или психолог – с пациентом, то они уже больше не могут профессионально выполнять свою работу.
Йог познает умы других людей, не отождествляясь с ними; поэтому на него не влияют страдания ума, который он читает. Не отождествляя себя с содержимым чужого ума, он может доподлинно узнать жизнь другого человека – даже такого, с которым лично не знаком.
Страдать людей заставляет отождествление с телом и чувствами. Саньяма – это отождествление только с Пурушей, Брахманом, а не с множественностью Вселенной.
Вот и ответ на вопрос, почему великие люди не страдают, даже находясь в больших бедствиях. Это объясняется тем, что они не отождествляются ни с каким несчастием или страданием. Причиной страдания является не материальный мир, а ложное отождествление духа с материей и материальным миром, которое и становится причиной мнения: «Я есмь тело; я – отец, сын, муж, жена». Вследствие этого и возникает страдание.
В афоризме 19 утверждается, что можно понять состояние ума любого существа. В нем также говорится о недопустимости отождествления (аламбаны) с содержимым ума других людей.
Назначение саньямы – вести ум от низшего существования к высшему, от тьмы к свету, от не истины к истине, от смертного к бессмертному. При чтении умов других людей не следует изменять этот порядок на обратный.
* * *
Тело состоит из элементов и атомов. Оно становится объектом восприятия для глаза, так как обладает цветом и формой. Именно благодаря цвету при наличии света тело и его форма становятся объектами восприятия. Когда йог совершает саньяму по отношению к форме тела, он блокирует восприятие цвета, благодаря которому тело воспринимается. Так йог становится невидимым. Свет, являющийся посредником зрительного восприятия, не отражается от тела йога к глазам других людей; вследствие этого йог становится невидимкой. Т. о. тело йога перестает быть объектом познания других людей. Такое явление называется антар-дханой (исчезновением), и йог приводит данный механизм в действие, когда не хочет, чтобы его видели. В этом афоризме описывается сверхъестественная способность исчезновения.
21. кайя-рупа-саньямат тад-грахья-шакти-стамбхе чакшу-пракашасампрайоге’нтар-дханам
саньямат – из-за саньямырупа – (на) форме, цвете кайя – тела шакти – способность, энергия грахья – восприятия тат – этого (формы и цвета) стамбхе – в прекращении асампрайоге – в контакте пракаша – света чакшу – (с) глазами (наблюдателя) антар-дханам – (это называется) способностью исчезновения
Совершая саньяму на форму тела, йог устраняет возможность восприятия, прекращая контакт между глазами наблюдателя и светом, отраженным от тела; в результате этого тело становится невидимым.
Посредством саньямы на форму и цвет тела, на свойство тела быть видимым, воспринимаемость временно прекращается. Когда свет, являющийся посредником зрительного восприятия, не отражается от тела йога к глазам других людей, йог становится невидимым. Такой йог, находившийся в гуще людей, вдруг исчезает. Цвет и форма как бы отделяются от тела.
Вокруг нас множество вещей, которых мы не видим, так как до наших глаз не доходит свет, отраженный от этих объектов. Поэтому они для нас невидимы. Глаза ограничены в принятии отраженного света. Когда этот отраженный свет ниже или выше порога восприятия или когда свет отсутствует, глаза не в состоянии увидеть объекты. Посредством саньямы на свет, отраженный от тела, йог обретает способность исчезновения.
Психическое исчезновение знакомо каждому человеку. Появление и исчезновение внимания влечет за собой реальное появление и исчезновение человека. Ученик, сидящий за партой, мысленно может находиться в совершенно другом месте, хотя физически он остается в классе. Такое появление и исчезновение ума вызывает соответствующие различия в личности. Человек может психически переместиться за миллионы миль отсюда, хотя физически он находится рядом со своими друзьями. Умный человек и идиот могут сидеть рядом физически, но психическое расстояние между ними неизмеримо.
