Скачать:PDFTXT
Философские письма

предстают там без четырехугольных колпаков и без своих аргументов.

Существуют даже страны, где заставляют себя уважать без всякой помпы судебные власти. Есть весьма законопослушные христианские короли, пренебрегающие церемонией коронации и посвящения в сан. По мере того как люди становятся просвещеннее, все показное становится бесполезным, и только для простонародья оно бывает подчас необходимым: ad populum phaleras*».

Знаки отличия — для толпы (лат.; Персии Сатиры, III, 26). — Примеч. переводчика.

IV

Согласно этим естественным понятиям, Бог, если он существует, бесконечно непостижим, ибо, не имея ни частей, ни границ, он не стоит к нам ни в каком отношении, и мы, таким образом, не способны познать, ни что он есть, ни есть ли он.

Странно, что г-н Паскаль допустил, будто можно с помощью разума разгадать первородный грех, и он же утверждает, что разум не может постичь, есть ли Бог. Ясно, что прочтение именно этой мысли побудило отца Гардуэна поместить Паскаля в своей нелепый перечень атеистов; Паскаль, несомненно, отбросил бы эту идею, ибо он опровергает ее в других местах. Действительно, мы вынуждены допускать вещи, которые мы не постигаем: я существую, значит, нечто существует от века — это очевидное положение, однако постигаем ли мы вечность?

V

Вы полагаете невозможным, чтобы Бог был бесконечным, не имея частей? Да, но я все-таки хочу вам показать одну бесконечную и неделимую вещь: это точка, движущаяся во всех направлениях с бесконечной скоростью, ибо она одновременно находится всюду, причем в каждом из мест — целиком.

Здесь заключены четыре заметные ошибки:

1) положение, что математическая точка существует сама по себе;

2) что она одновременно передвигается и вправо, и влево;

3) что она движется с бесконечной скоростью, ибо нет той большой скорости, которую нельзя было бы увеличить;

4) что эта точка целиком находится всюду.

VI

Гомер создал роман, который он за таковой и выдает. Никто не сомневается в том, что Троя и Агамемнон существовали не более чем золотое яблоко.

Никогда ни один писатель не ставил под сомнение существование Трои. Вымысел относительно золотого яблока не бросает тень на истинность основного сюжета. Склянка, доставленная голубем, и хоругвь, принесенная ангелом, не препятствуют тому, что Хлодвиг действительно царствовал во Франции.

VII

Я не стал бы здесь доказывать с помощью естественных доводов ни существование Бога, ни Троицу, ни бессмертие души, ибо я не чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы отыскать в природе доводы, которыми я мог бы убедить закоренелых атеистов.

Еще раз: возможно ли, что это Паскаль не чувствует себя достаточно сильным для доказательства существования Бога?

VIII

Разнузданные мнения столь естественным образом нравятся людям, что странно бывает, когда они им не нравятся.

Не доказывает ли, наоборот, опыт, что завоевать умы народов можно, лишь предлагая им для их веры и действий нечто трудное, даже невыполнимое? Стоиков уважали, потому что они подавляли человеческую природу. Если вы будете предлагать лишь разумные вещи, весь свет вам ответит: «Мы все хорошо это знаем». Нетрудно взять себе за образец нечто заурядное; но приказывайте вещи суровые, неосуществимые, рисуйте образ Бога, постоянно вооруженного молниями, проливайте кровь у подножия его алтарей — и толпа будет вас слушать, каждый скажет про вас: «Видно, он прав, ибо так отважно вещает столь странные вещи».

Примечания

//грязь не вычищена

1 Речь идет о реальном лице — Эндрю Питте, с которым Вольтер встречался и беседовал во время пребывания в Англии.

2 Имеется в виду произведение Роберта Беркли (1648-1690), опубликованное на латыни в 1675 г. под заглавием «Истинная теология апология христианства» и на английском языке под заглавием «Апология истинно христианского божества как его почитают и проповедуют люди, именуемые в просторечии квакерами».

