своим собственным божественным «я».
* * *
Существует некая секта, говорящая: «Почитать одно лишь то, что добро и прекрасно – слабость; нам надлежит почитать и то, что зло и гадко». Эта секта преимущественно распространена по Тибету. Брак отвергается ею. В правоверной Индии она открыто существовать не может, но организует там тайные общества. Но к этой секте не примыкает никто из порядочных людей. Трижды пытались провести в Тибете коммунизм и трижды потерпели неудачу. Приверженцы этой секты прибегают к «тапасам» и всегда с огромным успехом, по крайней мере в смысле внушения.
Слово «тапас» значит «гореть». Это своего рода покаяние с целью «воспламенить» нашу высшую природу. Подчас это обет совершить что-нибудь от восхода до заката солнца, например, непрерывно повторять слово «ОМ». Подобными действиями вызываются известные силы, могущие быть использованы как для явлений материальных, так и для явлений порядка духовного.
Этим представлением о «тапасе» проникнута вся религия индусов. Индус утверждает даже, будто сам Бог прибегал к тапасам при сотворении мира. В его глазах «тапас» – ментальное орудие, с помощью которого можно совершать и созидать, что угодно.
* * *
Люди, рассказывающие о сектах, к которым они не склонны питать симпатии, либо лгут сознательно, либо лгут бессознательно. Приверженец какой-нибудь одной секты почти никогда не видит истины в других сектах.
* * *
Некий великий Бхакта (Гануман), будучи однажды спрошен, какое сейчас число по календарю, ответил так: «Мое вечное число – Бог, об ином числе я не забочусь».
Вторник, 2 июля
Божественная Мать
Секты почитают Универсальную энергию как Мать – имя, сладостнее которого ничего для них не существует, ибо в Индии мать является высочайшим идеалом женственности. Почитание Бога как «Матери» называется индусами «правым» путем, всегда ведущим к духовности, но
отнюдь не к материальной обеспеченности. Почитание же Бога как отца называется «страшным» или «левым» путем, ведущим к большому материальному достатку, но очень редко к духовности; подчас это приводит к полному упадку и к уничтожению народности.
Мать – первое проявление мощи – считается понятием превосходящим понятие «отец». Как в глазах младенца мать – нечто всемогущее, способное совершить что угодно, так и у взрослых с понятием о Матери зарождается понятие о Шакти – божественной Энергии и Вездесущности. Эта «Божественная Мать» и есть дремлющая в нас «Кундалини».
Всепрощающая, всемогущая, вездесущая – таковы качества Божественной Матери. Она ~ совокупность всей энергии вселенной. Всякое наблюдаемое во вселенной проявление энергии – «Мать». Она – Жизнь, Она – Мудрость, Она – Любовь, Она – Вселенная.
Она способна проявляться в любое время и под каким угодно образом. Божественная Мать может проявляться либо под внешним обликом (рупа) и именем (нама), либо, прикрываясь тем или иным именем, при отсутствии всякого облика.
Подобно тому, как человек – лишь совокупность всех клеток, входящих в состав его организма, и каждая отдельная душа есть своего рода клетка, так совокупность всех душ – Бог, Абсолют. Абсолют – это как бы море при безветрии, а то же самое море во взволнованном виде – это Божественная Мать.
Она – время, пространство, первопричина. Как Мать, Бог обладает двумя свойствами: обусловленностью и необусловленностью.
В первом смысле Она – Бог, Природа и душа (человек), во втором – Она скрыта и непостижима.
Кришна является лишь частицей, крупицей, каплей Матери; точно так же частицею Ее является и Будда.
Поклонение Матери в лице почитания нашей матери в земном смысле – уже шаг вперед на пути к Великому. И если вы действительно хотите достичь Любви и Мудрости, поклоняйтесь Ей!
Среда, 3 июля
Обычно принято думать, что первым импульсом религии был страх. «Страх перед Господом породил мудрость». Однако, впоследствии появилось более возвышенное понятие: «Совершенная любовь изгоняет всякий страх». Покуда мы не достигли совершенного знания и не познали Бога, у нас неминуемо будет осадок страха.
Чем больше мы преуспеваем в любви, добродетели и праведности, тем явственнее вступают в поле нашего зрения любовь, добродетель и праведность, царящие вокруг нас.
Осуждая других, мы, в сущности, осуждаем себя же.
Приведите в гармонию подвластный вам микрокосм, и макрокосм явит вам всю гармонию, в нем царящую.
Маленькая водяная капля в состоянии привести в равновесие всю вселенную. Не можем мы увидеть вне себя то, чем мы не являемся внутри. Для нас Вселенная то же, что большая машина для маленькой: малейший намек на какую-нибудь неисправность в маленькой машине заставляет нас подозревать изъян в большой.
Нет продвижения, которое бы не достигалось любовью.
Осуждение не приносит добрых плодов, это доказал нам опыт многих
тысячелетий: осуждением ничего не достигнешь.
Истинный ведантист должен любить все и ко всему относиться терпимо, так как монизм или абсолютное единство – душа Веданты.
Вполне естественно, что дуалисты склонны выйти из равновесия терпимости и воображать, что их путь, их учение является единственно правым. Так секта вайшнавахов – индийских дуалистов – отличается крайней нетерпимостью. О другой дуалистической секте – Сайвасов рассказывают,, что будто некий послушник, по имени Гхантакарна или «Колокольчикоухий», будучи ревностным поклонником Шивы, не желал даже слышать имени другого ‘божества, а потому приделал себе к ушам колокольчики, с целью заглушить всякий голос, произносящий иное имя Божие. Но Шива, зная его пламенную преданность, хотел убедить его в том, что Шива и Вишну – одно и то же. С этой целью он однажды предстал перед ним, наполовину обернувшись Вишною, наполовину Шивою. Послушник кадил ладан. Его слепое преклонение перед Шивою было настолько велико, что он не мог допустить проникновения части ладана в ноздрю Вишны и поспешил ткнуть в его ноздрю пальцем, дабы не дать Богу наслаждаться обаятельным ароматом.
