Сознание, Сознательный Ноумен; пуруша – индивидуальная душа.
Рага – желание; привязанность к материальным удовольствиям.
Раджас – космическая сила движения.
Раджогуна – электронная сила, субстанция энергии.
Радха – магнетическая сила индивидуального ума.
Расасвапна – привязанность к частному опыту, догме и т.п.
Сакши – свидетельствующее «я».
Самадхи – состояние сверхсознания; высшее состояние бытия; отождествление ума с Высшим Сознанием; состояние единения индивидуального сознания с Космическим Сознанием.
Самана – жизненная сила, ответственная за метаболизм.
Санкальпа – синтез.
Санкхья – в сфере метафизики – положительное знание, полученное посредством строгого перечисления и классификации составных частей, принципов мира нашего опыта.
Санпраджнята-самадхи – единение индивидуального сознания с Высшим Сознанием.
Сансара – круговорот рождений и смертей.
Санскары – отпечатки в бессознательной части субстанции разума.
Саньяма – мгновенное осознание в результате одновременного осуществления концентрации внимания, внушения и восприятия.
Сат – Вечное Бытие.
Саткарья-вада – теория предсуществования следствия в материальной причине.
Саттва – космическая сила сознания и порядка; психический механизм.
Саттвагуна – протонная сила; субстанция разума.
Сатья – истина.
Сиддха – освобожденное существо.
Сиддхасана – идеальная поза для медитации: одна нога над другой, руки лежат на коленях, грудь, шея и голова находятся на прямой линии.
Сиддхи – сверхъестественные способности, совершенства.
Смрити – память.
Сушумна – центральная нервная система.
Тамас – космическая сила инерции; нейтронная сила.
Тамогуна – сила инерции; субстанция массы.
Танматра – одно из пяти тонких состояний элементов, которые пребывают за пределами чувств обычного человека и являются как причиной, так и следствием; потенциальная энергия, более тонкая, чем электронная, протонная и нейтронная силы.
Тапас – самодисциплина.
Таттва – реальность; единство; элемент.
Тратака – медитация с открытыми глазами.
Тригунатита – состояние сознания, благодаря которому просветленный человек выходит за пределы космических сил; владыка космических сил.
Удана – физиологическая сила, посредством которой произносятся звуки.
Упанишады – философские сочинения, входящие в состав Вед.
Хету – причина.
Чит – Вечное Сознание.
Чити – Пуруша, Сознание.
Читта – субстанция разума, перцептуальный механизм.
Экагра – состояние ума во время глубокой концентрации; однонаправленность, единство намерения.
Яма – намерение исследовать природу психики и придерживаться особых ограничений, позволяющих вести жизнь в свете Истины.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ в пересказе Алисы Бейли
Из кн.: Алиса А.Бейли. Свет души (1927)
Книга I ПРОБЛЕМА ЕДИНЕНИЯ
(1) АУМ. Следующие инструкции касаются Науки Единения.
(1) Это Единение (или йога) достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты (или ума).
(1) Когда это исполнено, йог знает себя таким, каков он на самом деле.
(1) До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями.
(1) Состояний ума – пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны.
(1) Эти видоизменения (энергии) суть правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность (сон) и память.
(1) Основа правильного знания – правильное восприятие, правильное размышление, и правильное наблюдение (точное свидетельство).
(1) Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия.
(1) Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования.
(1) Пассивность (сон) основывается на состоянии бездействия вритти (или невосприятии чувств).
(1) Память есть удержание узнанного.
(1) Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью.
(1) Неустанные попытки – это постоянное усилие в сдерживании видоизменений ума.
(1) Когда то, что должно быть достигнуто, достаточно оценено, и усилия, направленные к его достижению производятся постоянно и без перерыва, тогда устойчивость ума (удержание вритти) обеспечивается.
(1) Непривязанность – это свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, и здесь, и в будущем.
(1) Результатом совершенства в этой непривязанности является точное знание духовного человека при освобождении от качеств или гун.
(1) Сознание объекта достигается концентрацией на его четверичной природе: форме, через исследование; качестве (или гуне), через различающее соучастие; цели, через вдохновение (или блаженство); и душе, через отождествление.
