Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

«я», эмпирическое эго, есть смесь Пуруши и пракрити, Чистого Сознания и субстанции разума. В результате их соединения проявляются каузальное, тонкое и грубое тела. Эти тела сознательны, пока в них отражается «Я». Они теряют сознание, когда это отражение ослабевает или становится ограниченным – как, например, во время глубокого сна или смерти. Эти тела – продукты пракрити, «не-я», поэтому они являются бессознательными.

Субстанция разума (вместе с тремя своими телами) является субъектом эмпирического познания, наслаждения и боли, действия и реакции, рождения и смерти. Атман, Пуруша, совершенно отличен от субстанции разума. Он трансцендентен, вездесущ, всезнающ и всемогущ. Все жизненные процессы – еда, сон, бодрствование, видение снов, ощущение, познание и т.п. – принадлежат субстанции разума. Пуруша не спит, не видит снов, не ест. Он пребывает за пределами всех этих видов материальной деятельности и является неизменным и вечным ее свидетелем.

В индивидуальной жизни деятельным фактором выступают психические процессы, субстанция разума, которая освещается Пурушей. Бессознательная субстанция разума сама по себе не может быть деятелем. Она нуждается в отражении света «Я», Пуруши. объединение «Я» с индивидуальной субстанцией разума не вечно. Тем не менее оно продлится до тех пор, пока не будет достигнуто полное освобождение. Благодаря этому объединению «Я» анализирует и синтезирует всю Вселенную посредством анализа и синтеза субстанции разума. Индивидуальное, относительное «я» соединяется с индивидуальной и относительной субстанцией разума с целью достижения Космического «Я» и Космического Разума, чтобы освободиться от индивидуальности и «не-я».

В основе как физиологических, так и психологических явлений лежит Верховная Природа (пракрити). Продукты эволюции и составные части пракрити на физиологическом плане выступают как воспринимаемое (объекты), а на психологическом плане – как воспринимающий (субъект). В отличие от них «Я» находится вне сферы относительных субъектов и объектов, которые представляют собой два различных порядка развития. субъективный порядок называется «я», а объективный – «не-я». Причем «не-я» существует ради «Я», а «Я» существует само по себе, оно само себе хозяин и владыка. «Не-я» есть непрерывно действующая бессознательная энергия; оно нуждается в сознательном руководстве. Сознательная энергия наслаждается действиями пракрити и руководит деятельностью этого бессознательного механизма, чтобы избежать случайных помех наслаждению. Ошибка в руководстве приводит к разладу в этом механизме, что влечет за собой страдания и несчастье.

Таким образом, наслаждение и страдание зависят оттого, правильно или неправильно руководит сознательное «я» бессознательной пракрити. Как счастье, так и несчастье относятся к состояниям пракрити; «я» (пуруша) испытывает их из-за неведения и отождествления с «не-я». Таким образом, «Я» отождествляется с «не-я», а «не-я» – с «я». Свет Пуруши, «Я», приписывается действию субстанции разума. Пуруша (сознательная энергия), пассивно наблюдая деятельность субстанции разума, забывает свою истинную природу и исполняется верой в то, что он ограничен телом, слаб, ничего не знает и не понимает. Из-за неведения он отождествляется с какой-либо частной конечной формой существования (человеческим или животным телом) и считает себя продуктом причины, следствия, времени и определенной семьи, нации, общества, планеты. Таким образом душа отрезается от истинной жизни.

Узкое и ограниченное существование индивида обусловлено не его «я», а ограниченностью субстанции разума. Такое существование является результатом его падения из первоначального состояния. Опыт «я» означает лишь восприятие отражения объектов в субстанции разума, которая трансформируется в форму объектов. Когда человек постигает истинное «Я», то психологическое «я» выходит за рамки индивидуального «я» и индивидуальной субстанции разума.

Каков источник объективной Вселенной? Она есть проявление абсолютного, безличного, Космического и Сверхкосмического Разума, который трансцендирует как субъективную, так и объективную относительную Вселенную.

