окажется прав в этом хаосе раздоров? Тот, кто терпим и милостив. Не говорите, что, проповедуя терпимость, мы проповедуем равнодушие. Нет, братья мои: кто поклоняется Богу и делает добро людям, вовсе не равнодушен. Эпитет этот скорее подходит суеверному человеку, полагающему, что Бог будет милостив к нему за то, что он произносит непонятные формулы, в то время как в действительности он весьма равнодушен к судьбе своего брата, коему дает погибнуть, даже не протянув ему руки помощи, коего он предает опале, льстит ему, когда тот процветает, или же преследует его, если сам принадлежит к другой секте, когда тот не имеет поддержки и покровительства. Чем больше суеверный человек сосредоточивается на нелепых поступках и верованиях, тем более становится он равнодушным к истинным обязанностям человека. Давайте навсегда сохраним память об одном из наших сострадательных соотечественников: он основал в своей провинции дом призрения для престарелых; его спросили: для кого именно этот дом — для папистов, лютеран, пресвитериан, квакеров, социниан, анабаптистов, методистов или меннонитов? Он ответил: «Для людей».
Мой боже! Избавь нас от заблуждений атеизма, отрицающего твое бытие, и освободи нас от суеверия, бесчестящего твое бытие, наше же превращающего в ад!
1Критике Вольтером английских приверженцев оптимизма как составной части теодицеи предшествовало его решительное выступление против Лейбница по этим вопросам в «Поэме о гибели Лиссабона» (1755) и в философском романе «Кандид» (1759).
2 Имеется в виду античный философ Посидоний (ок. 135-51 до н.э.).
3 Второзаконие, XXVIII, 15-30.
4 Имеется в виду судебный процесс против маршала Марийяка, организованный по приказу кардинала Ришелье — всесильного первого министра (1624-1642) французского короля Людовика XIII (1610-1643).
5 Имеется в виду Давид — царь Израильско-Иудейского государства (конец XI в. -ок. 950 до н.э.).
6 Амвросий — христианский теолог и церковный иерарх (миланский епископ) IV в.
7 Нума Помпшшй — легендарный древнеримский царь, преемник Ромула (конец VIII — начало VII в. до н.э.).
8 Филон Александрийский (ок. 30 до н.э. — 40 н.э.) еврейский религиозный философ, оказавший значительное влияние на формирование христианского вероучения.
9 Иосиф Флавий (ок. 37-102) — еврейский историк.
10 Апион Александрийский — египетский историк I в. н.э.
11 Зороастр — легендарный основатель религии (зороастризма), возникшей в древнем Иране в VII-VI вв. до н.э.
12 Конфуций (Кун-фу-цзы) (551-479) — древнекитайский мыслитель, создатель этическо-политического учения (конфуцианства), превратившегося на рубеже н.э. в религию.
13 Фаларис (VII в. до н.э.) — жестокий тиран г. Агригента, сжигавший своих противников в железных быках.
14 Бузирис — легендарный древнеегипетский царь, убивавший всех попадавших в его страну чужеземцев и приносивший их в жертву богам.
15 Эпикур из Самоса (ок. 341 — ок. 270) — древнегреческий философ-материалист, сторонник атомизма.
16 Аттик, Помпоний Тит (109-33 до н.э.) -древнеримский мыслитель, близкий к эпикуреизму.
17 Цицерон, Марк Туллий (106-43 до н.э.) — выдающийся древнеримский оратор, политический деятель, писатель, философ.
18 Барро, Жак Балле де (1602-1673) — французский поэт, атеист, служил в судебном ведомстве.
19 Ламетри, Жюльен Юфре де (1709-1751) — великий французский философ-материалист и атеист. Преследуемый за свои произведения, Ламетри с 1748 г. жил в безопасности при дворе прусского короля Фридриха II (1740-1786), старавшегося прослыть «просвещенным государем» и охотно предоставлявшего убежище гонимым французским мыслителям.
20 Борджа, Чезаре — герцог Романьи (ок. 1476-1503), сын папы Александра VI Борджа (1492-1503).
21 Тит — римский император (79-81).