Скачать:PDFTXT
Афоризмы йог. Свами Вивекананда

им?

(4) Воспринимаемость объекта индивидуумом зависит и от доступности объекта, и от мотивации индивидуума,

(4) Ментальные проявления всегда известны Воспринимающему, который неизменен и является хозяином разума.

(4) Кроме того, разум является частью того, что воспринимается, и не имеет собственных возможностей постигать.

(4) Разум не может играть две роли, потому что он не может одновременно создавать и наблюдать созданное.

(4) В сознании индивидуума с такой последовательностью разумов кратковременного существования наступит беспорядок и возникнет трудность поддержания согласованной памяти.

(4) Когда разум не связан с внешними объектами и не соотносит внешнюю форму с Воспринимающим, тогда он сам принимает форму Воспринимающего.

(4) Так разум служит двойной цели. Он обслуживает Воспринимающего, предоставляя ему внешнее. Он также отображает или представляет Воспринимающего для собственного просвещения.

(4) Разум накапливает различные впечатления, которые всегда в распоряжении Воспринимающего. Так происходит потому, что разум не может функционировать без силы Воспринимающего.

(4) Личность необычайной ясности – это личность, которая свободна от желания узнать природу Воспринимающего.

(4) И их ясность оставляет им только одну заботу o достичь состояния свободы.

(4) Могут проявиться возмущающие впечатления из прошлого, отвлекающие от цели.

(4) Никогда нельзя мириться даже с незначительными ошибками, поскольку они так же вредны, как и пять препятствий.

(4) Возникает состояние разума, наполненного ясностью относительно всех вещей во все времена. Это похоже на шквал чистой ясности.

(4) Это настоящее состояние свободы от действий, основанных на пяти помехах.

(4) Когда разум свободен от облаков, мешающих восприятию, все становится известным, ничего не нужно узнавать.

(4) Три основных свойства перестают сопровождать последовательность перемежающихся болей и удовольствий.

(4) Последовательность – это замена текущей характеристики последующей. Любая замена привязана к определенному моменту времени. Замена характеристик, в свою очередь, является основой данного момента.

(4) Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом.

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Е.Островской и В.Рудого

Из кн.: Классическая Йога. М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока «Asiatica», 1992

Глава первая О СОСРЕДОТОЧЕНИИ

(1) Итак, наставление йоге.

(1) Йога есть прекращение деятельности сознания.

(1) Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

(1) В других случаях – сходство с деятельностью [сознания].

(1) Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.

(1) Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.

(1) Истинное познание – [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.

(1) Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].

(1) [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.

(1) Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].

(1) Память есть сохранение (букв. «неутрачивание») прошлого опыта.

(1) Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.

(1) Из их практики есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.

(1) Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.

(1) Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектами целям, освященным традицией.

(1) Оно – высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.

(1) [Оно] – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

(1) Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].

(1) [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.

(1) У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.

(1) У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] – в непосредственной близости.

(1) Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

(1) Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.

(1) Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] «следствиями».

(1) Семя всезнания в нем не имеет себе равных.

(1) [Он] Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.

(1) Его [вербальное] выражениесвященный слог ОМ.

(1) [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.

(1) Отсюда – постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.

(1) Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] – эти отвлечения суть препятствия.

(1) Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].

(1) В целях их устранения – практика с одной сущностью.

(1) Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

(1) Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.

(1) Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.

(1) Либо беспечальная и лучезарная…

(1) Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.

(1) Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.

(1) Или благодаря созерцанию того, что приятно.

(1) Его могущество [распространяется на все] – от атома до величайших [объектов].

(1) Сосредоточение есть состояние «окрашивания» тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.

(1) Здесь сосредоточение «с умозрением» лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.

(1) Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.

(1) Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие «тонкий» объект.

(1) Свойство быть «тонким» объектом имеет [своим] ограничением «отсутствие признака» [как исходное состояние первопричины].

(1) Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.

(1) При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.

(1) Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] «несущей истину».

(1) [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.

(1) Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.

(1) При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, «лишенное семени», ибо вся [деятельность сознания] прекращена.

Глава вторая О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]

(2) Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.

(2) [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.

(2) Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.

(2) Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].

(2) Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.

(2) Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей [чистого] видения и инструмента видения.

(2) Влечение неразрывно связано с наслаждением.

(2) Враждебность неразрывно связана со страданием.

(2) Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.

(2) Эти [аффекты] в «тонком» состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].

(2) Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.

(2) Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.

(2) При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.

(2) Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим] результатом наслаждение [или] страдание.

(2) Поистине, для мудрого все есть страданиеиз-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.

(2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.

(2) Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.

(2) Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути – «[великие] элементы» и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.

(2) Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.

(2) Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.

(2) Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.

(2) Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других – в силу свойства быть общим.

(2) Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть] способность быть собственностью и способность быть господином.

(2) Его причинаневедение.

(2) Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это – абсолютная обособленность Видящего.

(2) Средство избавления – неколебимое различающее постижение.

(2) Его мудрость предельного уровня – семи видов.

(2) При устранении нечистоты вследствие применения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения.

(2) Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение – [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.

(2) Самоконтроль – [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.

(2) [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] «Великий обет».

(2) Соблюдение [религиозных] предписаний – [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.

(2) Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности.

(2) Ложные помыслы о насилии и прочем – совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, – возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности.

(2) При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.

(2) При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него].

(2) При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].

(2) При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.

(2) При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] «почему», связанных с рождением.

(2) Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.

(2) Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.

(2) Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья.

(2) Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела и органов чувств.

(2) В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.

(2) Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.

(2) Асана есть неподвижная и удобная [поза].

(2) При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].

(2) Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.

(2) При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].

(2) [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.

(2) Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.

(2) Благодаря ей разрушается препятствие для света.

(2) И пригодность манаса к концентрации.

(2) При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания – [это и есть] отвлечение.

(2) Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.

Глава третья О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

(3) Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.

(3) Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте].

(3) Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).

(3) Три вместе – санъяма.

(3) Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.

(3) Ее применение [осуществляется] постадийно.

(3) Три – внутренние [в отличие] от предшествующих.

(3) И они же – внешние [средство сосредоточения], «лишнего семени».

(3) Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть

Скачать:PDFTXT

Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать бесплатно, Афоризмы йог. Свами Вивекананда Йога читать онлайн