ивановский Владимир Николаевич (1867-1931) — русско-белорусский философ, историк философии, психолог. Предки И. происходят из Беларуси. Учился в Московском и Петербургском университетах. С 1899 приват-доцент Московского, с 1904 — Казанского, ректор Самарского (1920-1921) университетов. Профессор Белорусского государственного университета с 1921 по 1927. Круг интересов достаточно широк: от мистики средних веков до современной психологии и гносеологии. Активно сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии», где опубликовал: «Ложные вторичные ощущения» (1893); «К вопросу об апперцепции» (1897); «К вопросу о самообразовательном движении» (1898); «Очерк жизни и деятельности Н.Я. Грота» (1900) и др. Автор большого количества статей в др. журналах (особенно по проблемам педагогики и образования). Солидная философская работа, содержащая результаты докторской диссертации И.: «Ассоционизм психологический и гносеологический. Истори-ко-критическое исследование», Часть 1 (1909). Издал ряд учебников: «Психология. Курс лекций, читанный в 1897-1899 на женских педагогических курсах» (1899); «Введение в философию. Курс, читанный в Императорском Казанском университете и на Казанских Высших женских курсах» (1908). Переводил: Милля, А. Бэна, Джемса, Фр. Паульсена, М. Фер-ворна, Чаадаева («Апология сумасшедшего» и «Философические письма» с французского). В период работы в Белорусском государственном университете написана монография: «Методологическое введение в науку и философию» (1923). Исследования творчества И. весьма скромны, а прижизненные критические публикации односторонне пристрастны. Философские и психологические взгляды И. шире определения — позитивизм английского типа, ему приписываемого. И. относится к тому поколению философов в России и Беларуси, которые внесли значительный вклад в философско-психоло-гическое образование в этих странах, активно участвовали в просветительском движении и поисках моделей гуманитарного образования. Основной круг интересов И. связан с ассо-ционизмом в европейской науке и философии. И. во многом преодолел круг идей позитивизма и выдвинул ряд положений, скорее относящихся к «глубинной психологической» и исторической социологии. В трактовке путей развития науки и философии И. выдвигает многофакторные схемы, в известном отношении предшествующие Бостонской школе (Куну и др.).