элементами проявляются сверхъестественные способности – уменьшение и всё остальное, – а также совершенство тела и ума и понимание неуничтожимости качеств материи, энергии и элементов.
«Анима-ади» включает в себя следующие восемь сверхъестественных способностей:
анима – способность уменьшаться до размеров атома;
лагхима – легкость, парение, способность быть легким;
махима – способность расширяться в пространстве, способность становиться сверхтяжелым (гхарима);
прапти – способность достигать любого места (даже других планет и звездных систем);
пракамья – способность исполнения всех желаний;
вашитвати – способность властвовать надо всем;
ишитва – способность эволюции, поддержания и растворения;
ятра камавасайитва – способность изменять судьбу.
Качества материи и энергии неуничтожимы. Согласно санкхья-йоге, нет ни создания, ни уничтожения. Полная энергия Вселенной остается неизменной. Это вечный закон сохранения материи и энергии. Когда атомы, элементы, молекулы и их комплексы соединяются, возникает объект. Когда они разъединяются, объект вступает в стадию инволюции. Сочетание элементов называется созданием, а их разъединение образно называется уничтожением. Фактически же ничто не создается и ничто не может быть уничтожено. Есть только появление и исчезновение. Когда говорят, что вещь «создается», это означает переход от потенциального бытия к актуальному бытию, из неявного состояния в явное.
Всякое создание является эволюцией; всякое уничтожение является инволюцией. Появление причины в виде следствия есть создание; исчезновение следствия в его причине есть уничтожение. Нет реального создания материи и энергии. Нет такого явления, как полное уничтожение. Прошлое и будущее состояния не разрушаются, поэтому йоги могут их воспринимать. Таким образом, санкхья-йога принимает теорию эволюции (авирбхава) и инволюции (тиробхава).
Причина и следствие суть два аспекта Высшей Реальности. В действительности они тождественны, хотя в мире относительности из практических соображений принимается, что они различны.
Таким образом, йог непосредственно ощущает вечность материи и энергии.
* * *
Смысл физического совершенства.
47. рупа-лаванья-бала-ваджра-санхананатвани кайя-сампат
рупа – красота лаванья – приятная внешность, изящество бала – сила ваджра – алмазная санхананатвани – крепость кайя-сампат – составляют совершенство тела
Совершенство тела включает в себя красоту, приятную внешность, силу и алмазную крепость.
* * *
Средства подчинения чувств, над которыми господствуют инстинктивные разрушительные влечения.
48. грахана-сварупа-асмитанваяртхаваттва-саньямад индрия-джая
грахана – (посредством саньямы на) процесс чувствования и восприятия (который выполняется с помощью чувств) сварупа – процесс первичного анализа и синтеза (который выполняется с помощью ума) асмита – процесс и механизм разделения всех объектов на «я» и «не-я» (который выполняется с помощью эго) анвая – процесс окончательного решения и окончательного постижения природы объектов (который совершается при помощи буддхи, сверхсознания) артхаваттва-саньямат – (и) посредством саньямы на их назначение индрия-джая – (приходит) победа над чувствами
Победа над чувствами достигается благодаря саньяме на механизм восприятия, на истинную природу чувств, на эго, на всепроникающие силы и на их предназначение.
Всё, что мы испытываем, поступает к нам через наши органы чувств. Чувства – это приемные станции, к которым приходят различные стимулы как извне, так и изнутри тела.
Для получения специфических видов стимулов люди и животные имеют высокоспециализированные чувства. Глаз предназначен для зрения, ухо для слышания, язык для вкусовых ощущений, нос для обоняния и кожа для осязания. У таких простейших форм животной жизни, как одноклеточные амебы, все тело равно чувствительно к жаре, холоду, давлению и свету.
Орган чувств – это специализированная часть тела, которая избирательно чувствительна к определенному типу изменений в ее окружении, а к другим – нечувствительна. Например, глаз воспринимает световые волны, но он невосприимчив к звуковым раздражителям. Совершенно глухой человек не в состоянии отличить тихий звонок будильника от воя сирены.
