Скачать:TXTPDF
Аграрная история Древнего мира

было разделено на 9 книг; во II в. н.э. каждая книга была названа именем одной из 9 муз. Геродот проследил историю отношений между древневосточными деспотиями (Азия) и греческими рабовладельческими государствами (Европа), кульминационным пунктом которых стали греко-персидские войны. Труд охватывает весь исторический период, исключая мифологическую эпоху.

131

Ad hoc — к этому; для этого случая, для этой цели; специальный, нарочитый (после существительного); к случаю, кстати; сверх (э)того (лат.).

132

Seniores — пожилой человек; старый, дряхлый; старейшие; воен. призывники самых старших возрастов (лат.).

Juniores (juvenis, juvenior) — молодой, юный; молодой человек, молодая девушка; воен. молодые призывники.

133

Рамсес III (греч. Рампсинит) (1180–1150) — египетский фараон, предпринимал походы на Сирию и Нубию; по греческим сказаниям известен своими богатствами.

134

храм Аммона в Фивах… — Аммон (Амон) — сначала местное фиванское божество, позже верховный египетский бог, у греков впоследствии был отождествлен с Зевсом. Амону были присвоены атрибуты бога солнца Ра (голова овна с рогами — боги в Египте воплощались в священных животных), после чего его полное имя стало Амон-Ра. Аменхотеп III построил в Фивах Великий храм Амона, который существенно расширил храмовый комплекс Карнака.

135

Синедрион (греч. synedrion — собрание, совет) — в III–I вв. до н.э. — совет старейшин города Иерусалима — высшее государственное учреждение; состоял из 71 или 72 членов. Председателем был первосвященник, а членами — представители лучших саддукейских и фарисейских родов. При римском господстве (I в. до н.э. — I в. н.э.) синедрион — верховный суд Иудеи. После разрушения Иерусалима был школой или академией закона.

136

Сюзерен (франц. suzerain) — в Западной Европе в эпоху феодализма — крупный феодал, сеньор по отношению к зависимым от него вассалам; верховным сюзереном обычно считался король.

137

Аменхотеп IV — египетский фараон в 1410 — около 1400 гг. до н.э., сын Аменхотепа III. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, выступил как религиозный реформатор, введя новый государственный культ бога Атона и сделав столицей государства город Ахетатон (современное городище Эль-Амарна); сам принял имя Эхнатон (букв, «угодный Атону»).

138

Рамсес IV — египетский фараон, один из первых Рамессидов; ничем не прославился.

139

Нáбольший — начальник; глава дома (хозяйства) или руководитель в каком-нибудь деле; старший, старшина. В России нáболыпий: в хозяйстве — старший или большак (большуха); в уезде — исправник; в городе — городничий.

140

Ηγεμών τού έργαστηρίου — старший (глава) в эргастерии; ήγεμών — идущий впереди, вожатый, проводник, вождь, полководец, предводитель, повелитель, глава (греч.).

141

Heredes — от heredes — наследник, единственный (исключительный) наследник; преемник; отпрыск; шутл. владелец, собственник (греч.).

142

Амазис — (Аахмес) (Amassis греч.) — 1) египесткий фараон, изгнавший гиксосов около 1530 гг. до н.э.; 2) фараон 569–526 гг. до н.э., сверг своего предшественника Ухабра (Априя); покровительствовал грекам.

143

…со времен ассирийского завоевания… — в 671–665 гг. до н.э. Нижний Египет был покорен Ассирией.

…ассирийская и эфиопская династии… — эфиопская (XXV) династия правила с 751 по 656 гг. до н.э.

Бокхорис (греч. Bökchoris, др.-егип. — Бекенренеф) — в Древнем Египте фараон XXIV династии, правивший в 732–726 до н.э. в Саисе.

…персидское завоевание… — В 525 г. до н.э. Египет был покорен персидским царем Камбизом и включен в состав Персидской державы.

борьба эфиопской, персидской и поддерживаемой греками туземной династий… — Персидские династии (XXVII-ая, правившая в 525–404 гг. до н.э. и XXXI-ая — в 341–322 гг. до н.э.). Местная (Саисская) династия вела борьбу против захвативших Мемфис ассирийцев, опираясь на помощь греческих наемников.