Эта психическая способность появления и исчезновения проявляется в результате медитации. Ее психологическое применение состоит в том, что человек может принимать своих друзей, ходить на работу и заниматься бизнесом, и все же будет оставаться на вершине Гималаев в состоянии высшего самадхи. Благодаря этой способности его психика не соединяется ни с каким страданием. Поэтому он становится свободен от всех последствий несчастья и страдания.
* * *
Как йог приобретает способность быть невидимым, так он получает и способность становиться недоступным восприятию других чувств.
22. этена шабдадьянтар-дханамуктам79
этена – этим шабда ади антар-дханам – способность исчезновения звука, вкуса, тактильного ощущения, запаха уктам – объясняется
Этим принципом объясняется также способность вызывать исчезновение звука, касания, запаха, вкуса, слышания и т.д.
Какой принцип ответствен за страдания человека? Тело или разум? – Ни то, ни другое в отдельности. Ясно, что это не материальное тело, так как материя лишена ощущения боли, как, например, камень. Это и не разум, так как он превосходит элементы боли и страдания, как это имеет место в самадхи, при анестезии или в глубоком сне. Материальное счастье или страдание вызывается объединением разума с телом. Это объединение осуществляется посредством сенсорных и моторных органов. Если устранить внимание, связывающее ум с каким-либо из органов чувств или действий, то регистрация соответствующего ощущения или движения будет отсутствовать. Поэтому боль и страдание исчезнут. Например, если у человека постоянно болит какая-то часть его тела, то эта боль исчезнет, если он сможет отвлечь свое внимание от этого участка тела и от этого ощущения. Все знают, что в присутствии любимых друзей и родственников страдание исчезает или сводится к минимуму.
В шумных городах начинающие не могут медитировать, но если они практикуют саньяму на внимание ко всем звукам, то звуки трансформируются в энергию ума и их отдельное существование, являющееся причиной помех, прекратится. Таким же образом можно устранить любое болезненное ощущение и превратить его в ощущение нормального состояния. Посредством практики саньямы можно создать чудесные видения, запахи, вкусовые и осязательные ощущения, а также устранить все нежелательные.
* * *
Карма может приносить плоды быстро или медленно. Посредством саньямы на карму приходит интуитивное знание смерти и предзнаменований необычных событий.
23. сопакрамам нирупакрамам ча карма тат-саньямад апаранта-джнянам ариштебхйо ва
сопакрамам – приносящая плоды быстро ча – и нирупакрамам – приносящая плоды медленно карма – судьба тат-саньямат – из-за этой саньямы (на карму) джнянам – (приходит) знание апаранта – смерти ва – а также ариштебхья – предзнаменований необычных событий
Посредством саньямы на карму, которая приносит плоды быстро или медленно, человек обретает интуитивное знание смерти и необычных событий.
Карма, являющаяся причиной тех или иных условий жизни, времени жизни и опыта, бывает двух видов:
карма, которая приносит плоды быстро;
карма, которая приносит плоды медленно.
Например, путешествуя на реактивном самолете, мы прибываем в пункт назначения скорее, чем поездом или автомобилем. Аналогичным образом, некоторые кармы движутся и приносят плоды быстро, а другие – медленно.
Посредством саньямы на карму человек приобретает интуитивное знание смерти и необычных событий. Необычные события или предзнаменования бывают трех видов:
Адхьятмика – относящийся к телу и уму личный субъективный опыт. Человек замечает психические, физические и личностные изменения. В современной психологии и психиатрии такие изменения личности являются важными путеводными нитями для определения прошлого, настоящего и будущего статуса личности.
Адхибхаутика – изменения в элементах (стихиях). Человек видит изменения во Вселенной. Эти изменения объективны по своему характеру.
Адхидайвика – эти события по своему характеру божественны. Человек видит небесные миры, святых, ангелов, йогов, богов и т.д.
