Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

проявляется в самой чистой форме пракрити, то это называется Ишварой. Проявляясь в механизме субстанции разума, которому помогают чувства и организм, она называется индивидуальным «я». Пуруша, Брахман, есть Высшая Реальность как в дживе (индивидуальном сознании), так и в Ишваре (Космическом Сознании). Чистое Сознание – это общий элемент, присутствующий в них обоих, точно так же как огненный жар присущ и костру, и его искрам.

Как индивидуальное сознание, так и Космическое Сознание суть реальности мира относительности. При этом Ишвара (Сагуна-брахман), является наставником, в то время как джива (индивидуальное сознание) следует его наставлениям. Абсолютный Пуруша, Ниргуна-брахман, статичен, в то время как Сагуна-пуруша динамичен.

Каждое явление и любое событие жизни оказывает влияние на существование, реальность, сознание и блаженство, независимо от того, знает об этом человек или нет. Случившееся событие воздействует на ум, и он подвергается изменениям в отношении бытия, сознания и реальности. Когда это событие производит видимое и воспринимаемое изменение, то переживается страдание или счастье – в зависимости от сокращения или расширения субстанции разума, которые сопровождаются соответственно сокращением или расширением бытия, сознания и реальности. В медитации и самадхи постоянно расширяющиеся существование, сознание и блаженство становятся руководящей силой, ведущей ум к объединению с Космическим Бытием, Сознанием и Блаженством.

Атман есть реальность индивидуального «я», эмпирической души (дживы). Он тождествен с Пурушей, Брахманом, и является вечным, всеобщим Сознанием. Он никогда не пребывает в рабстве. Он всегда свободен (нитьямукта). Атман вечно сияет своим собственным светом и излучает свою вечную энергию. Ощущение порабощенности обусловлено неведением относительно его бытия, сознания и блаженства. Из-за этого неведения индивидуальное «я» отождествляется с телом. Так неведение рождает психофизиологический организм, который ограничивает всеобщее сознание рамками тела и ума и заставляет его выглядеть индивидуальной душой.

Авидья (незнание, неведение) – причина рабства. Это интеллектуальное знание, зараженное дуализмом субъекта и объекта. Авидья исчезает, когда появляется интуитивное знание (видья). Под влиянием видьи индивидуальное «я» отождествляет свое существование, сознание и блаженство со Вселенским Бытием, Сознанием и Блаженством Пуруши, Брахмана. Эта видья, подлинное проникновение, интегральный опыт, ведет к освобождению. Неведение само по себе есть рабство, а знание – освобождение.

Ложное знание делает различие между индивидуальным «я» и Реальным «Я» (Пурушей), ибо не понимает как истинной природы индивидуальной души, так и природы ее ограничений (которые являются посторонними придатками и обусловлены ошибочным отождествлением с психофизиологическим организмом). Это ложное знание становится причиной порабощенности и страдания. Оно разрушается в результате познания Абсолютного элемента, Пуруши. Комплекс тела-ума, привязанность, отвращение, заблуждение, материальное наслаждение и индивидуальная эгоистичная деятельность составляют индивидуальность и заключают индивидуальную душу в тюрьму.

Интегральный опыт Пуруши («Я») искореняет авидью, являющуюся коренной причиной всех страданий. Он полагает конец перевоплощениям, которые обусловлены вызванным авидьей соединением индивидуального «я» с умственно-телесным комплексом.

Атман вечно свободен, но истинная свобода, являющаяся его подлинной природой, неизвестна, так как она скрыта за неведением. Достоинства и недостатки принадлежат умственно-телесному комплексу.

Они являются результатом хороших или дурных карм, которые порождают свои плоды в виде физического и материального наслаждения и страданий в нынешней жизни или в будущих. Кармы выступают причиной перевоплощения, переселения души в новое тело. До тех пор, пока материальные заслуги и недостатки не сожжены полностью огнем интегрального опыта, Пуруши, Брахмана, колесо страдания, рождения и смерти продолжает вращаться. Когда они уничтожаются посредством расширения индивидуального существования, сознания и блаженства до уровня Бытия, Сознания и Блаженства Пуруши, Брахмана, индивидуальное «я» освобождается.

ити чатуртха пада

Так заканчивается четвертая глава «Йога-сутр» Патанджали о кайвалье (самопознании).

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ 4

Эта глава посвящена кайвалье, нирване, освобождению, самоанализу и самопознанию.

В афоризме 1 описываются различные источники сиддх (совершенств).

В афоризме 2 рассматриваются законы эволюции.

В афоризме 3 говорится о вечном и непрерывном потоке Верховной Природы и о роли действующей причины в проявлении феноменов.

В афоризмах 4-6 описано формирование многочисленных умов, которые находятся под контролем исходного ума. Ум, поглощенный Космическим Сознанием, свободен от карм и наиболее чист.