144

наподобие эллинских «эйсимнетов»… — Эйсимнет (греч. начальник) — судья, наделенный чрезвычайными полномочиями для урегулирования внутренних волнений в греческих городах в VI в. до н.э. (Питтак в Мителене, Харонд в Катане и др.). В некоторых городах (Мегара, Милет, Наксос и др.) эсимнетами назывались также эпонимные чиновники.

145

Тель эль-амарнские таблицы — тель-эль-амарнский архивсобрание клинописных табличек дипломатической переписки 2-й пол. — нач. XIV вв. до н.э. египетских фараонов XVIII династии с правителями стран Передней Азии. Найден в 1887 г. в Амарне. Является важнейшим источником по истории Древнего Востока.

Амарна (Тель-эль-Амарна) — населенный пункт в АРЕ, на месте столицы Древнего Египта Ахетатона при фараоне Эхнатоне (XV в. до н.э.).

146

Тессера — у древних римлян — свинцовый жетон на право получения хлеба, масла и т. п.; название игральных костей или марок и жетонов (из кости, укамня, глины и пр.), служивших значками (пропусками) для входа в амфитеатр и проч.

147

Псамметих — имя трех египетских фараонов. Псамметих I (655–610 до н.э.) — один из 12 ассирийских наместников, освободил Египет от ассирийского владычества, приобрел при помощи ионийских и карийских наемников власть, открыл доступ в Египет чужеземцам. Псамметих II — сын Нехо (594–589 до н.э.). Псамметих III (Псамметит) (526–525 до н.э.) — сын Амазиса, побежден и свергнут персидским царем Камбизом.

148

Прекарист — от precarium (лат. прекарий) — данное во временное пользование или в долг, — первоначально в римском праве долговые отношения между заимодавцем (например, патроном) и занимателем (например, клиентом) в независимости от того что дано в долг: движимое или недвижимое имущество. Во времена ранней и поздней Римской империи прекарий в связи с предоставлением землевладельцем земельного участка крестьянину с правом отобрать его обратно, возможно, послужил первым шагом к раннесредневековому бенефицию. Права прекариата защищались законом против всех, кроме владельца, который мог участок отобрать. Его отношения с прекариатом (прекаристом) считались основанными на благодеянии, поэтому закон не вмешивался. Положение прекариата было более выгодным, если его участок был вне имения хозяина, и менее выгодным если он был внутри имения. Все это подробно оговаривалось еще юристами ранней Империи. Во франкском государстве Меровингов и Каролингов прекарий был наиболее распространенным способом ставить крестьян в зависимость от крупного землевладельца.

Прекарий — в римском праве — владение по добровольной и безвозмездной уступке со стороны собственника с правом в любое время взять обратно данное. Из прекария развилась особая форма зависимого владения землей с обязательством уплаты оброка собственнику; до XIII в. была распространена на церковных и монастырских землях.

149

Феллахи — оседлое земледельческое население Аравии и Египта (в противоположность кочевникам бедуинам); произошли от смешения египтян с предками арабов.

150

Professio — официальное заявление; от — professus (profiteor) — давать сведения, давать показания, делать заявление, открыто заявлять, выдавать себя (лат.).

151

Entail-system — от англ. entail — акт, закрепляющий порядок наследования земли без права отчуждения; майоратное наследование; майорат.

152

Αγραφος γάμος — незаписанный, незарегистрированный брак (греч.).

153

Manus — насилие, сила, власть (лат.).

154

…«Законов», которые восходят, несомненно, к более древнему периоду… — «Законы» или древний Закон — имеется в виду законодательство Моисея, изложенное им в в библейской книге Исход, начиная с 20-й главы (в отличие от этого же законодательства изложенного в более позднем варианте во Второзаконии).

155

В источниках, насколько мне известно, нет никаких признаков специфического бедуинского права. Религиозное значение Синая само по себе указывает только на то, что древнее поклонение Иегове, Iahwe, на высотах на время было перенесено на эту самую высокую гору.

