые превыше всего ценят мир, погружаются в пучину упадка, но впоследствии возрождаются снова. Другие, сокрушенные однажды, не могут восстать к новой жизни. Блаженны миротворцы, ибо их ждет радость на земле!
В то время, когда родился Будда, Индия остро нуждалась в духовном вожде, проповеднике. К тому моменту уже сложился сильный институт священства. Вы лучше поймете ситуацию, если вспомните древнюю историю евреев. Они имели два типа религиозных вождей: священников и пророков. Священники держали народ в невежестве и насаждали предрассудки в их умы. Методы поклонения, предписываемые священниками, были направлены на то, чтобы главенствовать над народом. По всему Ветхому Завету вы будете находить пророков, которые очищают предрассудки, насаждаемые священниками.
Начало борьбы между пророками и священниками было триумфом пророков и слабостью священников. Священники уверяли, что есть Бог, но приблизиться и познать Его можно только через них. Народ мог войти в святая святых только с разрешения священников. Люди должны были платить им, поклоняться им, отдавать в руки священников плоды своего труда. Через всю мировую историю проходит возрастающая захватническая тенденция священства, эта невероятная жажда власти, эта тигроподобная жажда, проявляющаяся как часть человеческой натуры. Священники главенствуют над вами, предписывают тысячи правил для вас, они дают указания на каждый ваш шаг. Они рассказывают вам сказки, чтобы утвердить свое право главенствовать. Если вы хотите чего-то достичь в этой жизни или отправиться на небеса после смерти, вы обязаны пройти через их руки. Для вас уже составлены все предписания обрядов и ритуалов. Все это делает вашу жизнь до крайности сложной и запутанной. Человек, опутанный предрассудками, приходит в такое состояние, что чем меньше он понимает, тем лучше себя чувствует! Пророки восстали против священников, их предрассудков и махинаций, но широкие массы народа до сих пор не прониклись этими аргументами, они все еще необразованны и придерживаются традиций.
Человек должен быть образованным. Сегодня рассуждают о демократии, о равенстве всех людей. Но как человек будет знать, что он равен со всеми. Ему нужно иметь крепкие мозги, чистый разум, свободный от пустых идей. Он должен освободиться от массы предрассудков и чистым разумом найти в глубине своего существа истинную суть. Тогда он узнает, что все совершенство, вся сила всегда пребывает внутри него, она не может быть дана ему другими. Как только человек осознает это, в тот же миг он станет свободным и достигнет равенства. И он сразу поймет, что каждый без исключения равен ему, и он никогда не применит физической или духовной силы, чтобы подчинить себе своего брата. Его тут же покинет мысль о том, что есть хотя бы один человек ниже достоинством, чем он сам. Только тогда можно говорить о равенстве, и не раньше.
Итак, как я уже говорил вам, среди евреев продолжалась борьба между священниками и пророками. Священники пытались монополизировать власть, знания и, таким образом, отнимали у народа возможность самостоятельно мыслить и стоять на своих собственных ногах. Учителя со временем сами превращались в рабов. Кульминацией этой борьбы явился триумф Иисуса из Назарета. Этот триумф и был историей христианства. Христос одержал, наконец, победу, уничтожив колдовство. Этот великий Пророк убил дракона священнического себялюбия, добыл из груды мусора жемчужину истины и отдал ее всему миру. Он показал, что каждый, кто хочет обладать ею, может абсолютно свободно сделать это и не ждать милости никакого священства и никаких священников.
Евреи никогда не были нацией философов. Они никогда не обладали утонченностью индийского ума, не обладали физической силой, подобной индийской. Священники, брамины в Индии обладали огромной интеллектуальной и физической силой. Это они начали духовное развитие Индии и достигли удивительных высот. Однако наступило время, когда свободный дух развития, который вначале был движущей силой браминов, исчез. Они начали присваивать власть и привилегии себе. Если брамин убивал человека, никто не смел осудить его. Брамин уже от самого своего рождения становился господином Вселенной! Даже самому слабому из браминов обязаны были поклоняться как божеству! Но в то время, когда священники процветали, в Индии существовали поэты-проповедники, называемые саньязинами. Все индусы, независимо от принадлежности к той или иной касте, для того, чтобы достичь духовности, оставляли свою работу и готовились к смерти. Ничто в мире не интересовало их. Они должны были уйти и стать саньязинами. Саньязину казались смешными тысячи обрядов, которые предписывали священники. Произнести определенные слова – десять слов, двадцать слов и так далее – все это становилось совершенно ненужным.
