Скачать:TXTPDF
Аграрная история Древнего мира

сохранила личную свободу, все же на протяжении всей истории Спарты не принимала участия в Народном собрании и управлении государством.

251

Эвпатриды (евпатриды) (греч. сыновья благородного отца) — аттическая родовая знать, до реформы Клисфена представляющая привилегированное сословие в Афинах.

252

…херуски, по утверждению Сегеста, у своих «principes». — Херуски — германское племя, обитавшее между Везером и Эльбой севернее Гарца; в конце I в. до н.э. были временно покорены римскими полководцами Друзом и Тиберием.

Сегест — знатный херуск, убежденный сторонник Рима в период завоевательных походов Августа.

Principes (princeps) — руководитель, вожак, главарь, владыка, принцепс, государь (лат.).

253

Parvenu — парвеню, выскочка, человек незнатного происхождения, пробившийся в аристократическое общество и подражающий аристократам.

254

Архонт (греч. регент) — девять ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах. Во главе городских властей стоял архонтэпоним, по имени которого назывался год. Архонт-басилей исполнял религиозные функции, например, во время жертвоприношений и праздников. На архонта-полемарха возлагалось командование войсками. Во-просы юрисдикции относились к ведению особой коллегии шести архонтовфесмофетов. В V в. до н.э. должность архонтов, еще во времена после Солона ожесточенно оспариваемая как способствующая достижению реальной власти, утратила свое прежнее политическое значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначением по жребию.

255

Пентакосиомедимны (греч. пятисотмерники) — афиняне, с 594 г. до н.э. ежегодно получающие 500 медимнов зерна, вина или масла. Позднее так же стали называться афиняне, имеющие доходы в 500 драхм. Пентакосиомедимны составляли 1-ю цензовую группу по конституции Солона. Только они могли занимать должность архонта; они также несли службу в коннице и обязаны были выполнять литургии. (См. выше, прим. 93).

256

Демосфен-старший всю жизнь назывался «ножовщиком», хотя он на самом деле в изготовлении ножей понимал, вероятно, не более, чем владелец Бохуских акций в технике плавильного дела, и род его был уже в течение многих поколений состоятельным купеческим родом. Он был одним из владельцев эргастерия ножовщиков (рабов). См. ниже.

257

Файда (позднелат. faida — в средние века в Западной Европе феодальная частная война, начатая пострадавшей стороной для отмщения обиды.

258

В Афинах только не обремененное долгами владение, «ούσια, ελευθερία», имело значение ценза для вступления в соответствующий имущественный класс граждан.

Ούσια — имущество, состояние; сущность, действительность, бытие; Ελευθερία — свобода, независимость (греч.).

259

Писистрат (ок. 600–528 до н.э.) — афинский тиран с 561–560 г. до н.э. (с перерывами), который провел ряд реформ в интересах земледельцев и торгово-ремесленных слоев. В борьбе против аристократии раздавал часть конфискованной земли мелким крестьянам.

260

Δικασται κατά δήμους — разъездной судья; судья, разъезжающий по демам по демам (греч.).

261

Периандр (? — 586 до н.э. — сын и последователь Кипсела, тиран Коринфа (приблизительно с 627 до н.э.). Во время его правления Коринф достиг хозяйственного и культурного расцвета (подъем торговли, ремесел, керамического производства, наделение беднейших крестьян землей, прекращение «бегства от земли», предоставление работы, запрещение заниматься работорговлей, закон о роскоши, содействие искусству и науке). Позднеантичная традиция причисляла Периандра к Семи мудрецам.

Феаген — древнегреческий тиран (правитель) города Мегары (2-я половина VII в до н.э.). Провел реформы в интересах демоса. Изгнан родовой аристократией, восстановившей олигархический строй.