Синай — горная группа на Синайском полуострове, богатая месторождениями полезных ископаемых; принадлежит Египту. Местонахождение библейской горы Хорив на Синае не выяснено. Гора Моисея (собственно библейская гора Синай, на которой он получил от бога скрижали с записанными на них 10 заповедями) в настоящее время называется Джебель Муса.

Иегова — искаженная форма имени бога Яхве в иудаизме; по Библии, именно под этим именем Бог впервые открылся Моисею.

Яхве (он же Ягве, он же Саваоф) — одно из священнейших имен бога в Ветхом Завете; заключает в себе понятие вечности и совершенства: «13 …И сказал Моисей Богу: вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.» (Исход; 3, 13–14).

156

Период царств — период от пророка Ильи до разрушения Иерусалима Навуходоносором. События, произошедшие в этот период излагаются в 4 канонических книгах Ветхого Завета которые все вместе называются Книги Царств.

157

Моисей — евр. Моше — в библейской мифологии предводитель израильских племен; сын Авраама из колена Леви, основатель еврейской религии, родился около 1500 г. до н.э.; был воспитан при египетском дворе дочерью Фараона; на горе Хорив получил благословение бога Яхве и был призван им вывести народ Израиля из египетского рабства сквозь расступившиеся воды Чермного (Красного) моря. Увел евреев к горе Синай, где богом ему были даны скрижали с 10 заповедями и другими законами (синайское законодательство). После 40 лет странствий в пустыне, он со своими спутниками завоевал Заиорданье. Моисею приписывается и составление Пятикнижия, однако на самом деле авторами последнего являются несколько авторов более поздней эпохи. У иудаистов, мусульман (Муса) и христиан — Моисей — пророк; похоронен он у горы Нево.

158

Филистимляне (от др.-евр. пелиштим) — народ, населявший в XII в. до н.э. юго-восточное побережье Средиземного моря, из числа «народов моря» (условное обозначение племен или народов, нападавших в XIII–XII вв. до н.э. на Египет с моря и с суши). Войны филистимлян с иудеями отражены в ряде библейских рассказов. В VIII в. до н.э. были покорены Ассирией. От филистимлян происходит название Палестина. Филистимлянином был знаменитый библейский Голиаф.

159

Дракон (Драконт) (Dräkon) — древнейший афинский законодатель, составивший в 621 г. до н.э., будучи архонтом, свод законов (первая кодификация афинского права). Эти законы отличались крайней жестокостью (отсюда выражения: «драконовские законы», «драконовские меры»). По ним отменялось право родовой аристократии на кровную месть, карательные функции были переданы ареопагу, был ограничен произвол судебных приговоров. В целях охраны частной собственности знати законы Дракона содержали тяжкие наказания за нарушение законов о собственности (например, смертную казнь за кражу зерна, овощей и пр.). Во избежание народных волнений уголовное законодательство Дракона было смягчено Солоном в 594 г. до н.э.

160

Солон (между 640 и 635 гг. — ок. 559 г. до н.э.) — афинский политический деятель и поэт из знатного, но обедневшего аристократического рода. Став в 594 г. до н.э. афинским архонтом, был наделен чрезвычайными полномочиями для того, чтобы преодолеть затяжной экономический и политический кризис афинского государства. Неконтролируемое расширение крупных земельных владений привело к тому, что положение мелких земледельцев крайне ухудшилось, они сильно задолжали и частично лишились своей земли (гектеморы). Они требовали отмены долгов и нового раздела земли. Ремесленники и торговцы стремились к участию в управлении государством и устранить остатки родового строя, который препятствовал экономическому развитию, установлению демократии. Солон решил пойти на компромисс, чтобы преодолеть кризис: удовлетворить часть справедливых требований бедняков, для того чтобы они не настаивали на дальнейших коренных преобразованиях. Первым его шагом была

Скачать:TXTPDF

Аграрная история Древнего мира Макс читать, Аграрная история Древнего мира Макс читать бесплатно, Аграрная история Древнего мира Макс читать онлайн