*   *   *

Пуруша описывается как вездесущий, всемогущий и всезнающий. Напротив, «я» что-то знает, а чего-то – нет. Это указывает на то, что сознание у пуруши («я») является не внутренним свойством, а привнесенным. Только Чистый Пуруша вездесущ, всемогущ и всезнающ. Эмпирическое, «я», являющееся объектом интроспекции, не может ничего воспринимать без помощи субстанции разума. А субстанция разума подвергается модификации только тогда, когда в контакте с ней находится объект и в ней отражается свет «Я». Лишь при соблюдении этих условий будет иметь место познание, и эмпирическое «я» получит знание об этом объекте. При отсутствии отражения «Я» в читте, или при отсутствии контакта читты с объектами, эмпирическое «я» не будет иметь никакого знания.

17. тад-упарагапекшитвач читтасья васту джнятаджнятам

васту – вещь, объект джнята – познанный аджнятам – (или) непознанный тат – (от) того упарага – накладывания отпечатка, контакта апекшитват – от ее воздействия (или невоздействия) читтасья – (на) субстанцию разума

Эмпирическое «я» познает или не познает объекты в зависимости от того, воздействуют ли они на субстанцию разума.

Хотя объект по своей природе бесчувствен, он воздействует на субстанцию разума через каналы сенсорных органов. Энергия Пуруши, который отражается в зеркале субстанции разума, модифицированной контактом с данным объектом, оживляет субстанцию разума, и она воспринимает объект. Отражение Пуруши соединяется с субстанцией разума.

объект подобен магниту, а субстанция разума подобна железу. Данный объект через каналы сенсорных органов вступает в связь с субстанцией разума, и она под воздействием объекта трансформируется в форму этого объекта. Благодаря отражению света Пуруши, «Я», в этой модификации читты возникает знание конкретного объекта.

В распознание данного объекта входят следующие два процесса:

Контакт с объектом посредством сенсорных органов. Субстанция разума под воздействием объекта трансформируется в этот конкретный объект.

Отражение света Пуруши, «Я», в этой модификации психики и отражение этой модификации в Пуруше, «Я». Как следствие этого взаимоотражения, возникает знание о данном объекте.

Знание об объекте возникает при наличии этих двух познавательных процессов. При отсутствии одного или обоих процессов не будет никакого знания ни о каком объекте. Любой объект, который накладывает свой отпечаток на ум, становится известным, а те объекты, которые не отпечатываются в уме, остаются неизвестными. То, что становится известным, называется объектом. То, что не действует на ум, не становится объектом. Таким элементом является абсолютный Пуруша, Брахман, который остается неизвестным субстанции разума. Ум изменчив; он способен принимать формы познанных или еще непознанных объектов.

Таким образом объясняется тот факт, что эмпирическое «я» некоторые объекты знает, а другие – нет.

Во всяком акте эмпирического познания присутствуют четыре принципа:

субъект (познающий);

объект, который должен быть познан;

набор инструментов, чувств, представляющих собой процесс познания; эти инструменты делятся на внешние (органы чувств) и внутренние (субстанция разума);

окружение (внешнее и внутреннее).

Эмпирическое познание есть результат сочетания всех сил. Если произойдет изменение в каком-то классе, то оно вызовет соответствующее изменение во всех других классах.

В процессе познания объекты представляются сенсорным органам. Они возбуждают чувства, а затем ощущение передается уму для обдумывания, эго – для распознавания и сверхсознанию (буддхи) – для окончательного вынесения решения. Буддхи со своей мощной супраэлектронной энергией, силами танматр и гун принимает форму представленного объекта. Буддхи, принявшее форму объекта, называется

вритти – модификация, трансформация. Таким образом начинается взаимное отражение модифицированного буддхи в Пуруше и Пуруши в модифицированном буддхи. Как следствие этого взаимоотражения возникает эмпирическое знание типа «Я вижу», «Я знаю», «Я думаю», «Я действую». Это «я» отображает Чистого Пурушу. Оно называется эмпирическим «я» или эго, в то время как Абсолютный Пуруша пребывает за пределами всего этого механизма. Чистый Пуруша имманентен и трансцендентен, он не является ни объектом, ни субъектом эмпирического познания.

