английских королей (1485-1603: Генрих VII, Генрих VIII, Эдуард VI, Мария Кровавая, Елизавета I). [lxiv] Дарование права покупать и продавать (лат.). [lxv] Медиатизированные города — в Германии города, подчиненные князьям и другим крупным властителям и лишь через их посредство — императору. [lxvi] Иоанн Безземельный, английский король (1199-1216); при нем в результате ожесточенной борьбы была принята Великая хартия вольностей 1215). [lxvii] Должностные лица города, принесшие клятву (лат.); см. также прим. 24.
[443]
[lxviii] Суеверие, страх перед богами (греч.); ср.М.Вебер. Социология религии с. 86. [lxix] Самниум — область Средней Италии; I самнитская война в 343-341 гг. до н.э., II — 326-304гг., Ill — 298-290гг. до н.э.; в 82 г. до н.э. племя самнитов было уничтожено Суллой. [lxx] Слово «курия» (совокупность родов) равнозначно обозначению сообщества мужчин (лат.). [lxxi] Амфиктиония — союз религиозного характера (самый крупный — амфиктиония при храме Аполлона в Дельфах); существовали и как союзы нескольких полисов, влияние которых выходило за рамки религиозных союзов и приобретало политический характер. [lxxii] Мундманны, мунтманны — в германском праве люди, находящиеся под мундиумом (одновременно защитой и зависимостью) богатого и знатного патрона. [lxxiii] Деление древних германцев на «сотни» (определение условное и в смысле численности весьма колеблющееся) было обусловлено необходимостью отправлять в походы определенное число вооруженных воинов; деление на сотни и в дальнейшем развитии германских племен сохраняло свое значение и уже во Франкском государстве оказало большое влияние, в частности, на судебное устройство. [lxxiv] В Древнем Риме экстраординарный магистрат, назначавшийся в случае необходимости в периоды между смертью, или окончанием полномочий, или отстранением предыдущего магистрата и избранием нового (прежде всего консулов). Аккламация — право устного одобрения (путем возгласов) действий магистратов. [lxxv] Лелантская война (VIII в. до н.э.) велась из-за Лелантской равнины городами Халкидой и Эретрией (о. Эвбея), завершилась победой Халкиды. Поддержка воюющих городов разными группировками греческих городов придала борьбе общегреческий характер. [lxxvi] Города периэков — покоренные спартанцами приморские и пограничные города Лаконии. Периэки сохраняли личную свободу, но политическими правами не пользовались. Браки периэков со спартанцами были запрещены. Гармосты — должностные лица в Спарте, управляющие зависимыми городами периэков. [lxxvii] Материк (итал.), здесь — зависимые от Венеции владения. [lxxviii] «Новые земли» — поселения и города, возникшие в процессе колонизации в Германии, особенно широко развернувшейся начиная с XII в. в Заэльбье. [lxxix] Праздные, неработающие (итал.). [lxxx] Эдуард II (1307-1327)-король Англии. [lxxxi] Эдуард III (1327-1377) -король Англии. [lxxxii] Ткачи холста для нужд войска (староангл.); купцы-ткачи (англ.). [lxxxiii] Цех Калимала (итал.) — один из старших цехов Флоренции, игравший важную роль в ее политической жизни, именовался по названию улицы. [lxxxiv] «К злату проклятая страсть» (лат.) — Вергилий. Энеида III, 57. [lxxxv] «Установления правосудия» (итал.). [lxxxvi] «Новый человек» (лат.) — в Древнем Риме человек незнатного происхождения, стремившийся стать магистратом и занять высокое положение в обществе. [lxxxvii] «Они упраздняли (отменяли) все статуты, и их решение понималось всегда как последнее и окончательное» (лат.).
