Скачать:TXTPDF
Аграрная история Древнего мира

ближайший родственник (греч.).

195

…свевы Ариовиста… — Свевы (лат. suebi, suevi) — большая группа западно-германских народов, племена которых с I в. до н.э. распространились, от Северной и Южной Германии до Центрального Дуная. Часть свевов под началом Ариовиста (германский король, приглашенный одной из партий галльской знати в качестве своего рода «наемного лидера» и приобретший в дальнейшем самостоятельное значение) в 70-х годах I в. до н.э. устремились в Галлию. В 59 г. до н.э. Цезарь способствовал признанию сенатом Ариовиста «другом римского народа», однако в 58 г. до н.э. изгнал его из Галлии, так как он мешал его планам дальнейшего завоевания страны.

196

Κώμη — деревня, село, квартал в городе; сельский округ, относящийся к городу; сельская община (в некотором смысле соответствует римскому Pagus’y (греч.).

197

Δήμος — народ, толпа, чернь; свободный народ, народное правление, народное собрание; земля, область, страна; в Аттике — дем, округ или участок (было 174 дема).

198

…так называемого «переселения дорийцев»… — распространенное название последней фазы переселения народов, которое начиная с XIV в. до н.э. охватило бассейн Средиземного моря, достигло Центральной Европы и Передней Азии. Следует ли говорить о постепенном проникновении дорийских племен или о вооруженном захвате этих территорий, однозначного ответа нет. Неясен также вопрос о непосредственном пути вторжения. К 900 г. до н.э. Пелопонесс, остров Крит, южные острова Эгейского моря и юг Малой Азии были заселены дорийцами.

199

Родос (греч. Rhodos — остров роз) — большой плодородный остров у юго-западного побережья Малой Азии, с XIV в. до н.э. занятый ахейцами. Они были ок. 1000 г. до н.э. вытеснены дорийцами, поделившими территорию острова между тремя городами — Линдом, Ялисом и Камиром, которые вместе с Галикарнасом, Книдом и Косом составили так называемый дорийский Гексаполис (Союз шести городов).

200

Амфиктиония, или амфиктионов союз (греч. amphiktiones — живущий в другом полушарии) — название союза греческих племен, живших по соседству со святилищем общего высшего божества и объединявшихся для его защиты. Спорные вопросы, возникавшие между членами союза, улаживались третейским судом. Наиболее известными амфиктиониями были Дельфийский и Делосский союзы.

201

Suusheres — sui (suus) — свои, свои; heres (heredes) — наследник, преемник, отпрыск (греч.).

202

Петиторный иск — в Древнем Риме название формы иска, дававшего защиту невладеющему собственнику против владеющего несобственника.

203

Контравиндикация — сост.: contra — против (лат.) и vindicatio — защита, охрана (лат.) от vindico — заявляю претензию, требую. Виндикация (виндикационный иск) — юр. в гражданском праве способ защиты права собственности, с помощью которого собственник может истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Эта форма иска сложилась в римском праве. Собственник может виндицировать свое имущество от недобросовестного, а если имущество приобретено безвозмездно, то и от добросовестного приобретателя независимо от того, каким путем оно выбыло из владения собственника. От добросовестного приобретателя, который возмездно приобрел имущество, оно может быть востребовано лишь в случае, если было утеряно собственником или лицом, которому сам собственник передал это имущество во владение (например, во временное пользование), похищено у того или другого либо выбыло из владения иным путем помимо их воли. Контравиндикация — встречный иск о признании лица собственником какой-либо вещи, находящейся во владении несобственника и о возвращении ее подателю встречного иска.

204

Интердикт (лат. interdictum — запрещение) — в римском праве — приказ претора, предписывающий или запрещающий какое-либо действие одной из спорящих сторон; решение в пользу истца, когда претор решал, что процесс не должен быть обжалован.

205

Ассигнация (лат. assigno atum, are — назначать, отводить, выделять, наделять; поручать, передавать; приписывать, относить) — отведение, распределение земель.

206

Usucapio — приобретение в собственность; приобретать в собственность на основании давности и при наличии определенных условий (лат.).