Так объясняется, почему эмпирическое, психологическое «я» познаёт или не познаёт объект в зависимости от того, воздействует он на субстанцию разума, или нет.

*   *   *

Вызывает ли это психологическое эго, эмпирическое «я» какое-либо изменение во всезнающем, всемогущем и вездесущем Абсолютном Пуруше, Брахмане?

18. сада джняташ читта-вриттаяс тат-прабхо пурушасьяпаринамитват

апаринамитват – из-за неизменяемости пурушасья – «Я» вриттая – (все) изменения, модификации читта – субстанции разума сади – всегда джнята – известные тат – их прабхо – хозяина, владыки

Благодаря своей неизменяемости, всемогущий, вездесущий и всезнающий Абсолютный Пуруша, Брахман, всегда знает все изменения и модификации субстанции разума.

Наиболее важный принцип природы – всеобщая изменчивость. Каждый опыт, субъективный и объективный, психический и непсихический, преходящ.

Является ли само изменение предельной реальностью или существует какая-то неизменная суть, основа всех изменений? Человек рождается в суете, в спешке живет и в спешке умирает. Все это указывает на постоянное изменение.

Поиск вечного, неизменного, связан с поиском природы человека. Является ли человек только физическим и постоянно изменяющимся существом или он обладает неизменным и вечным существованием? Перед пытливым исследователем изучение человека и его ума открывает новые горизонты. Как действуют физиологические силы? Как психические процессы организуют мышление? Является ли способность мышления внутренним свойством субстанции разума или ее побуждает мыслить какая-то другая трансцендентальная энергия? В афоризме 4:17 первая возможность отвергается. Сутра 4:18 представляет нам Первопринцип, Высшую Реальность, вечную и неизменную, лежащую в основе всех изменений материального и психического миров, внутреннего мира самого человека. Посредством дисциплины ума (самоконтроля, концентрации, созерцания, медитации и самадхи) человек открывает, что сфера субстанции разума бесконечно более реальна, прочна и глубока, чем сфера физической материи.

Даже в мире относительности для определения скорости движущегося тела нужна какая-то относительно неподвижная точка отсчета. Если все объекты движутся с одинаковой скоростью, то такое движение равносильно неподвижности. Если бы Пуруша, «Я», подобно субстанции разума, также подвергался трансформации и изменению, то не было бы вообще никакого познания. Познающий принцип должен быть неизменным, вездесущим и всезнающим, чтобы быть в состоянии распознавать все изменения повсюду. Таким вездесущим свидетелем всех трансформаций субстанции разума является Пуруша. Он не подвержен изменению. Вещи, которые принимают многочисленные формы, изменяются по отношению к некоторому неизменному свидетелю их форм.

Психические процессы сами по себе бессознательны, и тот факт, что они – какую бы форму ни принимало их сознаниевсегда проявляют сознательность, свидетельствует о том, что имеется какой-то высший свидетель, пребывающий за пределами субстанции разума, за пределами психологического «я». Этим свидетелем является вечнонеизменный Пуруша.

Главная задача медитирующего – посредством психических процессов раскрыть вездесущего, всезнающего Пурушу. Как природу света нельзя изучить непосредственно, без помощи освещенной им объективной Вселенной, так и свет Пуруши нельзя познать непосредственно, без помощи психических способностей.

Всякий раз, когда мы отвергаем реальность чего-то, мы делаем это по отношению к чему-то такому, что является реальным. Когда мы говорим, что какая-то вещь изменчива, мы сравниваем ее с чем-то неизменным. Мы отвергаем отрицательное, опираясь на что-то положительное. Заявление, что нечто является тленным, подразумевает наличие чего-то бессмертного.

Таким образом, весь процесс медитации с самого начала и до конца (самадхи) есть не что иное, как проявление Высшего Сознания посредством анализа психических процессов, В процессе этого анализа энергия Пуруши остается неизменной и, благодаря неизменности «Я», постигается изменяемость «не-я». Посредством этого изменения распознаются изменения всех человеческих умов. Если проявляется какой-то психологический феномен, то с его помощью можно изучить все феномены этого уровня.

Когда проявляется Абсолютный

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн