набат — никто не явился к нему на помощь; он всего лишь умножил собой число зоилов, которые, будучи бесплодными, изливают свой яд на людей, прославивших свою родину и послуживших человечеству своими творениями.
Теология — это исследование, а не наука о Боге и божественных предметах; теологи есть среди всех священнослужителей древности — то философы, которые, предоставляя взорам и умам толпы весь внешний, обрядовый облик религии, сами мыслили о божестве и происхождении культовых празднеств в гораздо более возвышенном духе; секреты свои они хранили про себя и для посвященных. На тайных празднествах Элевсинских мистерий представлялся хаос и образование мира, причем жрец пел такой гимн: «Откиньте предрассудки, кои могут вас отвратить от дороги бессмертной жизни, куда вы стремитесь; возвысьте ваши мысли до природы божественного; вообразите себе, что вы шествуете пред повелителем вселенной, единственным Существом, существующим само по себе».Таким образом, на празднестве аутопсии* признавался лишь один Бог.
* Т.е. непосредственного узрения (греч.; речь идет о мистериях приобщения к божеству). -Примеч. переводчика.
В египетских культах все было исполнено мистицизма; народ же, удовлетворяясь внешней импозантной вуалью, считал себя недостойным проникать за ее пределы, скрывавшие то, что внушало ему тем более высокую почтительность.
Обычай мистерий, естественно введенный по всей Земле, не давал интеллектуальной пищи для диспутов. Языческие теологи совсем не стремились к публичному утверждению своих мнений, ибо достоинством их мнений была как раз их таинственность; и все религии были мирными.
Если бы христианские теологи поступали таким же образом, они приобрели бы себе большее уважение. Народ не создан для познания того, является ли рожденное слово единосущным со своим родителем, существуют ли одна ипостась и две сути, единая суть и две ипостаси или же, наконец, одна ипостась и единая суть; он не создан для понимания того, сошло ли это слово в ад per effectum* и в преддверие рая per essentiam**, вкушают ли его тело только вместе с акциденциями хлеба или с его субстанцией; бывает ли благодать переменчивой, достаточной, сопровождающей и принудительной в сложном смысле или раздельном. Девять десятых человечества, зарабатывающие себе на жизнь трудами рук своих, плохо разбираются в этих вопросах; теологи, не лучше в них разбирающиеся (ибо они терзают эти вопросы вот уже столько лет без всякой согласованности между собой и будут спорить и впредь), несомненно, поступили бы правильнее, если бы отделили себя от профанов вуалью.
* в результате» (лат.). — Примеч. переводчика.
**»по сути» (лат.). — Примеч. переводчика.
Поменьше теологии и побольше морали сделало бы их высокочтимыми среди народов и у царей; однако, устраивая свои публичные диспуты, они сотворили себя хозяевами тех самых народов, которыми хотели руководить. Ведь что произошло? Произошло то, что злополучные эти споры посеяли рознь между христианами, в которую по необходимости вмешались вдобавок корысть и политика. Каждое государство (даже в эпохи невежества) имеет свои частные интересы, а потому ни одна церковь не мыслит едино с другой, многие же из них диаметрально друг другу противоположны. Какой-нибудь доктор теологии из Стокгольма не может мыслить так, как другой доктор из Женевы; англиканин в Оксфорде должен отличаться от того и другого; тому, кто получает свой докторский колпак в Париже, не дозволено поддерживать неотъемлемые мнения римского доктора. Между религиозными орденами, соперничающими друг с другом, произошел раскол. Монах-францисканец обязан верить в беспорочное зачатие; доминиканец должен его отвергать, и в глазах францисканца он — еретик. Кончилось тем, что дух геометрии, распространившийся столь явно в Европе, сильно обесценил всю теологию.
Истинные философы не могли себе отказать в том, чтобы выразить самое глубокое презрение к химерическим диспутам, в которых никогда не определялись посылки и которые построены на словесах столь же непостижимых, как и их суть. Среди самих докторов теологии встречается много настоящих ученых, сожалеющих о своей профессии; они напоминают авгуров, о которых Цицерон говорит, что они не могут встречаться между собой без смеха.
I. Теолог в совершенстве знает, что, согласно святому Фоме, ангелы в отношении к Богу телесны, что душа обретает свою сущность в теле и человек обладает душой растительной, чувственной и рассудочной. Он знает также,
что душа представляет собой все во всем и все в каждой части;
что она — действующая и формальная причина тела;
что она — предельное благородство форм;
что вожделение — пассивная потенция;
что архангелы занимают промежуточное положение между ангелами и высочайшими существами;
что крещение возрождает само по себе и акцидентально;
что катехизис — не таинство, но он сакраментален;
что достоверность происходит от предмета и субъекта;
что похоть — вожделение к чувственному наслаждению;
что совесть — это акт, но не потенция;
Доктор ангельский написал около четырех тысяч прекрасных страниц в том же духе. Молодой человек, носящий тонзуру, тратит три года на вбивание себе в голову этих возвышенных знаний, после чего получает колпак доктора теологии… в Сорбонне, не в доме для умалишенных!
Если он человек с положением или сын богатых родителей или если он интриган и при этом удачлив, он становится епископом, архиепископом, кардиналом, папой.
Если он беден и не пользуется доверием, он становится теологом, слугой одного из таких людей: он выдвигает за них аргументы, перечитывает для них святого Фому и Скота, составляет для них указы, принимает за них решения в совете.
Титул теолога столь высок, что святые отцы Тридентского собора давали его своим поварам — cuoco coeleste, gran teologo*.
* «Небесный повар», «великий теолог» (ит.). — Примеч. переводчика.