Клисфен — афинский государственный деятель конца VI в. до н.э., принадлежал к роду Алкмеонидов, изгнанных Писистратидами из Афин. В 510 г. до н.э. тиран Гиппий был изгнан, Алкмеониды вернулись в Афины, и Клисфен возглавил афинский демос (оппозицию аристократам). Реформы, проведенные Клисфеном в 509–507 гг. до н.э. укрепили положение афинского демоса, что позволило ему выдержать борьбу со спартанским царем Клеоменом I. Благодаря реформам Клисфена ускорился процесс ослабления власти родовой аристократии и открылся простор для полного развития рабовладельческой демократии; родовые объединения выполняли теперь только некоторые культовые функции. Важнейшей реформой Клисфена было разделение Аттики по территориальному принципу (вместо родовых фил были созданы филы территориальные). На каждую из 10 вновь образованных фил приходилось по одному округу в городской (Афины), приморской и внутренней части Аттики, что вело к дроблению родовых организаций и смешению населения. Совет пятисот (Буле) составлялся из представителей всех фил (по 50 от каждой филы); состав Совета сменялся ежегодно. Самыми мелкими единицами управления стали демы, их было около 100. Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и пришлых жителей Афин. Поэтому гражданство стало определяться принадлежностью не к филе, а к дему. Согласно установлению Клисфена, каждый гражданин Афин должен был присоединять к своему имени не родовое имя отца, как прежде, а название своего дема, что подрывало принципы родовой организации. Клисфен ввел правительственную коллегию из 10 стратегов, а также остракизм, чтобы исключить возможность новой тирании.

262

Фокида — страна в Центральной Греции с горой Парнас и святилищем Дельфы, зеселенная пастушескими племенами фокейцев.

263

Демы — (греч. Δήμοι; demoi, от греч. demos — народ) — название наименьших административных ячеек (сельских общин и городских округов) в Аттике (после 508 г. до н.э.). По ним указывалось место рождения гражданина (демотикон).

264

Более подробное рассмотрение вопросов, касающихся государственного устройства, конечно, здесь невозможно. Резкие разногласия между такими выдающимися учеными, как Вилавомиц и Э. Мейер, частые изменения взглядов этого последнего исследователя, работы Б. Кейля, Ф. Кауэра, Вильбрандта, во всяком случае, доказывают одно: что тут даже имеющий филологическую подготовку специалист, несмотря на новые открытия творений Аристотеля, нередко бродит в потемках, тем более мы.

265

Феогнид — древнегреческий поэт-лирик 2-й половины VI в. до н.э. Две книги стихотворений («Элегии») под его именем, написанные элегическим дистихом, лишь отчасти принадлежат Феогниду: книга 1-я — нравственные советы (автор рассказывает своему юному другу Кирну о нравственных принципах аристократов), перемежающиеся с пиршественными мотивами, а также с политическими выпадами против победы демократии (поэт-аристократ критикует социальные перемены, в результате которых к власти пришло демократическое гражданство и появилась новая денежная знать); книга 2-я — эротического содержания.

266

…Ζευς έρκεΐος и Απόλλων πατρώος… — Зевс Геркей — защитник домашнего очага и Аполлон Патрос — родовой, семейный бог отцов (греч.).

267

Хантгемал (Hantgemal) — родовое владениезнак, указывающий на принадлежность к определенному роду).

268

…имеющих ценз зевгитов… — Зевгиты — афинские граждане, принадлежавшие к третьему имущественному классу с цензом в 200 медимнов зерна, вина или оливкового масла ежегодно. По реформе Солона (см. выше, прим. 93) они получали полный набор гражданских прав, за исключением того ограничения, что избираться они могли лишь на низшие должности. С 458–457 г. до н.э. они получили также право становиться архонтами. На войне зевгиты были гоплитами.

269

Навкрария — первоначально, организация афинских граждан (предположительно восходящая к солоновской эпохе), ведавшая постройкой военных кораблей для защиты побережья от нападений с моря. Каждая из четырех родовых фил Аттики была разделена на 12 навкрарий, которые постепенно приобрели функции административных единиц.

270

Остракизм (греч. ostrakismós) — в VI–V вв. до н.э. в Древних Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке (ostraka) имя того, кто опасен для народа.