Ощущение – это акт получения стимула посредством сенсорного органа; восприятие – интерпретация зарегистрированного символа в мозге с помощью одного или нескольких сенсорных механизмов. Хотя механизм для получения стимулов у разных индивидов сходен, интерпретации этих стимулов могут различаться. Фотография является результатом воздействия световых волн. Картина или рисунок – результат индивидуального восприятия художника. Короче говоря, чувства получают, а ум воспринимает.
Ощущение возникает, когда на сенсорный орган воздействуют стимулы, полученные от соответствующих объектов. Ощущение включает в себя как общие, так и специальные стимулы. Эти общие и специальные качества объектов чувства представляют уму. Данный психический процесс целиком входит в состав граханы – процесса познания. объекты – это грахья (познаваемое). Пуруша, индивидуальная душа, – это грихитри (познающий).
Сварупа, психологический анализ стимулов, выполняется умом и затем представляется эго, которое анализирует, относится это к «я» или к «не-я». Отделив «я» от «не-я» асмита (эго) передает материал на суд сверхсознания (буддхи), которое выносит окончательное решение. Буддхи посредством космических и танматрических сил принимает форму объектов. Это принятие форм объектов называется вритти. Пуруша отражается в такой модификации, а сама модификация отражается в пуруше, сознании. Как следствие этого взаимоотражения, приходит ощущение: «Я вижу», «Я чувствую», «Я воспринимаю», «Я мыслю» и т.п.
Весь психический механизм имеет определенное назначение: он существует ради пуруши, индивидуальной души. Этот (как и любой другой) бессознательный механизм не может существовать сам по себе и ради самого себя. Такое в принципе невозможно. Назначение бессознательного психического механизма – содействовать познанию относительного мира и вести человеческое сознание от относительности к Абсолюту, который является освобождением, свободой и нирваной.
Если человек уделяет саньяме большое внимание, то посредством саньямы весь этот психический процесс – сознательный, подсознательный и сверхсознательный – можно сделать предметом психологического анализа, а затем – и анализа «Я». Вследствие такого самоанализа устанавливается господство над чувствами и полный контроль над инстинктивными разрушительными силами.
Давайте на время отложим рассмотрение йогической самодисциплины и контроля чувств и посмотрим на тех, кто не властен над чувствами, и на тех, кто является их хозяином. Тот, кто не владеет своими чувствами, имеет слабый психический механизм, и наоборот: у того, кто обладает самоконтролем, мы обнаруживаем надлежащее действие такого механизма. Это всеобщий психологический факт, не зависящий от того, осознаёт его субъект или нет.
Благодаря проявлению «Я» в субстанции разума (мыслящем принципе, центральном органе) устанавливается контроль над чувствами; если же «Я» не проявляется, то такой контроль отсутствует. Это универсальный и непреложный закон ума. Йога подчеркивает это и предлагает классическую систему развития, контроля чувств. Недостаток самоконтроля вызван отсутствием целенаправленности.
Существует ли «Я» для чувств или чувства – для «Я»? Сформулируем вопрос иначе: должен ли сознательный и чувствующий человек управлять мощным, но бессознательным механизмом? Или же бессознательный, но мощный механизм должен управлять сознательным и чувствующим человеком? Если «Я» существует ради чувств, если оно будет идти туда, куда его ведут бессознательные процессы ума, тогда могут наступить катастрофические последствия. Ум по своей натуре похож на обезьяну. Он подпитывается могучими силами. Опьянение похотью, желанием, обладанием, эгоизмом и другими влечениями действует на ум как наваждение. Без самоконтроля он очень быстро разрушит и себя, и всю личность. Поэтому чувствующее «я» не должно управляться бесчувственным механизмом ума. Все бессознательные процессы и механизмы субстанции разума существуют ради Пуруши, «Я».
Отличие «Я» от «не-я» и их взаимосвязь чрезвычайно важны в сфере относительности. «Я» не может существовать отдельно, без связи с «не-я», и наоборот. Они идут рука об руку. «Не-я» существует ради «Я», но «Я» не существует для «не-я». Когда мы говорим, что «Я» не существует ради «не-я», то это не означает, что «Я» не заботится о «не-я»; единственный смысл данного утверждения заключается в том, что с точки зрения сознания «не-я» (материя) существует ради «Я», а не наоборот. Когда говорят: «Не человек ради дома, а дом ради человека», то это не означает, что человек не должен заботиться о своем доме.
