Скачать:TXTPDF
Аграрная история Древнего мира

Саула. Под именем Самуил у евреев известны 2 библейские книги (Первая книга Самуила и Вторая книга Самуила), повествующие о возникновении царской власти у евреев и о царствовании Саула и Давида (в христианской Библии это Первая Книга Царств и Вторая книга царств). Критики Библии относят авторство этих книг к послевавилонскому периоду. «11 И сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его; 12 И поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничий прибор его. 13 И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. 14 И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. 15 И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть, и отдаст евнухам своим и слугам своим. 16 И рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет, и употребит на свои дела. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть; и сами вы будете его рабами». (1-я Книга Царств; 8, 11–17).

176

Иосия — в библейской мифологии Иудейский царь. Главная особенность его правления лучше всего сформулирована в Библии: «25 Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобные ему»(4-я Книга Царств; 23, 25). Был убит во время военного похода, предпринятого фараоном Нехао против Ассирии.

177

Октроирование (франц. octroi — пожалование) — дарование, пожалование монархом каких-либо прав, привилегий, например, конституции.

178

«5…Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.» (Второзаконие; 15, 6).

179

«6Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, 24 То обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. 25 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею; 28 А отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного; ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его. 27 Ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.» (Второзаконие; 22, 24–27).

180

Измаил — сын Авраама и его наложницы Агари; считается родоначальником измаильтян (агарян), которые, в свою очередь, являются родоначальниками бедуинов. «9 …И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. 10 И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. 11 И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. 12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее; ибо в Исааке наречется тебе семя. 13 И от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое. 14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плеча, и отрока, и отпустил ее. Она пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии. 15 И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. 16 И пошла, села вдали, в расстоянии в один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль и плакала. 17 И услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится. 18 Встань, подними отрока, и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ. 19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока. 20 И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне; и сделался стрелком из лука. 21 Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.» (Бытие, 21, 9–21).

181

Левиратный брак — левират (лат. levir — деверь) — обычай многих народов, преимущественно отсталых, разрешающий младшему брату умершего (или даже обязывающий его) жениться на его вдове. Во Второзаконии об этом сказано так: «5 …Если братья живут вместе, и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею. 6 И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле.»(Второзаконие; 25, 5–6)

182

история Ахава и Навуфея… — «1 …у Навуфея, Изреелитянина, в Изрееле был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. 2 И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад; ибо он близко к моему дому, а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. 3 Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! 4И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел… 16 …Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение. 17 И было слово Господне к Илии Фесвитянину: 18 Встань, пойди на встречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии; вот он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение; 19 И скажи ему: «так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?» и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь». 20 И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел; ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа. 21 Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды, и вымету за тобою, и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в Израиле… 27 …Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, спал во вретище, и ходил печально.» (3-я Книга Царств, 21; 1–4, 16–21, 27).

183

Агнаты (лат. agnatus — родственник по отцу) — 1) в древнем римском праве — все члены семьи, происходящие по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедшие в семью путем брака или усыновления (правовая группа, в отличие от когнатов); 2) в праве германских народов — кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии.

184

Fabri — мн. ч. от jaber — мастер, ремесленник, художник; творец, создатель (лат.).

185

Excontracto — согласно договору; по договору; из договора. Contractus — сделка, соглашение, договор, кантракт (лат.).

186

Илоты (греч. heilotes) — местные жители Лаконии и Мессении, в свое время покоренные дорийцами. В Спарте в качестве государственных рабов были прикреплены к определенным наделам земли и должны были отдавать спартиатам и прочим лакедемонянам, периэкам, часть дохода в виде арендной платы. Иногда их привлекали к военной службе как легковооруженных воинов. Полностью бесправные, подвергаемые крайне жестокому обращению, илоты неоднократно поднимали восстания (т. н. Мессенские войны), которые серьезно угрожали власти спартанцев (сер. VII в. до н.э. и 464 г. до н.э.). Продавать и освобождать илотов могло только спартанское государство.

187

Иезекииль — древне-еврейский пророк, жил в эпоху вавилонского пленения (VII–VI вв. до н.э.). В своих проповедях призывал к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма (проповедь чистой веры). Автор одной из книг Ветхого завета, носящей его имя (в ней видны следы многих редакций).

188

Ездра (Эзра) — еврейский священник; в 458 г. до н.э. вывел из вавилонского плена вторую партию иудейских изгнанников в Палестину и восстановил иерусалимский храмовый культ. О нем повествуется в библейской книге «Ездра».

Неемия (библ.) — деятель эпохи реставрации Второго храма в Иерусалиме, придворный Артаксеркса I; в 444–433 гг. до н.э. — наместник в Иерусалиме, заботился об укреплении города и организации храмовой службы. Его именем названа книга в Библии, повествующая о его деятельности.

189

Полба — виды пшеницы с ломким колосом (при созревании распадается на колоски с члениками стержня) и не вымолачиваемым из пленок зерном, из которого производятся крупа и мука.

190

Эвбея — большой, вытянутый в длину остров в Эгейском море, близ побережья Балканского полуострова, от которого отделяется узким (иногда всего лишь до 12 м ширины) проливом Эврип. Важнейшие города Эвбеи (часто враждовавшие между собой) Халкида и Эретрия в VII в. до н.э. были крупными торговыми центрами, основавшими колонии в Сицилии, Италии и Халкидике. В эллинистические времена Халкида превратилась в сильную крепость.

Фессалия — область на северо-востоке Греции, плодородная равнина, окруженная со всех сторон горами; в древности через нее проходили пути проникавших в Грецию различных племен, отсюда частое упоминание Фессалии в легендах и мифах.

191

Тегея — город на юго-востоке Аркадии, лежал на пересечении важнейших торговых путей. После продолжительных войн со Спартой стал членом Пелопоннесского союза (550–371 до н.э.), позже членом Аркадского, а потом и Ахейского союза.

Мантинея — главный город Восточной Аркадии. В 223 г. до н.э. македонский царь Антигон разрушил Мантинею, население было обращено в рабов, а город переименовали в Антигонею.

Катавотры — имеются в виду оросительные сооружения (сущ. от глагола κατανοτίζω (греч.) орошать), по поводу которых между двумя вышеупомянутыми городами периодически возникали трения.

192

Гортина (греч. Gortyn) — город на острове Крит, приблизительно в центре равнины Мезара. Широко известно городское право Гортины; большая правовая кодификация объединила в 12 столбцах предписания по правам личности, семейному, наследственному, имущественному и долговому праву.

193

Γένος — род, семейство; поколение; племя, народ (греч.).

194

Аγχιστεύς

Скачать:TXTPDF

Аграрная история Древнего мира Макс читать, Аграрная история Древнего мира Макс читать бесплатно, Аграрная история Древнего мира Макс читать онлайн