3 Имеется в виду колонна высотой в 100 футов, воздвигнутая Карлом II в память о великом лондонском пожаре.

4 Мальбранш, Николя (1638-1715) французский философ, который в соответствии с религиозно-идеалистической концепцией окказионализма учил, что люди все видят в Боге и существуют в Боге.

, 5 Это, видимо, опечатка. Проповедь квакерства его основателем Фоксом началась в 1649 г.

6 Имеется в виду английская революция (1642-1648), в которой противоборствующие силы выступали под религиозными знаменами и которую просветители поэтому воспринимали как конфликт, порожденный распрями между фанатичными протестантами и католиками.

7 Кромвель, Оливер (1599-1658) — командующий революционными войсками, возглавивший английскую республику после ее учреждения в 1649 г.

8 Сикст V — папа римский (1585-1590).

9 Карл II — король Англии (1660-1685), сын казненного после победы революции Карла I;занял престол в результате реставрации.

10 Пени, Вильям (Уильям) (1644-1718) — английский религиозный и политический деятель, основавший в Северной Америке колонию Пенсильвания.

11 Яков II — брат Карла II, последний английский король (1685-1689) из династии Стюартов, лишенный престола в результате «славной революции» 1688-1689 гг.

12 Георг I — английский король (1714-1727), родоначальник Ганноверской династии.

13 «Философским романом» Вольтер пренебрежительно называет работу Декарта «О страстях души» (1649).

14 Здесь, видимо, опечатка. Пенсильвания расположена к северу от Мериленда.

15 Вильгельм III — английский король (1689-1702), являвшийся до этого штатгальтером Голландии под именем Вильгельма Оранского и женатый на старшей дочери Якова П. Занял престол по решению английского парламента в результате «славной революции».

16 Англиканская церковь возникла в эпоху Реформации в XVI в. и принадлежит к числу протестантских церквей.

17 Тори — так после английской революции середины XVII в. стали называть сторонников партии консервативных землевладельцев. Тори были одной из двух главных политических партий в Англии.

18 Анна — английская королева (1702-1714), преемница Вильгельма III.

19 Виги — так после английской революции середины XVII в. стали называть сторонников партии, отражавшей преимущественно интересы буржуазии и нового дворянства. Виги были одной из двух главных политических партий в Англии.

20 Гвельфы и гибеллины — две противоборствующие группировки в Германии и Италии XI-XIV вв. В целом гвельфы поддерживали папство в его борьбе за светскую власть, а гибеллины — императоров Священной Римской империи.

21 Харлей (1661-1724) занимал в 1712-1714 гг. пост канцлера и главы казначейства.

22 Болинброк (1678-1751) возглавлял кабинет тори в последние годы правления королевы Анны (с 1711 г.).

23 Курейе (1681-1776) — каноник и библиотекарь церкви св. Женевьевы в Париже, автор изданной в 1723 г. в Брюсселе книги «Рассуждение о достоинстве установлений англичан и о преемственности епископов англиканской церкви».

24 Имеется в виду архиепископ Паркер (1504-1575).

25 Эта ссылка на Франсуа Рабле (1494-1553), одного из крупнейших французских вольнодумцев эпохи Возрождения, гуманиста и антиклерикала, носит иронический характер.

26 Имеется в виду Диоген из Синопа (404-323 гг. до н.э.), философ-киник, критиковавший учение Платона об идеях и отличавшийся смелостью и независимостью по отношению к власть имущим.

27 Платон (428/427-347 гг. до н.э.) — один из крупнейших древнегреческих мыслителей, философ-идеалист.

28 Имеется в виду Александр Македонский (356-323 до н.э.) — властелин огромного царства, простиравшегося от Греции до Индии.

29 Речь идет о древнеримском государственном деятеле и мыслителе Марке Порции Катоне Старшем (234-149 до н.э.) как проповеднике нравственного ригоризма, неуклонного следования «добрым старым нравам».

30 Три королевства — это Англия, Шотландия и Ирландия, входящие в состав Соединенного королевства Великобритании.