[444]
[lxxxviii] Капитан народа и коммуны; младший коллега (лат.). [lxxxix] Медичи, династия во Флоренции (род известен с конца XIII до XVIII в.) — Сильвестро, Козимо, Лоренцо Великолепный, Пьеро, Джованни, Лоренцо II, Алессандро, Козимо II, Франческо, Фердинанд I, Фердинанд II, Козимо III, Джованни Гастон). [xc] Подеста купцов (итал. -лат.) [xci] Неприкосновенный (лат.) — неприкосновенностью были защищены в Древнем Риме трибуны. [xcii] Речь идет о последней сецессии (уходе) плебеев и принятом в результате этого ухода законе Гортензия от 287 г. до н.э., завершившем борьбу плебеев с патрициями; по этому закону решения плебисцитов (собраний плебеев) стали обязательными не только для плебеев, но и для патрициев. [xciii] I Мессенская война (743-724 гг. до н.э.) — война Спарты с Мессе- нией (юго-запад Пелопоннеса), в которой Спарта одержала победу. [xciv] Эсимнеты (айсимнеты) — см.прим. 65, с. 285. [xcv] Экклесия — в Древней Греции народное собрание. Позднее в Римской империи после признания христианства так стала называться христианская церковь (церковная община). [xcvi] Иуда Маккавей — возглавил иудейское восстание против сирийского царя Антиоха IV Эпифана, сражался 7 лет, одержав несколько побед, был убит в 160 г. до н.э. в сражении. Принадлежал к династии первосвященников и правителей Иудеи (династия Маккавеев или Хасмонеев). [xcvii] Господство, власть; по свободному волеизъявлению (лат.). [xcviii] Стюарты, династия английских королей с 1603 по 1688 г. (ранее королевский род в Шотландии) — Яков I, Карл I, Карл II, Яков II. Дом Стюартов пресекся в 1807 г. [xcix] Здесь: влиятельные круги (англ.). [c] «На каком основании» (вульг. лат.) — полное название начинается словами: «Судебные расследования, на каком основании…» феодальные собственники пользовались иммунитетными правами. Подобные расследования короли Англии стали производить с 1278 г. на основании Глостерского статута в достаточно широком объеме; предпринимались такие расследования и позже. В более широком понимании — расследование, в частности, и основания городских привилегий. [ci] Тайный совет (англ.), возник при королях Англии в XIV в., особое влияние приобрел при Тюдорах. [cii] Ввозные пошлины (франц.). [ciii] Диссентеры, инакомыслящие (англ.) — лица, не признающие восстановленного после реставрации Стюартов главенства англиканской церкви и ее догматы; в силу Тест-акта (1673) католики были лишены права занимать государственные должности. [civ] Светские братья — светские лица, входящие в церковную общину и практикующие духовные упражнения (нем.); были особенно распространены в городах позднего средневековья; институт светских братьев способствовал формированию церковных приходов. [cv] Вакуфы (вакфы) — в странах ислама неотчуждаемые замельные владения, преимущественно церковные. [cvi] Фогты — в средние века должностные лица церковных вотчин (сеньорий), осуществлявших в пределах этих вотчин принудительную и судебную власть, обычно светские землевладельцы, располагавшие военной силой. В церковных вотчинах, возникших на праве «частной Церкви» (см. прим. 42), фогты обычно происходили из рода основателя церкви (монастыря) и рассматривали свою должность, сопряженную с возможностью извлекать крупные доходы, как наследственную.
