Скачать:TXTPDF
Избранные произведения

местных церквей.

[с.154] О значении категории аскезы для всей социологии религии Вебера см.: «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира» (наст. изд., с. 307–344) О значении проблематики аскезы для замысла «Протестантской этики» свидетельствует следующее место из его письма к Риккерту: «В июне или июле Вы получите заинтересующее Вас, вероятно, культурно-историческое сочинение: „Аскеза протестантизма как основа современной профессиональной культуры“ — род „спиритуалистической“ конструкции современного хозяйства» (Lbb, S. 393).

Аббатство Клюни в конце X–XI вв. возглавило так называемую «клюнийскую реформу», одним из главных требований которой было соблюдение сурового режима в монастырях.

Монашеский орден цистерцианцев (по названию основанного в 1098 г. монастыря Цистерциум) представлял собой ветвь бенедиктинского ордена и отличался строгим соблюдением устава бенедиктинцев.

[с.156] Терциарии — третий орден францисканцев, основанный вслед за орденами миноритов и кларисс. Терциарии жили не только в миру, но и в семье, занимались профессиональной деятельностью.

Франк, Себастьян (1499–1542 или 1543) — немецкий гуманист, философ, историк и теолог. Был католическим священником, затем горячим сторонником Лютера, разойдясь с ним по ряду догматических и социальных вопросов, примыкал к анабаптизму.

[с.157] Донатистов (по имени епископа Доната), выступавших во время правления императора Константина как ярые ревнители чистоты церкви. Вебер в другом месте называет «пуританской сектой» (см.: WuG,s.286).

[с.160] Уэсли, Джон (1703–1791) английский теолог, основатель методистских обществ.

Уайтфилд, Джорж (1714–1770) проповедовал в Англии и особенно успешно — в Америке. К методизму Уэсли он примкнул в 1735 г. В 1740 г. публично осудил уэслианскую доктрину «свободной благодати» и с этого времени считался лидером кальвинистского методизма.

[с.162] Хукер, Puчард (1554–1600) — англиканский теолог, один из главных защитников англиканства против атак пуритан.

Чиллингсуорт, Вильям (1602–1644) — влиятельный теолог, склонявшийся, несмотря на многочисленные колебания, к англиканству. Он считался крупнейшим англиканским полемистом своего времени, и ему также принадлежит выдающееся место в истории религиозной терпимости.

[с.163] Возможно, имеются в виду Томас Беили (ум. 1657).

[с.166] Франке, Август-Герман (1663–1727) — крупнейший немецкий педагог, организатор религиозного образования и богослов пиетистского направления.

[с.170] Относительно «consilia evangelica» см. комментарий к с. 97.

[с.172] Имеется в виду понятие «leisure classes», введенное в социологию Т. Вебленом, труды которого Вебер хорошо знал (см.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984).

[с.177] Симонс, Менмо (1496–1561) — голландский священник, основатель секты меннонитов.

Относительно времени жизни св. Эдигия нет единодушия. Одни относят этого французского отшельника ко временам короля Теодориха, то есть к концу V — началу VI вв. н. э., а другие — к концу VII — началу VIII вв.

Швенкфкльд Каспар (1490–1561) — основатель секты, называвшейся по его имени «швенкфельдианеры». Он увлекался мистикой и требовал основания такой христианской общины, куда бы допускались только настоящие «святые». После жестоких преследований члены секты в 1733 г. осели в Северной Америке.

Фокс, Джордж (1624–1691) — основатель секты квакеров.

[с.179] Барклей, Роберт — (1648–1690) — шотландский квакер, прославившийся сочинениями в защиту своей веры. Король Яков II назначил его номинальным правителем ряда квакерских территорий в Северной Америке.

[с.180] Тункеры (от tunken — крестить) — баптистские группы нескольких направлений в Северной Америке. Они происходят из Германии и потому называются также «немецкие баптисты».

[с.183] Относительно «opus superreregationis» см. комментарий к с. 97.

[с.184] Вакстер, Ричард (1615–1691) — английский теолог и проповедник. Бакстер был проповедником в армии Кромвеля, после реставрации стал капелланом короля. В 1662 г. был лишен своей службы в качестве пастора англиканской церкви из-за своих пуританских убеждений. Подвергался преследованиям, в 1682–1686 гг. находился в заключении. Автор многих влиятельных теологических сочинений. Один из предшественников пиетизма.