207

Τέμενος — участок земли, посвященный богу, священная или храмовая земля, священная роща, святынявообще; также: царский надел или участок (греч.).

208

Клерос (греч. κλήρος — надел, жребий) — в ранних греческих полисах и особенно в колониях земля между гражданами распределялась по жребию, причем эта процедура повторялась периодически, чтобы никто не оказался обделенным. С установлением частной собственности на смену жеребьевке пришла система передачи земельных участков по наследству, однако само понятие «клера» сохранилось, в частности, в связи с созданием военных поселений (клерухий).

209

Эвмей — в «Одиссее» Гомера верный свинопас Одиссея, помогавший ему в борьбе против женихов.

210

Теофраст (Феофраст) из Эреса (Лесбос) (372–288 до н.э.) — греческий философ, ученик и друг Аристотеля, после его смерти возглавивший перипатетическую школу. Им написаны работы по философии, риторике, поэтике, страноведению, музыке, искусствоведению и религии.

211

Микены — крепость и город в северной части Арголиды (Пелопоннес); во 2-й половине 2 тысячелетия до н.э. один из центров культуры, получившей название микенской; примерно в XII в. до н.э. разрушены во время дорийского переселения.

Тиринф — город с мощной крепостью в Арголиде (Пелопоннес), южнее Микен. Построен во 2-й половине 2 тысячелетия до н.э. Первые постройки относятся к 3 тысячелетию до н.э., последние — к XIII в. до н.э.

212

…мы совершенно в такой же мере находим у военной придворной знати в Ассирии и Персии, у гетеров македонских царей, у галльских soldun’ев и у degen’ов и антрустионов германских королей… — приближенные высших правителей, составлявшие их свиты. Упоминаемых здесь Вебером гетеров не следует путать с гетерами. Hetaeria (греч.; лат. sodalitas) — содружество, товарищество, общество, объединение. Hetaericos (греч. Hetaeria) — принадлежащий к братству, товарищеский; ala hetaerice — земляческий фланг македонян.

Soldurius (i) — (кельт, лат. devotus) — преданный человек, связанный клятвой дружинник (у галльских предволителей).

Degen — (лат. de-gener, eris adj. [genus]) — низкий, низменный, неблагородный.

Антрустионы — у франков вассалы, составлявшие свиту короля (при Меровингах).

213

Феаки (греч. Φαίακες) — в греческой мифологии обитатели сказочного острова Схерия. Отличаясь гостеприимством и исключительным мастерством в кораблевождении, феаки считают свои долгом отправлять на родину мореходов, попавшим к ним в результате кораблекрушения. Одиссей, заброшенный на остров бурей, встречает там радушный прием (Одиссея, VII, 139–328) и получает дорогие подарки (XIII, 4–15). Именно на этот эпизод ссылается здесь М. Вебер.

214

Терсит (Ферсит) (Θερσίτης) — в греческой мифологии незнатный воин, участвующий в Троянской войне на стороне ахейцев, враг Ахилла и Одиссея. На собрании войска под Троей Терсит набрасывается с оскорблениями на Агамемнона, обвиняя его в том, что он несправедливо захватывает большую часть добычи. За это Одиссей жестоко избивает Терсита (Илиада, II, 212–270). В выступлении Терсита отразилась попытка простых воинов защитить свои права от посягательств знати.

215

Сильфий (гладыш, лазерпиций) (греч. Σιλςκυν, лат. laserpitium) — смолистое растение семейства зонтичных, сок корня которого употреблялся как лекарство и как приправа, а также в ремеслах. Торговлю высушенным сильфием монополизировали цари Кирены, поскольку в других местах он не производился.

216

… Агамемнон предлагает Ахиллу в ленное владение несколько «городов»… — имеется в виду эпизод из «Илиады» (кн. IX), когда Ахилл, после того как Агамемнон отнял у него Брисеиду, полученную в качестве почетной добычи, отказывается продолжать войну, что приводит к тяжелым последствиям для ахейского войска. Агамемнон вынужден обещать Ахиллу вернуть Брисеиду, отдать в жены одну из дочерей и много богатых городов в приданное.