Наука теологов -главная из наук, их звание — главное из званий, и сами они — первые среди людей — такова власть истинного учения! Таково царство разума среди людей!
В то время как кто-либо из теологов оказывается благодаря своим аргументам князем Священной империи, архиепископом Толедским, либо одним из семидесяти облаченных в пурпур кардиналов — преемников смиренных апостолов, преемники Галена и Гиппократа живут на свои заработки. Они могли бы сравняться с теми, если бы учились в том же университете, имели бы те же степени и получили бы в удел тот же подбитый мехом колпак. Судьба играет людьми, и те, кто открыл циркуляцию крови, молочные железы, грудной проток, являются слугами тех, кто познал, что такое сопутствующая благодать, а после начисто это забыли.
II. Я знал одного истинного теолога; он владел восточными языками и был, сколько можно, образован по части древних национальных обрядов. Брахманы, халдеи, огнепоклонники, сабеи, сирийцы, египтяне были ему знакомы так же, как иудеи; ему были близки различные наставления Библии, и в течение тридцати лет он пытался примирить между собой Евангелия и воцарить согласие между отцами церкви. Он исследовал, в какое именно время был установлен символ, приписываемый апостолам, а также тот, что известен под именем символа Афанасия; каким образом таинства были учреждены одно за другим; в чем заключается разница между синагогой и мессой; каким образом христианская церковь после своего рождения разбилась на несколько сект и как господствующая корпорация третировала все прочие, еретические. Он погружался в глубины политики, постоянно вмешивавшейся во все эти споры; и он сделал различие между политикой и мудростью, между гордыней, стремящейся поработить умы, и жаждой просветиться самому, между ревностностью и фанатизмом.
Трудность упорядочить в своем мозгу столькие вещи, по своей природе обреченные на смешение, и пролить немного света на всю эту тьму часто его отталкивала; но так как исследования эти были долгом, связанным с его саном, он посвящал себя им вопреки отвращению. В конце концов он достиг познаний, неведомых большинству из его собратьев. Но, чем больше он знал, тем больше открещивался от этих своих познаний. Пока он жил, он был терпелив, но на пороге смерти признался, что даром потратил всю свою жизнь.
1 Моисей — библейский персонаж, изображаемый пророком бога Яхве, основателем религии и законодательства древнееврейского народа.
2 Клодий — Публий, Клодий Пульхр (92-52 до н.э.) древнеримский политический деятель.
3 Имеется в виду Никомед III (91-74 до н.э.), царь Вифинии, который был союзником римлян.
4 Веррес, Гай — правитель (пропретор) Сицилии в 73-71 гг. до н.э., который по иску сицилийцев был благодаря усилиям Цицерона приговорен судом в Риме к выплате огромного штрафа за свои злоупотребления.
5 «О трех обманщиках» — анонимный атеистический трактат на латинском языке, изданный в Германии в 1753 г. и проводящий взгляд на Моисея, Иисуса и Мухаммеда как на великих обманщиков (в роли основателей иудаизма, христианства и ислама).
6 Анаксагор из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) древнегреческий философ.
7 Дасье, Анна (1654-1720) — французская специалистка в области древних языков, принимала участие в издании греческих классиков во Франции.
8 Алкивиад (451—404 до н.э.) — афинский политический деятель и полководец.
9 Л’Опиталь, Мишель (1507-1573) — французский государственный деятель, занимавший в период религиозных войн пост канцлера и пытавшийся примирить католиков с гугенотами.
10 Ванини, Джулио Чезаре (1584-1619), аббат свободомыслящий итальянец, резко критиковавший католическую церковь и ряд важнейших религиозных представлений. Обвиненный в атеизме, был сожжен на костре по приговору Тулузского суда («парламента») под председательством Граммона.
11 Аверроэс — латинизированное имя средневекового арабского философа и ученого Мохаммеда Ибн-Рушда (1126-1198), развивавшего натуралистическую версию аристотелизма, которая под именем аверроизма оказала значительное влияние на западноевропейскую мысль.
12 Мерсенн, Марен (1588-1648) — французский теолог-францисканец и естествоиспытатель.
13 Николь, Пьер (1625—1695) — французский теолог-янсенист, моралист и логик.
14 Епископ Гиппонский — это Аврелий Августин.
15 Уорбуртон, Уильям (1698-1779), епископ Глостерский английский теолог.
16 Окелл Лукан (V в. до н.э.) — древнегреческий философ-пифагореец, учивший о вечности мира (в работе «О природе всего»).
17 Гераклит из Эфеса (ок. 544—ок. 483 до н.э.) древнегреческий философ, усмотревший в огне субстанциальное начало мироздания.
18 Левкипп (ок. 500-440 до н.э.) — древнегреческий философ-материалист, родоначальник атомистики.
19 Зенон из Элей (490-430 до н.э.) — древнегреческий философ, один из крупнейших представителей Элейской школы.
20 Анаксимандр из Милета (ок. 610-546 до н.э.) древнегреческий философ-материалист.
21 Евклид (ок. 323-283 до н.э.) — великий древнегреческий математик, систематизатор античной геометрии, автор «Начал».
22 Боссюэ, Жак-Бенинь (1627-1704), епископ Мо — французский католический теолог.
23 Клод, Ивон (1714-1791) — французский католический теолог.
24 Ле Телье, Мишель (1643-1719) — глава («провинциал») иезуитов Франции, теолог, духовник Людовика XIV, инициатор преследования гугенотов и янсенистов.
25 Григорий VII (Гильдебранд) — папа римский (1073—1085), вел ожесточенную борьбу за верховенство папы над государями Европы.
2fi Булла In Coena Domini (1362) папы римского Урбана V (1362-1370) предавала