В афоризме 7 описываются четыре вида карм.

В афоризме 8 говорится о воспроизводстве влечений, психодинамических сил (васан), не прерываемых классом, видом, временем, пространством, смертью, рождением и т.д.

В афоризме 9 сказано о кармической преемственности психодинамических сил.

В афоризме 10 описывается безначальность и бесконечность психодинамических сил.

В афоризме 11 рассматриваются причина, следствие, опора и объект, удерживающие васаны и кармы вместе.

В афоризме 12 утверждается, что существует непрерывная преемственность васан и карм на протяжении прошлого, настоящего и будущего.

В афоризме 13 говорится о взаимодействии васан, карм и влечений с космическими силами в проявленной, тонкой и непроявленной формах.

В афоризмах 14-24 рассматриваются различные аспекты идеализма и реализма.

В афоризме 25 речь идет об устранении отождествления человеческого сознания с телом и умом и о достижении единства с Пурушей.

В афоризме 26 говорится о читте, которая устремляется к кайвалье, нирване.

В афоризме 27 прослеживается происхождение идей и мыслей, разрушительных для самоанализа.

В афоризме 28 сказано о необходимости отказа от предрассудков, заблуждений и нетерпимости.

В афоризме 29 говорится о дхарма-мегха-самадхи – Космическом Сознании «с дождевым облаком знания».

В афоризме 30 описывается прекращение всех карм, васан и влечений.

В афоризме 31 говорится о неограниченности самопознания, показывается различие материального познания и самопознания.

В афоризме 32 рассматривается прекращение череды трансформаций космических сил в индивидуальной жизни.

В афоризме 33 дается определение последовательности чередующихся моментов пространства и времени.

В афоризме 34 перечисляются условия кайвальи.

В афоризме 35 сказано, что кайвалья тождественна нирване.

В афоризме 36 нирвана и кайвалья рассматриваются как Состояние, а Пуруша – как Высшая Субстанция этого Состояния.

В афоризме 37 говорится о свойствах освобожденной души.

В афоризме 38 дается сравнительное описание Сагуна-пуруши и Ниргуна-пуруши.

С помощью этого краткого перечня запомните все афоризмы.

Дайте им ваши комментарии и исследуйте все психологические процессы на собственном опыте.

Будьте уверены – вы достигнете Всевышнего, ибо то, чего достиг один человек, достижимо и для других людей, приложивших те же усилия. Это вечный закон.

*   *   *

ити йога-мано-виджняна-даршанам самартам

Так заканчивается книга о философии йоги, кайвалье, пути к абсолютному «Я есмь».

ити патаньджала-йога-сутрам самартам

Так заканчиваются «Йога-сутры» Патаньджали.

ГЛОССАРИЙ

Абхинивеша – инстинктивная жажда жизни и страх смерти.

Абхьяса – практика.

Авивека – неведение; отождествление сознания с материей.

Авидья – ошибочное знание; восприятие невечного как вечного и вечного как невечного.

Авишеша – неспецифическое, общее; аханкара и пять танматр.

Авьякта – непроявленная субстанция, фундаментальная сила, ноумен.

Аджня-чакра – подкорковые области.

Акашалучистый эфир; состояние ума, в котором он свободен от всех волн психики и наполнен сияющим эфиром.

Аламбана – объект.

Анагата – будущее.

Ананда – Высшая Реальность и Блаженство.

Антахкарана – внутренний инструмент; весь ум в целом, включая буддхи, аханкару и манас.

Ану – атомы и атомные силы.

Апана – центробежная сила, посредством которой из тела выбрасываются отходы метаболизма.

Агшршраха – ненакопление, нестяжание.

Артха – цель.

Асанпраджнята-самадхи – отождествление индивидуального сознания с Брахманом; находится за пределами понятий причины, следствия, пространства и времени.

Асаны – позы и упражнения для очищения ума и тела, которые выполняются с целью изучения истины и предоставления (посредством действия физиологического механизма) возможности свободного протекания психических процессов.

Асмита – читта; отождествление читты с «Я»; эго.

Атита – прошлое.

Атман – Пуруша, Сознание; атман – пуруша, индивидуальная душа.

Аханкара – «я», эго.

Ахимса – ненасилие, непричинение вреда.

Ашрая – субстрат.

Бандха – контроль, связь.

Бахьякарана – «внешний инструмент»: пять сенсорных и пять моторных органов.

БрахманВсевышний, Одно-без-другого.

Брахмачарья – воздержание (особенно половое).

Буддхи – разум, мудрость, психологический аспект махата (космического разума).

Бхута – живые существа; материя и ее энергия.

Вайрагья – непривязанность, отрешенность.

Васина – привычка, тенденция желания; влекущая сила.

Васту – объект.