* * *
Мясоедные животные, например, лев, обычно делают одно большое усилие, чтобы скорее «отправиться на покой», тогда как терпеливый вол не перестает двигаться денно и нощно, питаясь и предаваясь сну во время своего хождения. Покуда берет верх милитаризм, мясоедение будет подавлять вегетарианство, но с развитием науки будет меньше войн, и начнется расцвет вегетарианства.
* * *
Тот, кто любит Бога, делится как бы на две части: само «я» и любящее свое «я». Бог создал меня, а я создал Бога. Мы создаем себе Бога по нами же созданному образу; это мы создаем Его как управляющего нами господина, а отнюдь не Бог делает нас своими рабами!
Равенство и свобода становятся для нас доступными с того момента, как мы осознали, что мы и Бог составляем одно неразрывное целое, что мы с Ним друзья. Никогда не ставьте вопроса: «А какая польза будет от этого миру?» Пусть мир бредет своим путем. Ничего не спрашивайте, только любите; любите и не ищите ничего другого. Любите и забудьте всякие «измы».
Осушите до дна кубок любви и станьте безумцами. Говорите: «Мы – твои, твои навеки, о. Господи!»
Ведь, в сущности, само представление о Боге ничто иное как любовь. Увидите кошку, заботящуюся о своих котятах, остановитесь и молитесь. Это – Сам Бог, проявляющийся таким образом. Повторяйте: «Я – твой, я твой», – ибо мы можем увидеть Бога везде и всюду. Не ищите Его, а просто-напросто лицезрейте Его!
«Да сохранит вас Господь Бог в живых во веки веков, о, свет мира, душа вселенной!»
* * *
Абсолюту поклоняться невозможно и мы должны поклоняться какому-нибудь проявлению Его, лучше всего такому, которое соответствует нашей природе.
Мы сами создаем себе среду, с которой вступаем в контакт, и мы же впоследствии сбрасываем с себя эти путы.
То, что в нас чуждо всякого страха, – это Атман. Когда мы молимся, то
стремимся к добру, но мы не ведаем, что творим. Лишь постигнув свое высшее «я», мы в состоянии понять все.
Высочайшее выражение любви – это приведение всего к Единому.
«Некогда женщиной был я, а он был мужчиной; Зрела любовь: я и он безвозвратно исчезли; Смутно лишь помню, что было нас некогда двое, И что любовь, между нами ступив, нас сплотила».
(Из поэмы некоего персидского суфи)
Знание вечно, и бытие его то же, что бытие Божие. Человек, открывающий закон духовного порядка, всегда вдохновляем свыше, и то, что он дарит миру – откровение. Однако откровение в свою очередь – вечно: нельзя кристаллизовать его как нечто конечное и затем слепо ему следовать.
Завоеватели Индии в течение многих лет упрекали индусов за то, что они осмеливаются критиковать свою же религию. А между тем, это именно то, что делает их свободными. Поработители срывают с них их оковы, сами того не ведая.
Наирелигиознейший в мире народ – индусы и по сей час еще совершенно чужды всякого ханжества и богохульства: с какой бы точки зрения индус ни подходил к религиозным вопросам, уже сама беседа на такие темы является для него священнодействием.
Из священных писаний было сохранено лишь то, что отвечало цели, преследуемой церковью. Именно поэтому не следует доверяться книгам, и почитание книг является наизлейшим из всех идолопоклонств.
* * *
Человек – наивысшее из всех существ, и этот мир – наивысший из все» существующих. Представить себе Бога в образе, стоящим выше человеческого, мы не в состоянии, поэтому наш Бог – это человек, и человек для нас является Рогом. Желая вскарабкаться ввысь, мы, достигнув предельной высоты, блуждаем в поисках чего-либо, помогающего подняться еще выше, если что-либо находим, то препятствие одолеваем вскакиванием и поднимаемся еще выше. Точно также и с духовным ростом: достигнув известного духовного развития, нам нужно еще скакнуть, «выскочить» из разума, затем из тела и из всех иллюзий и покинуть мир, ибо достигнув Абсолюта, мы уже вне пределов этого мира. Человек венец единственного мира, который может быть нами постигнут. Все, что мы знаем о животных, доступно нам лишь по аналогии, мы в силах судить о том и сопоставлять его с тем, что сами делаем или чувствуем.
* * *
Общая совокупность всех знаний никогда не меняется, вся разница лишь в том, что иной раз она проявляется сильнее, другой раз – слабее. Но первоисточник ее – внутри нас, и лишь там может быть она отыскана.
* * *
Поэзия, живопись, музыка – ничто иное как чувства, выраженные посредством слов, красок, и звуков.
* * *
Блаженны те, чьи прегрешения взыскиваемы без отлагательства: тем скорее будет выравнен счет их, и долг их отплачен! Но горе тем, чье наказание откладывается, этим оно лишь усугубляется!
О достигшем самопознания можно сказать, что он пребывает в Боге.
Всякая ненависть убивает «я» посредством «я», вот отчего любовь –
Закон жизни. Достичь совершенной любви – это то же, что быть праведным, однако, чем мы праведнее, тем меньше так называемого «труда» способны совершать. Саттвикасы прекрасно знают, мало того, видят, что все это лишь детская забава и потому не заботятся ни о чем.
Нанести удар легко, но трудно остановить