(1) Следующая стадия самадхи достигается, когда однонаправленной мыслью внешняя деятельность успокаивается. На этой стадии читта отвечает только на субъективные впечатления.
(1) Описанное только что самадхи не проникает за границы мира феноменов; оно не проникает дальше богов, связанных с этим конкретным миром.
(1) Другие йоги достигают самадхи и приходят к различению чистого духа через веру, за которой следуют энергия, память, медитация и правильное восприятие.
(1) Достижение этого состояния (духовного сознания) быстро для тех, чья воля интенсивно жива.
(1) Применяющие подобным образом волю различаются, поскольку её использование может быть интенсивным, умеренным или мягким. Однако есть ещё один путь достижения истинного духовного сознания.
(1) Интенсивной любовью к Ишваре достигается знание Ишвары.
(1) Этот Ишвара есть душа, нетронутая ограничением, свободная от кармы и желания.
(1) В Ишваре, Гурудэве, зародыш всего знания простирается в бесконечность.
(1) Ишвара, Гурудэва, будучи не ограничен условиями времени – учитель древнейших Владык.
(1) Слово Ишвары – АУМ (или ОМ). Это Пранава.
(1) Через звучание этого слова и размышление над его значением, обретается Путь.
(1) Из этого приходит осознание Я (души) и удаление всех препятствий.
(1) Препятствия к познанию души – это телесное расстройство, умственная инерция, неправильная постановка вопросов, невнимательность, лень, недостаток бесстрастия, ошибочное восприятие, неспособность добиться концентрации, неудача в удержании достигнутого медитативного состояния.
(1) Боль, отчаяние, неуместная деятельность тела и неправильное направление жизненных потоков – результаты препятствий в низшей психической природе.
(1) Чтобы преодолеть препятствия и им сопутствующее, требуется интенсивное приложение воли к какой-нибудь одной истине (или принципу).
(1) Покоя читты (или умственной материи) можно добиться через практику сострадания, мягкости, постоянства намерения и беспристрастности к удовольствию или боли или всем формам добра и зла.
(1) Покоя читты также достигают регуляцией праны или жизненного дыхания.
(1) Ум можно тренировать в стабильности через те формы концентрации, которые имеют отношение к чувственным восприятиям.
(1) Медитацией на Свете и Излучении может быть достигнуто знание духа и таким образом достигнут мир.
(1) Читта стабилизируется и освобождается от иллюзии по мере очищения низшей природы и прекращения потворствования ей.
(1) Мир (постоянство читты) достигается медитацией на том знании, которое сообщают сны.
(1) Мир также достигается концентрацией на самом дорогом сердцу.
(1) Таким образом его осознание расширяется от бесконечно малого к бесконечно великому, и от ану (атома или пятнышка) до атмы (или духа) его знание совершенствуется.
(1) Для того, чьи вритти (изменения субстанции ума) полностью под контролем, наступает состояние идентичности и подобия тому, что осознаётся. Познающий, знание и поле познания становятся одним, подобно тому, как кристалл вбирает в себя цвета того, что в нём отражается.
(1) Когда воспринимающий соединяет слово, идею (или смысл) и объект, это называется умственным состоянием справедливого рассуждения.
(1) Восприятие без такого рассуждения достигается, когда память более не управляет, слово и объект превзойдены и присутствует лишь идея.
(1) Подобные же два процесса концентрации – с суждением ума и без – могут быть приложены также и к вещам тонким.
(1) Грубое ведёт в тонкое, а тонкое, постепенными стадиями, – в то состояние чистого духовного бытия, которое называется Прадханой.
(1) Всё это составляет медитацию с семенем.
(1) Когда достигается это сверхсозерцательное состояние, йог приобретает чистое духовное осознание через спокойное равновесие читты (или умственной материи).
(1) Его восприятие теперь безошибочно точно (или его ум раскрывает только истину).
(1) Это особое восприятие уникально и открывает то, что рациональный ум (используя свидетельство, заключение и дедукцию) не может открыть.
(1) Это противостоит всем другим впечатлениям, или вытесняет их.
(1) Когда это состояние восприятия само сдерживается и вытесняется, тогда достигается чистое Самадхи.