271

Ареопаг (греч. холм Арея) — холм в Афинах, место заседаний древнего судилища того же названия, происхождение которого относится к мифическому периоду. Суд, заседавший на ареопаге, отправлял уголовное судопроизводство. Солон в 594 г. до н.э. ввел в его состав бывших архонтов. Ареопаг наблюдал за исполнением законов, мог привлекать к ответственности должностных лиц и протестовать против решений совета и народных собраний. По закону Эфиальта в 462 г. до н.э. ареопаг потерял все права, кроме уголовного суда. При римском императоре Адриане в 130 г. н.э. ареопаг был вновь восстановлен в правах как верховный правящий орган, однако деятельность его уже не имела большого значения.

272

βουλή [буле] притонов — Буле (греч. совет) — государственный совет, которому поручалось ведение важнейших политических дел. В Афинах Солоном в противовес аристократическому ареопагу был создан Совет 400, Клисфеном — Совет 500 (в него избиралось по 50 человек от каждой из 10 вновь созданных фил).

Пританы — дежурные члены афинского государственного совета (буле), по очереди V10 часть года вели дела.

Буле пританов — 500 членов афинского совета избирали по жребию сроком на 1 месяц в качестве пританов (председателей) 50 булевтов (членов совета) одной из фил для исполнения текущих обязанностей: созыв и ведение народного собрания, подготовка заключений, ведение переговоров, подсчет суточных, прием послов. После отчетного доклада пританию (греч. исполнение обязанностей председателя) принимала на себя следующая фила, так что в течение 10 месяцев афинского календарного года каждая фила исполняла пританию на протяжении одного месяца. Остальные 450 булевтов заседали в булевтерии (совете) по мере надобности.

273

Экклесия (ecclesia) — народное собрание (греч.). В Древней Греции в экклесии все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельческого общества расширились политические права экклесии: выборность должностных лиц, контроль за исполнением ими своих обязанностей, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, компетенция в отношении государственных процессов и право высылки. Теоретически экклесия обладала верховной властью, однако на практике реализация демократии была затруднена не только из-за олигархического устройства, но и из-за ограниченного числа граждан — участников экклесии.

274

…законодательства Эфиальта и Перикла. — Эфиальт (Ephialtes) — афинский политический деятель, стоявший на стороне афинского демоса. В 462 г. до н.э. провел реформу государственной власти, согласно которой ареопаг как орган аристократии был лишен своих политических функций (права утверждать рекомендованные народным собранием законы и судить за преступления должностных лиц). Защита конституции была поручена Совету пятисот, народному собранию и народному суду. После убийства Эфиальта в 461 г. до н.э. начатые им демократические реформы продолжил Перикл.

Перикл (ок. 495–429 до н.э.) — крупнейший из афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. Получил огромное влияние в Афинах. После смерти Эфиальта продолжил начатые тем реформы. По его инициативе присяжные и члены совета получали ежедневную плату за службу, граждане — деньги на театральные представления. После того, как Кимона подвергли остракизму (461 г. до н.э.), Перикл стал играть первую роль в афинской политике. После победы над Спартой, он упрочил положение Афин внутри морского союза настолько, что они могли выводить клерухии (поселения афинских граждан) на территории союзников, а сам Афинский морской союз превратился в морскую державу, в которой афинские граждане должны были не только пользоваться преимуществами, но и активно участвовать в ее управлении. Политическая власть Перикла формально была основана на должности стратега, которую он занимал после 443 г. до н.э. 15 раз, но в действительности он был главой государства.

275

Комиции (от лат. co(m)ire — собираться) — народные собрания в Римской республике. Старейшей формой таких собраний был куриатский комиций, во главе которого стоял консул; затем Сервием Туллием был учрежден центуриатский комиций, охватывавший всех граждан, имевших право носить оружие; позднее его сменил трибутский комиций

Скачать:TXTPDF

Аграрная история Древнего мира Макс читать, Аграрная история Древнего мира Макс читать бесплатно, Аграрная история Древнего мира Макс читать онлайн