[с.204] Лод, Уильям (1573–1645) — архиепископ Кентерберийский, советник Карла I, казнен во время Английской революции.

Принн, Уильям (1600–1669) — пуританский публицист и политик, борец с арминианством.

Паркер М. (1504–1575) второй протестантский архиепископ Кентерберийский.

[с.208] Эрастианская по имени У. Эрастуса (собственно, Либлера или Либена, 1524–1583) — швейцарского теолога-двинглианца.

[с.209] Может быть, имеется в виду Л. Тайерман (1820–1869) — писатель и священник-уэслианец.

[с.210] Ранке Л.ф. (1795–1886) — немецкий историк.

[с.219] Вуцер (Bутцер Мартин (1491–1551) — протестантский теолог, приложивший много усилий к сближению протестантских церквей.

[с.227] Имеется в виду поговорка: «Wer nicht liebt Wein, Weiber und Gesang, dem ist sein ganzes Leben bang» («Кто ее любит вина, женщин и песен, для того вся жизнь тосклива»).

Лабади, Жан (1610–1674) — деятель Реформации. Был иезуитом, затем янсенистом, в 1650 г. объявил себя протестантом. Не ужился в Женеве, где был обвинен в хилиазме. Создал независимую церковь, которая окончательно распалась лишь в начале XVIII в. Не создал особого учения, но ряд его важных идей был заимствован у него весьма уважавшим его Шпенером.

[с.237] Фишер Ф. Г. (1807–1887) — немецкий философ, эстетик гегельянского направления.

[с.272] Белов Г.ф. (1858–1927) — консервативный политик и социолог, историк хозяйства и права.

Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира

Эта работа была впервые напечатана в 1915 г. в ноябрьском номере XLI тома «Архива» вместе с последней частью исследования о конфуцианстве и даосизме, а затем переиздана в первом томе «Сочинений по социологии религии» (Weber М. Gesammette Aufsatze zur Religionssoziologie. Bde.1–3. Tubingen, 1920–1921). Структура этого трехтомника такова:

т. 1 — «Протестантская этика», «Хозяйственная этика мировых религий»: «Введение», «Исследование о конфуцианстве и даосизме», «Теория ступеней…»;

т. 2 — «Исследование об индуизме и буддизме»;

т. 3 — «Исследование об античном иудаизме».

Таким образом, работа о ступенях и направлениях религиозного неприятия мира разделяет весь сборник на две примерно равные части. Поэтому она получила подзаголовок «Zwischenbetrachtung», то есть «Промежуточное рассмотрение», как ее обычно и называют в научной литературе. «Промежуточное рассмотрение» подводит предварительный итог исследования и задает теоретическую схему для дальнейших разысканий. Это одно из наиболее важных произведений Вебера, так как фактически содержит в сжатом виде значительную часть его концепции. В новейших неовеберианских дискуссиях этот текст постоянно находится в центре полемики.

[с.324] Имеется в виду Евангелие от луки, 12, 27–32 «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так как всякая из них», и т. д.

[с.325] Такого рода установки были характерны и для католической, и для протестантской монархомахии. Ср. то, что писал Вебер о естественном праве в «Хозяйстве и обществе»: «„Естественное право“ является совокупностью значимых в высшем смысле, независимо от всякого позитивного права и вопреки ему, норм, которые ведут свое достоинство не от произвольного установления, но, наоборот, только и сообщают обязующей силе такового ее легитимность» (WuG, S. 497).

Термин «дживанмукти» возводят к Шанкаре, ведущему представителю веданты, и его последователям, то есть к концу 1-го тысячелетия н. э. Само же понятие значительно древнее и означает освобождение живого существа от зависимости, от бесконечного цикла рождений и смертей. В работе об индуизме и буддизме Вебер пишет: «Спасенный благодаря совершенному знанию „дживанмукти“ ускользал от механизма этического воздаяния: „к нему не липнет никакой поступок“». Это означало, что в индуистском смысле он был «безгрешен» (Weber М. Gesammelte Aufsatze zur Reiigionssoziotogie. Bd. 2. Tubingen, 1921, S. 186).

[с.327] На ХХII заседании Тридентского собора обсуждался вопрос об исключении из богослужения так называемой «фигуральной», то есть слож-номногоголосой, музыки.