Поэты-проповедники древней Индии отвергли пути священства и провозгласили чистую истину. Они старались опрокинуть власть священников, но немного преуспели в этом. За два поколения их ученики снова вернулись к предрассудкам на пути священства и превратились сами в священников: «Вы можете постичь истину только через нас». Истина окаменевала снова, и снова приходили пророки, чтобы разбить скорлупу и освободить истину. И так было всегда. Всегда должен являться Пророк, иначе человечество погибнет.
Вы удивляетесь, что истина всегда находилась в окружении священства. Почему вы не можете сами непосредственно постичь истину? Или вы стыдитесь обнаженной истины и вам нужно облекать ее во всякого рода обряды и формулы. Или вы стыдитесь Бога, что не можете признать Его истины перед всем миром. И вы полагаете, что можно стать религиозными и духовными на этом пути? Священники – единственные люди, стоящие за истину, а массы не стоят за нее?! Сколько здесь воды!
Возьмите Нагорную Проповедь или Бхагавад-Гиту. Это сама простота. Каждый прохожий может понять эти священные тексты Какое величие! Там вы найдете истину просто и чисто изложенную Но нет, священники не согласны, чтобы истина могла быть найдена таким прямым путем. Они говорят о двух тысячах небес и двух тысячах адов. Если люди следуют их предписаниям, они пойдут на небеса. Если люди не примут их законов, они пойдут в ад.
Народ должен учиться постигать истину. Некоторые боятся, что если вся истина будет дана всем, она нанесет вред. Они не хотят давать несовершенные знания – так они говорят. Но мир не стал лучше от компромиссов, открывая только часть истины. Что плохого случится? Откройте истину. Если это истина, то всем будет только благо. Если народ будет протестовать, то он снова вернется к колдовству
Индия погрязла в колдовстве в дни Будды. Массы людей были отгорожены от знаний. Если одно только слово достигало слуха какого-либо человека, невероятное наказание следовало за этим. Священники сделали Веды секретными – Веды, которые содержали духовную истину, открытую древними индусами!
Наконец, нашелся один человек, который больше не мог терпеть. У него были ум, сила и сердце, беспредельное, как широта небес. Он чувствовал, как массы становятся слабыми и как священники возрастают в силе и славе, и он захотел изменить этот порядок. Он не хотел иметь власть над кем-либо, он хотел освободить разум и дух человека. Его сердце было огромно. Многие из нас тоже имеют сердце, и мы также можем хотеть помочь другим. Но у нас нет разума. Мы не знаем путей и средств, как оказать помощь. А у этого человека был разум, чтобы найти способ разбить оковы и освободить душу. Он изучал, почему человек страдает, и нашел путь, освобождающий человека от страдания. Он был человеком образованным, он учил всех и каждого без различия и сделал возможным для них реализовать мир озарения. Этим человеком был Будда.
Вы знаете из поэмы Арнольда «Свет Азии», как Будда был рожден царевичем и как глубоко тронули его страдания мира; как, несмотря на его высокое положение и жизнь в роскоши, он не смог удовлетвориться личным счастьем и благополучием; как он отрекся от мира, покинув свою жену и новорожденного сына, как он шел за истиной от учителя к учителю и как, наконец, достиг озарения. Вы знаете его великую миссию, его учеников, его организацию. Вы все это знаете.
Будда был триумфом борьбы, которая развернулась в Индии между священниками и пророками. Одно должно быть сказано в защиту священников, это то, что они никогда не были нетерпимыми к религии, они никогда не преследовали религию. Любому человеку было позволено проповедовать против них. Так они относились к религии. Они никогда не притесняли никого за его религиозные убеждения. Но они страдали от слабости священства: также искали власти, также устанавливали правила и ограничения и делали религию невероятно сложной, разрушая духовную силу тех, кто следовал этой религии.
Будда отбросил все. Он проповедовал самую совершенную истину. Он учил сердцевине философии Вед, всех и каждого без различия. Он учил этому весь мир, потому что одной из Его величайших задач было провозглашение равенства людей. Все люди равны. Никаких уступок никому. Будда был величайшим проповедником равенства. Каждый мужчина и каждая женщина имеют равные права для достижения духовности. Таково было Его Учение. Различия между священниками и другими кастами Он отверг. Даже самые низшие были призваны к высочайшим достижениям. Он открыл дверь Нирваны всем и каждому. Его Учение было смелым даже