На реактивном самолете можно за короткое время прибыть в самое отдаленное место; посредством саньямы все дремлющие и медленно движущиеся кармы можно преодолеть за короткое время.
Опыт смерти и необычных событий можно приобрести благодаря практике медитации.
Жизнь и смерть суть два аспекта творческих сил. Одно не может существовать без другого. Следовательно, процесс жизни нельзя понять без познания процесса смерти, и наоборот. Эти процессы жизни и смерти включают в себя все события – обычные и необычные.
Жизнь, смерть и сопутствующие им обычные и необычные события происходят постоянно, но непросветленный человек не способен разобраться в них. Ежесекундно ткани, клетки, тело и чувства проходят через процессы жизни и смерти, но непросветленная личность не понимает их.
Когда человек концентрируется на свете Пуруши, Брахмана, он постигает дхарму природы и познает процессы жизни-смерти и сопутствующие им события. Физическая смерть не имеет для него значения, но он озабочен психической смертью. Для обычного человека материальные наслаждения – это жизнь, просветленный же понимает, что они являются игрой смерти. Смерть, как искусный рыболов, играете живыми существами, но только просветленные заботятся о том, чтобы не схватить приманку, не попасться в ловушки материи.
Если йог постиг процессы жизни и смерти, он может очень быстро преодолеть все кармы с помощью саньямы. Многие инкарнации могут быть пройдены посредством переживаний в сновидениях Вследствие этого йог освобождается от необходимости получать такой опыт в следующем воплощении.
До тех пор, пока не постигнута Абсолютная Жизнь, свет Пуруши, Брахмана, нельзя ощутить кармы (движущиеся медленно или быстро). Реальная практика самадхи начинается с того момента, когда йог уже не может делать, желать или обдумывать то, что приносит ощущение физической, психической или духовной смерти. Событие, являющееся вполне обычным для непросветленного человека, для просветленного может быть хуже смерти.
Обрести истинное знание – значит понимать правильное как правильное и ошибочное как ошибочное. Когда такое знание приобретается, оно проявляет Вечное Бытие, Знание и Блаженство.
* * *
В результате саньямы на дружелюбие, сострадание и т.п. обретается физическая, психическая и духовная сила.
24. маитрьядишу балани
маитрья адишу – (посредством саньямы) на дружелюбие, сострадание и т.п. балани – (появляется) психическая, моральная и духовная сила
Благодаря саньяме на дружелюбие, сострадание и другие чувства, приходит сила этих качеств.
Дружелюбие, сострадание и почтительность – это три великих чувства. Ощущая дружелюбие к живым существам, которые счастливы, человек раскрывает психическую и моральную способность дружественности и дружелюбия. Сострадая тем, кто несчастен и мучается, он открывает способность сострадания. Радуясь за тех, кто добродетелен, он открывает способность радости. Не испытывая ни ненависти, ни любви к грешникам, он обретает способность судить и быть беспристрастным.
В результате культивирования этих ощущений и чувств, появляются силы неисчерпаемой сознательной энергии самадхи, Космического Сознания.
Причины физического, морального, психического и духовного разложения суть следующие:
потакание собственным дурным привычкам и склонностям;
наслаждение инстинктивными силами;
страдание от вида чужого прогресса и процветания;
радость при виде чужого несчастья или падения.
На такие действия расходуется огромное количество психической энергии. Вследствие этого физические, моральные, психические и духовные силы становятся все слабее и слабее. От зависти появляются физические и психические заболевания. Наступает индивидуальная, семейная, социальная, национальная, международная и космическая дезорганизация. С величайшим вниманием следует концентрироваться на добродетелях (см. афоризмы 1: 33 и 3: 24), чтобы обретать физическую, моральную, психическую и духовную силу, а также организовать личную, семейную, социальную, национальную, международную и космическую жизнь.
* * *
25. балешу хасти-баладини
балешу – (посредством саньямы) на силы