[с.329] Многие стихи Архилоха (VII в. до н. э.) посвящены его роману с Необулой — сначала ее воспеванию, а после разрыва — поношению.

[с.330] Аспасия, жена Перикла, имела на него значительное влияние и была чрезвычайно популярна, причем не только в Афинах, но и за пределами Греции (см.: Плутарх. Перикл. 24). С этим резко контрастирует речь Перикла в «Истории» Фукидида, каковым, собственно, и сочинена: «И наконец, если мне надо вспомнить о доблести женщин. которые теперь станут вдовами, то я подведу итог, ограничившись кратким советом. Наивысшей похвалой для вас будет, если вы не потеряете присущей вам женственной природы как супруги и гражданки, и та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу» (И, 45, 2).

Имеется в виду следующее высказывание Демосфена (собственно, Псевдо-Демосфена) в речи «Против Неэры»: «Гетер мы держим ради наслаждения, наложниц — для повседневного удовлетворения потребностей нашего тела, но жен — чтобы они приносили нам законных детей и были верными хранительницами дома» (122).

[с.331] Речь идет о «Придворном», трактате итальянского гуманиста Б. Кастильоне (Сastiglione В. II cortigiano. Venezia, 1549). «Теория знаменитой любовной интриги (в третьей книге) содержит очень много тонких психологических наблюдений, относящихся, однако, скорее к всеобщей человеческой области, а в великом, почти лирическом прославлении идеальной любви (в конце четвертой книги) нет ничего общего со специальной задачей сочинения» (Б уркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1876, с. 314–315).

[с.335] Афанасий Александрийский (295–373) — богослов, разработавший и противопоставивший арианам учение о единосущии Бога-отца и Бога-сына.

«Объективность» социально-научного и социально-политического познания

Статья были впервые опубликована в 1904 г. в т. ХIХ «Архива», то есть сразу же по принятии Вебером, а также Зомбартом и Яффе, издательских полномочий. Вместе со «Вступительным словом» Вебера она явилась программной для деятельности нового (если учесть еще и перемену названия) журнала. Впоследствии вошла в посмертно изданный сборник «Собрание сочинений по наукоучению».

[с.361] Рошер В. Г. Ф. (1817–1894) — немецкий экономист. С его трудами, равно как и с трудами другого влиятельного теоретика, одного из основателей исторической школы в политэкономии К. Г. А. Книса (1821–1898) Вебер основательно познакомился еще в студенческие годы. Критическому анализу их взглядов была посвящена одна из первых крупных методологических статей Вебера, публиковавшаяся в 1903–1906 гг. в трех выпусках «Шмолеровского ежегодника»: «Рошер и Книс и логические проблемы исторической национал-экономии».

[с.405] Academia della Crusca, основанная в 1582 г. во Флоренции, ставила перед собой задачу очищения итальянского языка; первый итальянский словарь языка «высокого стиля» был выпущен ею в 1612 г. Название происходит от «crusca» — «отруби», то есть в данном случае имеется в виду отделение муки от отрубей, просеивание языка.

Критические исследования в области логики наук о культуре

Статья впервые опубликована в 1905 г. в ХХII томе «Архива», а затем — в «Собрании сочинений по наукоучению».

[с.416] Майер Э. (1855–1930) — немецкий историк античности. См. критический разбор этой же работы Майера у Р. Дж. Коллингвуда (Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980, с. 169–173).

[с.429] Вельхаузен Ю. (1844–1918) — немецкий историк-востоковед.

[с.430] Брайзиг К. (1866–1940) — немецкий историк и социолог, автор многочисленных работ о закономерностях и ступенях мировой истории.

[с.449] Дюнцер Г. (1813–1901) — немецкий филолог, историк литературы, биограф Гёте, Шиллера, Лессинга.

[с.464] Имеется в виду решение Вимарка начать в крайне сложных обстоятельствах военные действия Пруссии против Австрии.

[с.467] Крис Й.Ф. (1853–1928) — немецкий физиолог и логик.

Меркель А. (1836–1896) — немецкий теоретик уголовного права, пытавшийся соединить «классический» и «социологический» подходы.

Рюмелин М. ф, (1861–1931) — юрист, один из

Скачать:TXTPDF

Избранные произведения Макс читать, Избранные произведения Макс читать бесплатно, Избранные произведения Макс читать онлайн