217

В Элладе ясного разграничения нет даже между покупным рабом и «клиентом». Эвмей куплен Одиссеем, но надеется от него получить клерос («precarium») и сам имеет слугу.

218

Παλήτης — продавец; полеты в Афинах, т. е. должностные лица (10 человек — по одному от каждой филы), заведовавшие отдачей на откуп государственных доходов (греч.).

219

Эфоры (греч. наблюдатели) — пять высших должностных лиц, избиравшихся сроком на один год всеми полноправными спартанцами. Представляли консервативную силу этого полиса. С середины VI в. до н.э. обладали широкими полномочиями в управлении, надзоре и судопроизводстве. Один из эфоров — эфор-эпоним — давал имя году.

220

Микенская культуракультура материковой Греции и островов Эгейского моря (эгейская культура) в эпоху развитого бронзового века (вторая половина II тысячелетия до н.э.), называемая также культурой позднеэлладского периода. Название происходит от ее центра — города Микены, располагавшегося в северной части Арголиды (Пелопонесс). Наряду с городами, характеризовавшимися высоким уровнем ремесленного производства и роскошными строениями (Микены, Тиринф, Пил ос), существовали небольшие поселения, которые не пострадали во время дорийского переселения примерно в XII в. до н.э. и подчинились пришельцам. Города же были разрушены.

221

Меровинги (Merovingi) — первая королевская династия во Франкском государстве. Названа по имени полулегендарного основателя рода — короля Меровеха (Меровея) (448–457), господствовали с 481 по 751 гг. Главный представитель — Хлодвиг. Меровинги ослабили свое могущество междуусобицами и должны были уступить власть майордомам из рода Каролингов. Последний из Меровингов Хильдерих III в 751 г. был лишен трона Пипином Коротким.

222

Диадохи (греч. последователи) — полководцы Александра Македонского, которые после его смерти разделили между собой завоеванные территории, благодаря чему возникли новые государственные образования.

Хлодвиг I (Chlodwig) (465/466–511) — король салических франков (с 481 г.) из династии Меровингов. Вебер имеет в виду известный рассказ из хроник Григория Турского. После взятия города Суассон при дележе добычи, захваченной в одной из церквей, король Хлодвиг I попросил отдать ему ценную чашу удивительной величины и красоты, чтобы вернуть ее церкви. Но среди воинов были живы еще воспоминания о временах, когда король стоял лишь немного выше своих дружинников и был обязан делить с ними добычу по жребию. Поэтому один из воинов разрубил секирой чашу со словами: «Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию». Король смолчал, но через год на сборе войска при осмотре оружия заявил, что оружие этого воина содержится в беспорядке, вырвал у него секиру, бросил на землю и разрубил ему голову, сказав: «Так ты поступил с чашею в Суассоне». Остальным же приказал расходиться по домам, «внушив тем большой к себе страх».

223

Тацит — Публий Корнелий Тацит (Publius Cornelius Tacitus) (ок. 58 — ок. 117) — знаменитый римский историк и политический деятель (был консулом в 97 г.). Главные его труды посвящены истории Рима, Римской империи («Анналы» и «История» в 14 книгах, из которых до нас дошли 1–4 и начало 5-й) и истории древних германцев. Его труд «Нравы германцев» («De origine, situ, moribus ас populisGermaniae») является ценным источником для изучения религии, общественного устройства и быта германских племен его времени. Произведения Тацита пронизаны морализаторством и пессимизмом.

224

…как царь Лаэрт, удаляется навсегда в деревню… — имеется в виду Лаэрт (Λαέρτης) — отец Одиссея, который после отплытия сына жил с небольшим числом рабов в своем поместье, ухаживая за садом и оплакивая пропавшего без вести Одиссея (Одиссея, XI, 187–196; XV, 516–525).

225

«Comment» — свод разборов рыцарских раздоров. От commentarius (i) [commentor] — записная книжка, заметки, записки; юр. протокол; комментарий, толкование (лат.).

226

Messieurs les Anglais, tirez lespremiers — «Господа англичане,

Скачать:TXTPDF

Аграрная история Древнего мира Макс читать, Аграрная история Древнего мира Макс читать бесплатно, Аграрная история Древнего мира Макс читать онлайн