Книга II ШАГИ К ЕДИНЕНИЮ
(2) Йога действия, ведущая к единению с душой – это огненное устремление, духовное чтение и преданное служение Ишваре.
(2) Цель этих трёх – вызвать душевное видение и устранить препятствия.
(2) Которые являются трудностями, создающими помехи – авидья (невежество), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности.
(2) Авидья (невежество) – причина всех прочих препятствий, будь они латентны, в процессе устранения, преодолены или в полном действии.
(2) Авидья – это когда путают постоянное, чистое, полное блаженства и Я с тем, что непостоянно, нечисто, болезненно и не-Я.
(2) Чувству личности причиной отождествление познающего с инструментами познания.
(2) Желание – это привязанность к предметам удовольствия.
(2) Ненависть – это отвращение к любому предмету чувств.
(2) Интенсивное желание чувствующего существования – это привязанность.
(2) Эти пять помех, когда они тонко познаны, можно преодолеть противоположным умственным настроем.
(2) Их деятельность устраняется процессом медитации.
(2) Сама карма коренится в этих пяти помехах и должна прийти к осуществлению в этой или последующей жизни.
(2) Пока эти корни (или санскары) существуют, их результатом будет рождение, жизнь и переживания, вызывающие удовольствие или боль.
(2) Эти семена (или санскары) производят удовольствие или боль согласно тому, была ли породившая их причина доброй или злой.
(2) Просветлённый всё существование (в трёх мирах) считает болью по причине деятельности гун. Эта деятельность тройственна, производя последствия, беспокойство и подсознательные впечатления.
(2) Боль, которая ещё не пришла, может быть устранена.
(2) Иллюзия того, что воспринимающий и воспринимаемое – одно и то же – причина (вызывающих боль следствий), которая должна быть устранена.
(2) У воспринимаемого – три качества, саттва, раджас и тамас (ритм, подвижность и инерция); оно состоит из элементов и органов чувств. Использование их производит опыт и возможное освобождение.
(2) Подразделения гун (или качеств материи) – четверичны; специфическое, неспецифическое, указанное и неприкосновенное.
(2) Видящий – это чистое знание (гнозис). Хотя и чистый, он смотрит на представленную ему идею через посредство ума.
(2) Всё, что есть, существует ради души.
(2) Для человека, достигшего йоги (или единения), вещественная вселенная прекращает существовать. Однако она существует для тех, кто ещё не свободен.
(2) Сообщество души с умом, и таким образом с тем, что он воспринимает, даёт понимание природы познаваемого и подобным же образом – Познающего.
(2) Причина этого сообщества – невежество или авидья. Это должно быть преодолено.
(2) Когда невежество пресекается разобщением с воспринимаемыми вещами – это великое освобождение.
(2) Состояние привязанности преодолевается поддерживаемым в совершенстве распознаванием.
(2) Достигаемое знание (или просветление) семерично и приобретается постепенно.
(2) Когда средства йоги постоянно практикуются и нечистота преодолена, имеет место озарение, ведущее к полному просветлению.
(2) Восемь средств йоги – это заповеди или Яма, правила или Нияма, поза или Асана, правильное управление жизненной силой или Пранаяма, абстрагирование или Пратьяхара, внимание или Дхарана, медитация или Дхьяна, созерцание или Самадхи.
(2) Непричинение вреда, правдивость ко всем существам, воздержание от воровства, невоздержанности и жадности составляют яму или пять заповедей.
(2) Яма (или пять заповедей) составляют всеобщий долг и безотносительны к расе, месту, времени или экстремальным случаям.
(2) Внутреннее и внешнее очищение, удовлетворённость, огненное устремление, духовное чтение и служение Ишваре составляют нияму (или пять правил).
(2) Когда присутствуют мысли, противные йоге, следует культивировать противоположные.
(2) Мысли, противные йоге, это причинение вреда, ложь, воровство, невоздержанность и жадность; совершены ли они лично, спровоцированы ли к совершению или одобрены, произошли ли они от жадности, гнева или заблуждения (невежества), будь они незначительными, средними или великими. Их результатом всегда бывают чрезмерная боль и невежество. По этой причине следует культивировать противоположные мысли.
(2) В присутствии обладающего