31 Янсенист — сторонник янсенизма (по имени голландского богослова Янсения (1585-1638)), близкого к протестантизму нравственно-религиозного течения внутри католицизма. Наибольшее распространение янсенизм получил во Франции, являясь в XVII — начале XVIII в. формой выражения социального протеста буржуазных слоев на селения против феодально-абсолютистского строя. Своих главных противников янсенисты видели в это время в иезуитах.

32 Иезуитчлен монашеского ордена «Общество Иисуса», созданного в 1534 г. Игнатием Лойолой для борьбы против Реформации, упрочения папства и католицизма в целом. Ради достижения своих целей иезуиты сознательно шли на использование любых средств, цинично попирая мораль. В феодально-абсолютистской Франции иезуиты пользовались огромным влиянием и были надежной опорой королевской власти.

33 Социниане, ариане, антитринитарии — христианские секты, для которых общим является отрицание троичности божества.

34 Имеется в виду один из «отцов церкви» — Афанасий Александрийский (295-373), который в борьбе с арианством разработал догмат о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, включенный на I Вселенском соборе в Никее (325 г.) в христианский символ веры.

35 Ньютон, Исаак (1643-1727) — великий английский физик, в мировоззрении которого сочетались естественнонаучные положения с религиозностью и теологическими рассуждениями.

36 Кларк, Сэмюел (1675-1729) — английский теолог.

37 Имеется в виду книга Кларка «Рассуждение о бытии и атрибутах Бога» (1705-1706).

38 Имеется в виду книга Кларка «Истинность и достоверность естественной и откровенной религии» (1705).

39 Имеется в виду книга Кларка «Святое учение о троице» (1712).

40 Лютер, Мартин (1483-1546) — зачинатель Реформации, основатель лютеранства — первой и главной разновидности протестантизма.

41 Кальвин, Жан (1509-1564) — один из крупнейших деятелей Реформации, основатель новой влиятельной разновидности протестантизма — кальвинизма.

42 Цвингли, Ульрих (1484-1531) — глава Реформации в Цюрихе, основатель одной из разновидностей протестантизма — цвинглианства.

43 Магомет (Мухаммед) (570-632) — основатель ислама, одной из главных мировых религий.

44 Джон Локк (1632-1704) — английский философ-сенсуалист.

45 Леклерк (ум. 1736) — философ, способствовавший распространению идей Локка в странах Европейского континента, прежде всего в Голландии.

46 Рец де, кардинал (1614-1679) — один из главных вдохновителей Фронды (1648-1652) -сложного социального движения, направленного с различных классовых позиций против королевского абсолютизма.

47 Шиппинг, Вильям (1673-1743) — видный тори, член палаты общин английского парламента.

48 Марий, Гай (156-86 до н.э.) — древнеримский полководец и политический деятель, жестоко преследовавший приверженцев своего главного противника в борьбе за власть в Риме — Суллы.

49 Сулла, Луций Корнелий (138-78 до н.э.) — древнеримский полководец и политический деятель, установивший в Риме военную диктатуру и жестоко расправившийся с приверженцами своего противника Мария.

50 Помпей, Гней (106-48 до н.э.) — древнеримский полководец и политический деятель, погибший в борьбе с Цезарем за власть в Риме.

51 Цезарь, Гай Юлий (100-44 до н.э.) — древнеримский полководец и политический деятель, установивший в Риме диктатуру и тем самым положивший конец республиканскому .строю.

52 Антоний, Марк (83-30 до н.э.) — древнеримский полководец и политический деятель, участник правившего Римом после смерти Цезаря триумвирата, затем боролся за власть с Октавианом и потерпел поражение.

53 Август — имя, принятое древнеримским полководцем и политическим деятелем Октавианом (63 до н.э. — 14 н.э.) в связи с дарованием ему в 27 г. до н.э.

Скачать:PDFTXT

Философские письма Вольтер читать, Философские письма Вольтер читать бесплатно, Философские письма Вольтер читать онлайн