Данное утверждение чрезвычайно трудно объяснить, но при надлежащем размышлении можно понять его психологическую и философскую тонкость. Безусловно, «не-я» существует ради «Я» и «Я» тоже существует ради «не-я», но не в таком же отношении. «Я» выступает по отношению к «не-я» как чувствующий хозяин и владелец; «не-я» по отношению к «Я» является бесчувственным, но мощным механизмом.
В плане относительности «Я» имеет сознание, но не имеет могущества. Следовательно, в этом отношении оно хромает. Механизм ума наделен мощной силой, но является бесчувственным и бессознательным; в этом отношении он как бы слеп. Если этот хромой (эго, «я») присовокупит силу ума, который слеп в отношении сознания, их союз станет совершенным. Сознание без могущества и могущество без сознания суть силы, ведущие по неправильному пути. Предметом исправления и преобразования не являются «Я» и «не-я»: в корректировке и преобразовании нуждается их взаимоотношение.
Таким образом, посредством саньямы на механизм психических процессов, ощущения и восприятия, ум, эго, сверхсознание и их назначение (в том смысле, что «не-я» существует ради «Я») человек обретает господство над чувствами.
* * *
Применение контроля над чувствами, в психологическом, физическом и метафизическом отношениях.
49. тато мано-джавитвам викарана-бхава прадхана-джайаш ча
тата – отсюда (в результате контроля над чувствами) джавитвам – («я» приобретает) быстроту мано – ума бхава – (способность) восприятия, существования, положения ви – без карана – инструментов, чувств ча – и джая – победу, господство прадхана – (над) Верховной Природой
Благодаря контролю над чувствами «я» приобретает быстроту ума, способность восприятия без сенсорного аппарата и побеждает природу.
Звук обгоняет автомобили и поезда. Скорость света намного выше, чем скорость звука. Но скорость ума – наивысшая из всех известных скоростей. Все знают, что посредством воображения человек может моментально достичь любого места. В состоянии контроля над чувствами «я» действительно достигает быстроты ума.
Обычно «я» воспринимает объекты с помощью сенсорного аппарата и тела. Восприятие без помощи внешних чувств означает их деятельность в любом времени или любом месте, не связанную с необходимостью присутствия тела.
«Победа над природой» – это способность контролировать все модификации Верховной Природы (пракрити).
Вышеупомянутые три способности называют мадхупратикой – «домом нектара». Они приобретаются в результате контроля над «не-я» (с помощью процессов, описанных в предыдущем афоризме 3:48).
* * *
Проявление всемогущества и всезнания во время саньямы на буддхи (психический механизм познания) и Пурушу (Чистое Сознание).
50. саттва-пурушаньята-кхьяти-матрасья сарва-бхавадхиштхатритвам сарва-джнятритвам ча
саттва – посредством саньямы на буддхи (психический механизм распознания) матрасья – только кхьяти – знание пуруша – «Я» аньята – различие сарва-бхавадхиштхатритвам – (приходит) всемогущество ча – и сарва-джнятритвам – всезнание
Только осознание различия между саттвой и Пурушей приносит господство над всеми состояниями и формами бытия и интуитивное знание всего.
Посредством саньямы на буддхи (психический процесс различения) и на чистое самопознание человек приобретает всемогущество и всезнание. Тот, кто утвердился в чистой саттве (буддхи) и чистом самопознании (Пуруше), обретает власть над всем проявленным миром пракрити. Всемогущество и всезнание приходит тогда, когда йог освобождается от всех иных, материальных притяжений и покоится в чистой саттве, а Пуруша отражается в ней. Это сиддхи (совершенство) называется «вишока» – свобода от всех печалей. Достигнув такого состояния, йог становится свободным от всех печалей, клеш и препятствий (за исключением тех, которые находятся в