[445]
[cvii] Центурия ремесленников (лат.), прежде всего кузнецов. [cviii] Эпоним — старший из 9 архонтов в Афинах, по его имени назывался год (в эпонимиях). [cix] Литургические союзы — объединения для уплаты литургий — государственных повинностей в Древней Греции и Древнем Риме, а также в средние века. Среди литургий важное место занимала обязанность поставлять государству (или оплачивать их строительство) боевые корабли (так наз. триерархия). [cx] Децемвиры — десять мужей (лат.} — в Древнем Риме название коллегий, состоявших из десяти должностных лиц (для судебных разбирательств, жертвоприношений и т.п.). Период децемвиров — период составления Законов XII таблиц (V в. до н.э.); вскоре за злоупотребления властью децемвиры были изгнаны. [cxi] Тимократия — государственное или общественное устройство, основанное на имущественном цензе, определяющем правомочность граждан занимать должности и т.п., — в противоположность принципу, основанному на происхождении, родовитости. [cxii] Битва при Коронее (447 г. до н.э.), в которой афиняне потерпели поражение от беотийцев. Автономия городов Беотии была восстановлена. [cxiii] Доверие, вера (лат.) — верность данному слову, выполнению своих обязательств; это понятие играло важную роль в римском праве. [cxiv] См. прим. 72. [cxv] Законный брак (лат.). [cxvi] Институт антидосиса заключался в праве афинского гражданина, считавшего, что выполнение общественных и государственных обязанностей (в частности, литургий), связанное с расходами, превышает его имущественные возможности, обратиться в суд с требованием оценить его состояние и снизить ему повинности (возник в IV в. до н.э.). [cxvii] Валленштейн (Вальдштейн), Альбрехт (1583-1634) — полководец, прославился в ряде сражений Тридцатилетней войны, отличался непомерным честолюбием, ставил условия императору. Был убит в результате заговора своих же офицеров. Широко применял наемные войска, которые содержал за счет жестоких реквизиций с мирного населения. [cxviii] Нумантинская война (138-133 гг. до н.э.) — война римлян с племенем кельтов в Испании, в результате которой г. Нуманция был разрушен Сципионом Младшим. [cxix] Отчуждение мысли, безумие (лат.).
Социальные причины падения античной культуры
Римская империя погибла не от каких-либо внешних причин — не от численного превосходства своих врагов, не от недостатка способностей у своих политических руководителей. В последний век существования Римской империи у нее были свои «железные канцлеры»1: во главе ее стояли такие героические фигуры, как Стилихон2, соединявший в себе германскую силу характера со способностью к тонкой дипломатии. Почему же они не могли сделать того, что удалось нечесаным неучам Меровингской, Каролингской и Саксонской династий3, которые сумели справиться с сарацинами и гуннами? Империя давно была уже не та, она распалась не от какого-нибудь внезапного сильного потрясения. Переселение народов скорее завершило давно начавшийся процесс. Но прежде всего культура древнего Рима пришла в упадок не вследствие распадения империи. Римская империя как политическое целое на несколько веков пережила ее расцвет — к тому времени он давно миновал. Уже в начале III века умолкла римская литература. Юриспруденция и юридические школы пришли в упадок Греческая и латинская поэзия спали мертвым сном Истории почти не существовало, и даже надписи начинали безмолвствовать Латинский язык был близок к полному вырождению. Когда, полтора века спустя, с низложением последнего императора4 формально прекращается существование Западной Римской империи, то создается впечатление, что по существу варварство одержало победу гораздо раньше. И Великое переселение народов не создало никаких вполне новых отношений на почве распавшейся империи, монархия Меровингов, по крайней мере в Галлии, носит первое время все черты римской провинции. Итак, возникает вопрос отчего же померкла культура античного мира? Обычно приводятся разнообразные объяснения, частью совершенно ошибочные, частью указывающие правильную точку зрения, но в ложном освещении. Говорится, что деспотизм своим гнетом губительно подействовал на психику людей античного мира, на их 447
государственную жизнь и культуру. Но деспотизм Фридриха Великого5 был предвестником духовного подъема. Говорится, что будто роскошь и безнравственность высших классов общества навлекли на голову древних приговор истории. Но и то, и другое только симптомы. Нечто несравненно более крупное, чем грехи отдельных лиц, послужило, как мы увидим, причиной падения античной культуры. Говорится, что эмансипация римской женщины и ослабление брачных уз в среде правящих классов подорвали основы общества. Тенденциозный вымысел Тацита6 о германской женщине, этом вьючном животном воинственного землепашца, повторяют за ним теперь люди одних с ним воззрений. На самом деле пресловутая «германская женщина» так же мало определила победу германцев, как пресловутый «прусский учитель» повлиял на исход битвы при Кёниггреце7. Мы увидим потом, что скорее восстановление семьи в низших слоях общества стоит в связи с падением античной культуры. Еще из древности раздается голос Плиния: «Latifundiae perdidere Italiam»8. Итак, говорят одни, юнкеры9 погубили Рим. Да, говорят другие, но только потому, что они были подорваны ввозом иностранного хлеба: если бы там был применен проект Каница10, то цезари и