Ведычетыре древнейшие книги знания: 1) Ригведа, 2) Яджурведа, 3) Самаведа, 4) Атхарваведа.

Вивека – различение между сознанием и материей; способность отличить нереальное от Реальности; тождество индивидуального сознания с Чистым Сознанием.

Видеха – бестелесное, пронизывающее.

Викальпа – анализ; заблуждение, галлюцинация.

Викшепа – достижение ошибочной цели; рассеянность.

Викшипта – рассеянное состояние ума.

Витарка – логическое рассуждение; разрушительная инстинктивная сила влечения.

Вишеша – «специфическое»; грубые (физические) элементы; органы чувств, органы действия и ум.

Вичара – философское разграничение; мышление.

Вритти – трансформация, модификация, движение, изменение в читте (субстанции разума).

Вьякта – проявленное.

Вьяна – сила, посредством которой функционирует сердечно-сосудистая система.

Гита (Бхагавад-гита) – знаменитая книга по ведической философии, часть Махабхараты.

Гуна – космическая сила; качество.

Гунатита – чистое сознание, которое является владыкой гун, космических сил Природы.

Даршана – восприятие.

Двеша – отвращение к неприятным вещам; отторжение.

Деша – первоначало, естественный источник.

Джати – вид существования в материальном мире; социальный класс; биологический вид.

Джая – победа, овладение.

Джива – индивидуальное «я» и принадлежащий ему индивидуальный психофизиологический механизм.

Дживатман – отражение Всевышнего в перцептуальном механизме индивидуума; душа, живое существо.

Джняна – знание.

Дришта – «зрящий»; познающий; субъект; длительность психического потока; проницательность понимания.

Дришья – познаваемое; объект.

Дукха – страдание.

Дхарана – концентрация внимания на каком-то конкретном объекте или идее; соединение.

Дхармасубстанция, являющаяся условием какого-то перманентного ряда; добродетель; движение ума от низшего плана к высшему плану сознания.

Дхарма-мегха – облако Сознания, Познания.

Дхьяна – фокусирование внимания на какой-то конкретной духовной идее в процессе непрерывной медитации.

Индрии – чувства.

Ишвара – личное проявление Всевышнего; Бог; Космическое «Я»; Космическое Сознание; Космическая Душа, владеющая космическими силами.

Йогамудра – движения ума, выражающиеся в виде физических проявлений; автоматическое и спонтанное отражение Высшего Сознания, в котором тело и ум входят в божественное и экстатическое настроение; любое настроение, выраженное спонтанным потоком сознания.

Кайвалья – Абсолютное Освобождение.

Кайя – тело.

Кала – время; прошлое, настоящее и будущее.

Карана – инструмент; причина.

Кармадействие и противодействие.

Кармашая – хранилище карм бесчисленных рождений.

Кашая – мирское наслаждение.

Клеша – аффекты читты (субстанции разума).

Крийя – действие.

Кришна – магнетическая сила Космического Ума.

Кшана – момент.

Кшипта – беспокойное состояние ума; рассеянность.

Лайя – поглощение; впадение в сон.

Лакшана – частные свойства или характеристики.

Манас – сознание ума; внимание; первичный принцип мышления.

Махабхута – грубый (физический) элемент.

Махат – космическая разумность, разум.

Майя – творческая сила космоса.

Мокша – освобождение.

Мудра – движение тела, согласованное с психической энергией; настроение.

Мудха – тупое, подавленное состояние ума.

Мукти – освобождение души.

Нада – звуковой поток; течение жизни и сознания; космическая и супракосмическая ритмическая вибрация.

Нидра – сон; модификация читты.

Ниранджана – недвижимый, бесформенный Принцип Чистого Сознания.

Ниродха – ограничение; контроль; концентрация.

Нируддха – абсолютно чистое состояние ума.

Нирвана – Абсолютное Освобождение; единение с Брахманом; просветление.

Нияма – пять методов деятельности тела и ума, позволяющих вести жизнь, направленную к Истине.

Оджас-шакти – психическая сила, руководящая всеми гормональными силами и всеми секрециями тела.

Падмасана – поза лотоса: тело прямое, ноги перекрещены, так что подошва одной ноги прижата к бедру, а другая нога покоится на первой и ее подошва повернута вверх и прижата к туловищу.

Параману – электронная, протонная и нейтронная сила.

Пракрити – Верховная Природа, бессознательный ноумен.

Пракритилайя – поглощенность Верховной Природой.

Прамана – источники достоверного знания.

Пранава – определимый Брахман, Звуковой Поток, слог Ом.

Пранаяма – контроль над праной (энергией); расширение индивидуальной энергии до космических масштабов.

Пратьяхара – отвлечение психической энергии с низшего плана и ее сублимация для высших целей.

Пурна – абсолютное.

Пуруша – Высшее

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн