библейской книги пророка Осии (I, 2 – 3).
54
Имеются в виду библейские блудницы, символизирующие собою города Самарию и Иерусалим (Книга пророка Иезекииля, XXIII).
55
Вольтер имеет в виду эпизод из жизни библейских персонажей Авраама и Иакова (см. Бытие, XVI, 1-15; XXX, 3-12).
56
Речь идет о любовной связи Рувима с Валлой, наложницей его отца Иакова (Бытие, XXXV, 22; XLIX, 4).
57
Имеется в виду патриарх Иуда и его связь с Фамарью (Бытие, XXXVIII, 14 – 19). Правда, Фамарь обманула Иуду, прикинувшись блудницей.
58
Этот случай с одним молодым левитом в городе Иевусеев описан в книге Судей (XIX, 22 – 23).
59
Имеется в виду история Лота и его дочерей (Бытие, XIX, 30 – 38).
60
Речь идет о жителях погрязшего в пороках города Содома (Бытие, XIX, 1 – 11).
61
Месяц носорога. – Такого месяца нет в китайском календаре
62
Этот камень действительно существует, он находится в специальной нише восточной наружной стены мечети Кааба в Мекке и является предметом особого суеверного почитания всеми мусульманами.
63
Мелинда. – Этот порт расположен при впадении в океан реки Замбези.
64
Bisро – португальское слово, означающее eрiscорus, то есть на галльском наречии «епископ». Оно не встречается ни в одном из четырех евангелий.
65
Речь идет об острове Мальта, владении Мальтийского ордена; во времена Вольтера, да и раньше, чисто религиозные функции членов ордена уступили место функциям военным.
66
Амабед явно говорит о святом Иерусалиме, с такой точностью описанном в Апокалипсисе, у Юстина [Юстин – христианский писатель II в. н. э., автор «Апологии христианской религии»; погиб как мученик за веру ок. 165 г.], Тертуллиана [Тертуллиан (160 – 240) – раннесредневековый латинский писатель и богослов.], Иринея [Ириней – один из христианских мучеников, епископ Лиона (ум. ок. 200 г.). Причислен к лику святых.] и других великих мужей; но, как видит читатель, бедный брамин имел самое смутное представление о предмете.
67
Старый город – то есть порт Чивита-Веккия.
68
Месяц овцы. – Этот месяц китайского календаря соответствует августу.
69
Прежде они назывались Яникульскими, из чего явствует, насколько новый Рим возобладал над старым.
70
Непристойное итальянское слово, означающее приблизительно «дурак, недотепа».
71
Пропаганда – специальная конгрегация, учрежденная папой Климентом VIII в 1597 г. для повсеместной проповеди христианского учения.
72
Как известно, ciceroni называют людей, чье занятие – показывать древности иностранцам.
73
Речь идет о папе Юлии II, который скончался в ночь на 21 февраля 1513 г. Его преемник Лев X был избран 11 марта.
74
…отправляем душу ею во врачебницу… – то есть в чистилище.
75
См. Ев. от Матф., XXI, 19. Здесь и далее Вольтер упоминает отдельные события, о которых рассказывается в Евангелии.
76
См. Ев. от Иоанна, II, 7 – 9.
77
См. Ев. от Матф., VIII, 32.
78
См. Ев. от Матф., XXII, 21.
79
Речь идет о номинальном главе так называемой Священной Римской империи германской нации, конгломерата государств, которые не всегда считались с верховной властью императора.
80
…на одной большой реке… – то есть на Дунае, в Вене.
81
Иоанн VIII убит ревнивым мужем с помощью молота; Иоанн X, любовник Теодоры, задушен в собственной постели; Стефан VIII заключен в замок, именуемый ныне Замком святого ангела; Стефан IX получил от римлян несколько ударов мечом по лицу; Иоанн XII низложен императором Оттоном I и убит в доме одной из своих любовниц; Бенедикт V изгнан императором Оттоном I; Бенедикт VIII задушен незаконным отпрыском Иоанна X; Бенедикт IX купил себе треть понтификата и перепродал ее, и т. д. и т. п. Все они были непогрешимы.
82
Такого месяца в китайском календаре нет.
83
«Мандрагора» – комедия Николо Макиавелли, поставленная в Риме в 1520 г. Вольтеру очень нравилась эта пьеса, он как-то заметил, что «она стоит, быть может, всех пьес Аристофана».
84
Александр VI – папа римский с 1492 по 1503 г…какой-то из незаконных своих дочерей… – Речь идет о знаменитой красавице Лукреции Борджа (1480 – 1519), покровительнице литературы и искусства, прославившейся также своим развратом.
85
Юлий II принимал участие в так называемых Итальянских войнах, которые вела Франция в первой половине XVI в. за господство в Северной Италии.
86
В 1510 г. папа Юлий II отлучил от церкви короля французского Людовика XII, а на Францию наложил интердикт и обещал отдать ее первому, кто пожелает сесть там на трон. В 1512 г. интердикт и отлучение были повторены. Сегодня нам трудно понять, как можно дойти до такой смешной наглости. Тем не менее со времен Григория VII [Папа Григорий VII (на папском престоле в 1073 – 1088 гг.) прославился своей борьбой с императором Генрихом IV, которого он заставил явиться с повинной в Каноссу.] не было почти ни одного римского епископа, который не пытался бы назначать и свергать государей по своему произволу. Правда, монархи вполне заслужили такое возмутительное обращение: они оказались настолько глупы, что сами привили своим подданным веру в непогрешимость папы и его верховенство над всеми церквами. Они сами ввергли себя в оковы, которые трудно разорвать. Суеверие привело к полному хаосу в делах правления. Свет разума засиял западным народам лишь очень поздно; он залечил часть ран, нанесенных людскому роду его врагом суеверием, но шрамы от них остались и поныне.
87
Вольтер имеет в виду кардинала Чезаре Борджа (1476 – 1507), игравшего видную роль в политической жизни своего времени.
88
Вольтер цитирует далее «Сатиру на брак» Лодовико Ариосто.
89
Любовь и состраданье чужды братье.
Вот почему монахов и могу
Жестокосердой сволочью назвать я (итал.).
90
Сакрипанте. – Такого кардинала никогда не было; так зовут одного из комических персонажей поэм Маттео Боярдо (ок. 1440 – 1494) «Влюбленный Орландо» и Ариосто «Неистовый Орландо».
91
Факинетти – а такой кардинал действительно существовал. Это Джованни Антонио Факинетти (1519 – 1591), ставший кардиналом в 1583 г., а в 1591 избранный папой под именем Иннокентия IX.